Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины«Макроэкономика» является формирование компетенций, направленных на изучение закономерностей функционирования национального хозяйства, самостоятельную оценку различных социально-экономических явлений и взаимосвязей, взглядов и теорий, основных понятий и методов макроэкономического анализа, так и возможность практического применения экономических знаний, связанных с анализом макроэкономических процессов и проведении расчетов, основанных на реальных экономических данных.
Задачи дисциплины:
- усвоение основ категориального аппарата экономической науки;
- приобретение навыков исследовательской работы, умения излагать материал и аргументировать свою позицию;
- развитие способности самостоятельного осмысления конкретных социально-экономических ситуаций и критической оценки существующих взглядов;
- овладение методикой и методологией экономического анализа.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Цикл, к которому относится дисциплина:
Б.3 Профессиональный цикл. Базовая часть
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «История экономических учений»:
Знания: закономерности исторического процесса возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов; .
Умения: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций; предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий.
2.2. Из курса «Микроэкономика»:
Знания: основные понятия и концепции микроэкономики, к которым относятся: анализ предельных затрат и результатов; эластичность; спрос и предложение; равновесие; типы рыночных структур; эффективность обмена по Парето; особенности функционирования рынков факторов производства..
Умения: анализировать принципы поведения фирм и потребителей на рынках в условиях различных рыночных структур.
Владения: понимать, находить и использовать информацию, необходимую для анализа и оценки современных проблем экономики; определять наличие положительных и отрицательных внешних эффектов хозяйствования.
2.3. Из курса «Экономическая география и регионалистика»:
Умения: анализировать систему внешних и внутренних факторов (возможностей, условий, ресурсов), влияющих на развитие экономики страны.
Владения: понимание теоретического и методического аппарата (понятие, показатели, критерии, факторы) исследования экономики страны.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· «Статистика»,
· «Мировая экономика и международные экономические отношения»,
· «Макроэкономическое планирование и прогнозирование».
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина является базовой для формирования следующих компетенций:
общекультурные компетенции:
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
· способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
· имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14);
· способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы; владеет умением использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);
· владеет культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);
· готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики (ОК-21).
профессиональные компетенции:
· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
· способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
· способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
· способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
· способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
· основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
· основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;
· основные особенности российской экономики, направления экономической политики государства;
Уметь:
· анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
· рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
· использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
· анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
· осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
· осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
· строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
· представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
· организовать выполнение конкретного порученного этапа работы;
· организовать работу малого коллектива, рабочей группы;
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· методологией экономического исследования;
· современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
· методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
· современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне;
· навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 468 часов (13 зачетных единиц).