Тема 3. Глобальная экономика на рубеже ХХ и ХХI веков
Введение
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 100401 Туризм (базовый уровень)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) в рамках укрупненной группы профессий
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально- экономический цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
Дисциплина «История», изучаемая на 1-2 семестрах обучения
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:
· обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 14 часов, в том числе практические занятия 2 часа;
· самостоятельной работы обучающегося 44часа.
В соответствии с учебным планом специальности, предусмотрено выполнение одной контрольной работы. В Методических указаниях приведено 10 вариантов контрольных работ. Выбор варианта осуществляется в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета.
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочей программой предусмотрено изучение 7 тем, в том числе 6 тем включены в аудиторные часы, 7 тем даются на самостоятельную проработку.
В аудиторные часы включена тема 1, имеющая обзорный, установочный характер, а также темы 2, 3, 4, 5, 6, закрепляющие теоретический материал, к 7 теме предлагается практическое занятие. Тематический план изучения дисциплины представлен в Табл.1.
В самостоятельную работу обучающихся включены все остальные темы курса. По каждой теме приведены вопросы для самоконтроля.
Таблица 1. Тематический план изучения дисциплины
Наименование разделов | Максимальная учебная нагрузка, час | Количество аудиторных часов при заочной форме обучения | Самостоя-тельная работа, час | |
Всего, час | Лабораторные и практические занятия, час | |||
Тема 1. Глобализация как феномен современности | - | |||
Тема 2. Мировое сообщество после «холодной войны». | ||||
Тема 3. Глобальная экономика на рубеже ХХ и ХХI веков | ||||
Тема 4. Концептуальные основы внешней политики Российской Федерации. Россия в системе международных отношений | ||||
Тема 5. Глобальная безопасность: новые источники угрозы в современном мире | ||||
Тема 6. Роль России в мировом сообществе | ||||
Тема 7 Культурное пространство современной России | - | |||
Итого: |
Тема 1. Глобализация как феномен современности
Особенности развития миропорядка в конце ХХ века. Глобальные изменения на рубеже ХХ и ХХI веков. Распад биполярной системы и его итоги. Сепаратизм и интеграция в международных отношениях. Глобализация как феномен ХХ века .
Вопросы:
1. Каковы параметры Вестфальской модели мира и причины ее кризиса в XX - XXI вв.?
2. Какие есть подходы к пониманию проблем глобализации и различных аспектов этого процесса?
3. Какие характеристики современного этапа развития политической структуры мира и гипотезы относительно вновь формирующейся структуры можно выделить?
Тема 2. Мировое сообщество после «холодной войны».
Мир после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ в.Многообразие и многоликость стран современного мира. Российская государственность и российская цивилизация: выбор путей развития России.
Вопросы:
1. Действительно ли мир периода холодной войны был стабильнее и в этом смысле более безопасным?
2. Какое событие называют крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века?
3. По какому пути цивилизационного развития идет Россия сегодня?
Тема 3. Глобальная экономика на рубеже ХХ и ХХI веков
Мировые интеграционные процессы. Мировое экономическое развитие. Становление единого мирового хозяйства. Россия в системе мирового рынка, глобализация российской экономики.Россия в глобальной конкуренции. Специфика хозяйства современной России, направления и перспективы развития.
Вопросы:
1. Назовите основные исторически и методологические истоки теории модернизации.
2. Какое влияние оказывает на общую теорию модернизации интенсификация процессов экономического и политического развития и глобализации?
3. Какова специфика обществ «позднего старта»? Какие факторы определяют разные достижения обществ «позднего старта», в том числе России?