Тема 3. Глобальная экономика на рубеже ХХ и ХХI веков

Введение

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 100401 Туризм (базовый уровень)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) в рамках укрупненной группы профессий

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально- экономический цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

Дисциплина «История», изучаемая на 1-2 семестрах обучения

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

· обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 14 часов, в том числе практические занятия 2 часа;

· самостоятельной работы обучающегося 44часа.

В соответствии с учебным планом специальности, предусмотрено выполнение одной контрольной работы. В Методических указаниях приведено 10 вариантов контрольных работ. Выбор варианта осуществляется в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета.

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочей программой предусмотрено изучение 7 тем, в том числе 6 тем включены в аудиторные часы, 7 тем даются на самостоятельную проработку.

В аудиторные часы включена тема 1, имеющая обзорный, установочный характер, а также темы 2, 3, 4, 5, 6, закрепляющие теоретический материал, к 7 теме предлагается практическое занятие. Тематический план изучения дисциплины представлен в Табл.1.

В самостоятельную работу обучающихся включены все остальные темы курса. По каждой теме приведены вопросы для самоконтроля.

Таблица 1. Тематический план изучения дисциплины

  Наименование разделов   Максимальная учебная нагрузка, час Количество аудиторных часов при заочной форме обучения   Самостоя-тельная работа, час
Всего, час Лабораторные и практические занятия, час
Тема 1. Глобализация как феномен современности -
Тема 2. Мировое сообщество после «холодной войны».  
Тема 3. Глобальная экономика на рубеже ХХ и ХХI веков  
Тема 4. Концептуальные основы внешней политики Российской Федерации. Россия в системе международных отношений  
Тема 5. Глобальная безопасность: новые источники угрозы в современном мире  
Тема 6. Роль России в мировом сообществе  
Тема 7 Культурное пространство современной России -
Итого:

Тема 1. Глобализация как феномен современности

Особенности развития миропорядка в конце ХХ века. Глобальные изменения на рубеже ХХ и ХХI веков. Распад биполярной системы и его итоги. Сепаратизм и интеграция в международных отношениях. Глобализация как феномен ХХ века .

Вопросы:

1. Каковы параметры Вестфальской модели мира и причины ее кризиса в XX - XXI вв.?

2. Какие есть подходы к пониманию проблем глобализации и различных аспектов этого процесса?

3. Какие характеристики современного этапа развития политической структуры мира и гипотезы относительно вновь формирующейся структуры можно выделить?

Тема 2. Мировое сообщество после «холодной войны».

Мир после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ в.Многообразие и многоликость стран современного мира. Российская государственность и российская цивилизация: выбор путей развития России.

Вопросы:

1. Действительно ли мир периода холодной войны был стабильнее и в этом смысле более безопасным?

2. Какое событие называют крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века?

3. По какому пути цивилизационного развития идет Россия сегодня?

Тема 3. Глобальная экономика на рубеже ХХ и ХХI веков

Мировые интеграционные процессы. Мировое экономическое развитие. Становление единого мирового хозяйства. Россия в системе мирового рынка, глобализация российской экономики.Россия в глобальной конкуренции. Специфика хозяйства современной России, направления и перспективы развития.

Вопросы:

1. Назовите основные исторически и методологические истоки теории модернизации.

2. Какое влияние оказывает на общую теорию модернизации интенсификация процессов экономического и политического развития и глобализации?

3. Какова специфика обществ «позднего старта»? Какие факторы определяют разные достижения обществ «позднего старта», в том числе России?

Наши рекомендации