Характеристика активов предприятия

Денежные средства представляют собой специфический вид активов предприятия, которые являются универсальным платежным средством для привлечения на предприятие любых ресурсов. По своему наполнению статья “денежные средства” представляет собой сумму денег, оставшихся на расчетном счету банка (депозите до востребования) в местной и иностранной валюте, а также некоторая сумма наличных денег, хранящихся в кассе компании на дату составления баланса. Принято считать, что денег должно быть как можно больше. Это утверждение вряд ли применимо к денежному счету предприятия. Остатков денежных средств на расчетном банковском счету предприятия должно хватить для проведения очередных денежных выплат, обусловленных текущей деятельностью компании. Если предприятие готовится к очередной крупной выплате денег, оно постепенно накапливает деньги на своем расчетном счету и совершает эту выплату к назначенному сроку, обеспечивая тем самым свою текущую платежеспособность. Держать постоянно большую сумму денег на расчетном счету представляется неразумным. Деньги должны работать, т.е. деньги следует использовать для приобретения каких-либо более производительных активов, которые в состоянии приносить прибыль. Минимально производительными принято считать рыночные ценные бумаги, которые в состоянии принести предприятию надежный процентный доход. В приведенном примере компании SVP удается непрерывно инвестировать деньги в производительные активы, сохраняя на денежном счету сравнительно небольшие суммы, порядок которых сохраняется для трех выбранных моментов времени.

Рыночные ценные бумаги представляют собой краткосрочные финансовые вложения предприятия с целью получения, как правило, фиксированного дохода. К числу наиболее распространенных вариантов краткосрочных финансовых инвестиций относятся государственные и муниципальные (региональные) долговые обязательства, которые выпускаются их эмитентами на период не более одного года, акцептованные банком векселя, т.е. векселя, выплату по которым гарантирует банк, депозитные сертификаты – свидетельства о временном банковском вкладе, на которые начисляются проценты. Кроме того, к рыночным ценным бумагам относятся фьючерсные, форвардные и опционные контракты, которые представляют собой специальный вид вторичных финансовых инструментов, базирующихся на разнообразных контрактах на обязательную или возможную покупку или продажу первичных финансовых инструментов (ценных бумаг предприятия или государства). Следует подчеркнуть, что под термином “рыночные ценные бумаги” понимаются “чужие” ценные бумаги, т.е. не бумаги данного предприятия. Компания прибегает к приобретению рыночных ценных бумаг с целью наиболее рационального использования временно свободных денежных средств. Предприятие рассчитывает к последствие продать эти бумаги с выгодой или дождаться момента их погашения и получить основную часть долга и процентное вознаграждение. Компания прибегает к покупке рыночных ценных бумаг: на 01.01.2009 она имела ценных бумаг на $54,200, в то же время через год этот объем сократился на $40,000, так как, по-видимому, предприятию потребовались деньги для проведения каких-либо важных выплат, например, процентов или дивидендов.

Дебиторская задолженность отражает сумму долга предприятию со стороны различных юридических и физических лиц, имеющих прямые взаимоотношения с предприятием. Ниже приведены примеры наиболее распространенных составляющих дебиторской задолженности:

задолженность по реализованным товаром – товары проданы потребителю в кредит и отгружены, деньги поступят на счет предприятия позже в соответствии с условиями контракта;

задолженность по лизинговым контрактам – предприятие сдало часть своих активов в аренду другому предприятию, которое будет выплачивать деньги в соответствии с условиями контракта с некоторой отсрочкой;

задолженность по инвестиционной деятельности – предприятие получило от нового владельца обязательство внести в уставный фонд (добавить к сумме собственного капитала) определенную сумму денег к назначенному сроку, эта сумма добавляется к дебиторской задолженности в момент подписания обязательства и исключается из суммы дебиторской задолженности в момент погашения задолженности, т.е. внесения денег владельцем;

дивиденды и проценты к получению – это задолженность эмитентов ценных бумаг по отношению к предприятию, если оно владеет этими ценными бумагами, данная задолженность появляется в момент начала осуществления выплаты процентов, оговоренный в контракте на долговые ценные бумаги, или в момент объявления о выплате дивидендов, и исключается в момент фактического осуществления выплаты.

В статье “дебиторская задолженность” может появляться строка “поправка на безнадежные долги”. Эта строка отражает ту часть дебиторской задолженности, которая не может быть выплачена должником по причине потери его платежеспособности. Эта сумма в последствии “списывается на затраты” в соответствии с принятыми в стране правилами.

Сумма дебиторской задолженности отражает, как правило, два фактора:

уровень деловой активности предприятия – чем больше объемы продаж, тем обычно больше объем дебиторской задолженности,

отношение предприятия к своим клиентам – чем больше предприятие “любит” своих клиентов, т.е. чем большую отсрочку платежа оно им предоставляет, желая сохранить клиентов и привлечь новых, тем больше объем дебиторской задолженности.

Параллельно с анализом дебиторской задолженности важным вопросом является анализ путей управления дебиторской задолженностью предприятия. Можно выделить пять шагов управления дебиторской задолженностью:

Определение условий предоставления кредита при продаже товара, а именно системы скидок и срока кредита.

Определение гарантий, под которые предоставляется кредит. Самый простой способ – это так называемый “открытый счет”, когда в соответствии с заключенным контрактом потребителю выставляется счет, который им признается. В балансе такая дебиторская задолженность объединяется в статью “счета к получению”. Более надежный способ – получения письменного обязательства заплатить деньги, т.е. векселя. Существует несколько разновидностей векселей, из которых наиболее распространен простой вексель. Дебиторская задолженность, приобретенная таким образом, часто объединяется под общей статьей “векселя к получению”.

Определение надежности покупателя осуществляется компанией с использованием различных информационных источников. В США, к примеру, для этих целей используются специальные информационные бюллетени, в которых публикуются рейтинги фирм, построенные, в том числе, на основании информации о платежеспособности предприятий.

Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю, основанного на анализе риска и минимизирующего возможность понесения ущерба компанией.

Определение политики сбора дебиторской задолженности. В качестве одного из вариантов отметим возможность передачи за определенную плату права на получение денег по дебиторской задолженности специализированной фирме. Такие операции называются факторингом, а фирмы, предоставляющие подобные услуги, называются факторинговыми.

В соответствии с МСБУ, решение о порядке расположения различных видов дебиторской задолженности и степени детализации этих статей принимает сама компания. Следовательно, у различных компаний состав и структура дебиторской задолженности будет различной.

В рассматриваемом примере дебиторская задолженность, реализованная в виде “векселей к оплате”, выделена в отдельную позицию. Основная масса дебиторской задолженности является следствием торговых операций компании и представляет собой задолженности “по счетам”. Компания имеет постоянно возрастающий объем дебиторской задолженности, что, очевидно, свидетельствует о росте объемов ее реализации.

Следует подчеркнуть, что итоговое значение дебиторской задолженности не дает полной картины взаимоотношения компании со своими потребителями, так как различные потребители могут иметь различный срок предоставленной отсрочки платежа. Для эффективной диагностики предприятия необходимо собрать и проанализировать более детальные данные, включающие: 1) наименование дебитора, 2) сумму задолженности, 3) величину предоставленной отсрочки, 4) фактическое состояние задолженности (когда истек или истечет срок погашения), 5) краткая характеристика платежеспособности должника.

Такая информация должна охватывать не менее 90 процентов фактической суммы дебиторской задолженности. Пример такого более детального представления информации о дебиторской задолженности приведен в таблице 3.

Таблица 3. Состояние дебиторской задолженности предприятия на 01.01.2011.

      Просроченная дебиторская задолженность
Клиент Дебиторская задолженность, всего Дебиторская задолженность, непросроченная 31- 60 дней 61- 90 дней 91- 120 дней Более 120 дней
Клиент А 145,000 125,000 10,000 10,000 - -
Клиент Б 124,600 80,000 - 20,000 24,600 -
Клиент В 65,000 65,000 - - - -
Клиент Г 34,000 20,000     - 14,000
Клиент Д 20,200 10,000     10,200  
Всего 388,800 300,000 10,000 30,000 34,800 14,000

Как видно из таблицы, положение предприятия в отношении своих дебиторов весьма устойчивое. Основная часть дебиторской задолженности, более 75%, является непросроченной. Весьма сомнительными в части погашения являются долги клиентов Г и Д, но их доля составляет всего 12,5%. Такая информация дает более основательное впечатление о дебиторской задолженности предприятия и может служить основой для выводов в отношении эффективности кредитной политики предприятия.

Векселя к получению по существу являются разновидностью дебиторской задолженности, но отличаются формой предоставления отсрочки платежа, которая имеет вид векселя. Наиболее важными характеристиками векселя являются: 1) срок действия, 2) сумма займа и 3) процентная ставка. Срок векселя устанавливается непосредственно при выписке векселя в днях или месяцах, либо оговаривается дата погашения векселя (выплаты суммы займа), и тогда срок векселя рассчитывается путем сопоставления даты выписки и даты погашения. Величина суммы займа устанавливается по взаимному соглашению сторон, участвующих в выписке векселя, и записывается на лицевой стороне векселя. Величина суммы займа определяется на основании объема товара или услуг, оказанных векселедателю. Проценты по векселю – это стоимость займа или вознаграждение за предоставление кредита. Расчет процентов производится по следующей простой формуле:

Процент = Сумма займа * Ставка процента * Срок векселя.

При этом следует учитывать, что ставка процента обычно устанавливается в пересчете на год, а срок векселя указывается в днях или месяцах. Поэтому необходимо сделать соответствующий пересчет. Рассмотрим для примера вексель, выданный компании. Вексель был выдан на срок 3 месяца, сумма займа составляет $42,800, а годовая процентная ставка - 24%. Сумма процентного платежа должна составить $42,800*0.24*(3/12) = $2,568. Таким образом, сумма, выплачиваемая на дату окончания векселя должна составить $42,800 + $2,568 = $45,368. Предприятие учтет эти две компоненты по-разному: основная сумма займа будет непосредственно добавлена к денежному счету; сумма процента должна быть учтена в отчете о прибыли, как дополнительный доход предприятия (в целях правильного налогообложения), а затем уже добавлена к денежному счету.

Существуют также так называемые дисконтные векселя. При выписке дисконтного векселя не указываются проценты, а указывается лишь сумма, которая будет выписана векселедержателю. Соответственно, стоимость товаров или услуг (или сумма которую получает лицо, выписывающее вексель) меньше той суммы, которая будет предоставлена векселедержателю.

В западных странах широко распространена практика учета, или дисконтирования, векселей. Согласно этой практике, банк может выкупить вексель еще до момента его погашения, чтобы самому стать векселедержателем. При этом банк выкупает вексель со скидкой (дисконтом), а получает по векселю полную сумму в момент его погашения. Пусть, к примеру, рассмотренный выше вексель к получению компании, учитывается банком по ставке 30%, когда осталось 60 дней до окончания срока векселя. Сумма дисконта по векселю составит $45,368*0.30*(60/365) = $2,237. Следовательно, предприятие получит не $45,368, а $45,368 – $2,237 = $43,131.

Товарно-материальные запасы или товарно-материальные средства (ТМС) являются одним из наиболее значительных активов предприятия и одним из источников его выручки. Под ТМС подразумеваются активы предприятия, которые будут проданы в течение одного года, или будут использованы с целью изготовления и реализации продукции предприятия. Для торговых фирм ТМС – это товарные запасы; в производственных предприятиях существуют три основные статью ТМС:

запасы сырья и материалов,

запасы незавершенного производства,

запасы готовой продукции.

В дальнейшем ТМС рассматриваются в целом, а спецификация делается по необходимости.

Следующие три ключевые вопросы должны быть рассмотрены при характеристике ТМС:

проблема учета запасов,

проблема оценки запасов и

проблема отражения запасов в отчетности.

Проблема учета запасов решается в украинской и западной бухгалтерии практически одинаково за исключением последнего этапа, когда формируется “себестоимость реализованной продукции”. В общем случае в понятие себестоимости готовой продукции включаются прямые затраты труда, прямые затраты материалов и производственные накладные издержки. Общие и административные издержки, а также затраты, связанные с продажей товаров, в себестоимость реализованной продукции не включаются, а записываются в виде отдельной строки. Отражение этого факта можно найти в таблице 2.2. Существуют два возможных способа учета ТМС:

система постоянного учета запасов, когда все закупки записываются прямо на счет ТМС, а их продажа – включается в себестоимость готовой продукции,

система периодического учета запасов, при которой статья баланса ТМС остается неизменной в течение некоторого периода (месяца), а все закупки отражаются на отдельном счете “закупки”; величина конечных запасов определяется путем физической “инвентаризации”, а себестоимость реализованной продукции рассчитывается в конце периода по формуле

Себестоимость = Начальные запасы + Закупки - Конечные запасы.

Принципиально обе системы приводят к одной и той же себестоимости готовой продукции. В то же время на практике результаты могут не совпадать по различным причинам, например, в случае порчи или недостачи запасов.

Проблема оценки запасов возникает вследствие того, что цена на одни и те же материалы, используемые предприятием, изменяется в течение года. Эта проблема решается с помощью одного из четырех методов:

метод специфической идентификации,

метод средней себестоимости,

метод FIFO (First-in – First-out) и

метод LIFO (Last-in – First-out).

Рассмотрим каждый из методов на конкретном примере. Компания в течение января приобрела и использовала в производстве следующие объемы комплектующей детали.

Дата Категория запасов Кол-во Цена Стоимость
01 января Начальные ТМС 1.35 54.00
03 января Закупки ТМС 1.44 216.00
15 января Закупки ТМС 1.52 212.80
18 января Продажа товаров    
22 января Закупки ТМС 1.56 46.80
31 января Конечные запасы    

Проведем расчет себестоимость проданных товаров по различным методам.

Метод специфической идентификации предполагает, что финансовый менеджер знает, какие конкретно единицы запасов проданы (отпущены в производство), а какие остались. Пусть, к примеру, финансовый менеджер отравил в продажу 40 деталей по $1.35. за штуку, 100 деталей – по $1.44 и 110 – по $1.52. Тогда, расчет себестоимости проданных товаров выглядит следующим образом.

Кол-во Цена Стоимость
1.35 54.00
1.44 144.00
1.52 167.20
Себестоимость   365.20

Остатки деталей на складе рассчитываются соответствующим образом:

Кол-во Цена Стоимость
0.00 1.35 -
50.00 1.44 72.00
30.00 1.52 45.60
30.00 1.56 46.80
Конечные запасы   164.40

Отметим, что результирующая стоимость, как сумма себестоимости проданных товаров и остатков, $529.60, что совпадает со стоимостью всех запасов, прошедших через склад, включающих остатки на начало периода, закупленные комплектующие и остатки на конец периода.

Данный метод на практике используется в основном в компаниях, торгующих дорогостоящими штучными товарами, или в мелких фирмах.

Метод средней себестоимости основан на предположении о том, что каждая единица ТМС данного периода имеет одинаковую стоимость. Расчет средней стоимости основан на суммарной стоимости всех запасов предприятия в течение месяца (включающих остатки ТМС на начало месяца и закупки ТМС в течение месяца). Расчет себестоимости проданных товаров производится с помощью следующей таблицы.

ТМС в распоряжении
Кол-во Цена Стоимость
1.35 54.00
1.44 216.00
1.52 212.80
1.56 46.80
Общая себестоимость 529.60
Средняя себестоимость единицы 1.47
Себестоимость остатков 161.82
Себестоимость реализованной продукции 367.78

В данной таблице произведен расчет суммарной себестоимости всех запасов, которая равна $529.60 и определена средняя себестоимость

$529.60 / (40+150+140+30) = $1.47.

Для расчета себестоимости проданных товаров необходимо просто умножить общий объем проданных товаров (250 штук) на полученное значение средней себестоимости. Данный метод используется только в случае периодического учета запасов.

Метод FIFO базируется на том предположении, что запасы продаются в том порядке, в каком они закупаются: “первый пришел – первый ушел”. Таким образом, конечные запасы состоят из последних по времени закупок, и для расчета их себестоимости берется стоимость последних пришедших единиц. Если применять метод FIFO, то стоимость конечных запасов и себестоимость реализованной продукции, полученные в результате расчетов при использовании системы постоянного учета и системы периодического учета запасов, будут одинаковыми. Для рассматриваемого примера расчеты себестоимости иллюстрируются следующей таблицей.

Продажа ТМС , начиная с первых партий
Кол-во Цена Стоимость
1.35 54.00
1.44 216.00
1.52 91.20
1.56 -
Себестоимость реализованной продукции 361.20
Осталось на складе    
Кол-во Цена Стоимость
0.00 1.35 -
0.00 1.44 -
80.00 1.52 121.60
30.00 1.56 46.80
Конечные запасы   168.40

Данный метод оценки ТМС имманентен естественной последовательности работы предприятия с товарно-материальными запасами: запасы продаются или поставляются в производство по мере поступления: раньше будет использован тот элемент ТМС, который первым появился на предприятии. Использование метода FIFO максимально приближает поток стоимостей к потоку физических единиц запасов. Результатом его применения является то, что стоимость конечных запасов приближается к их текущей рыночной стоимости. При этом предполагается, что предприятие покупает ТМС по рыночным ценам, которые имеет общую тенденцию не уменьшаться. Себестоимость реализованной продукции при этом занижается по сравнению, например, с методом средней себестоимости, что приводит к максимальному значению чистой прибыли.

Метод LIFO базируется на схеме использования запасов, при которой последние по времени закупки первыми уходят в продажу (поступают в производство): последний зашел – последний ушел. Конечные запасы, таким образом, будут состоять из первых по времени закупок. Ввиду неоднозначности последовательности производимых предприятием закупок, использование системы постоянного и периодического учета приводит к различным результатам.

По схеме периодического учета запасов расчет осуществляется в направлении, противоположном предыдущему расчету, в котором была использована процедура FIFO. Приведенная ниже таблица по форме совпадает с предыдущей, с той лишь разницей, что в ней расходование ТМС начинается с более поздних партий.

Продажа ТМС, начиная с последних партий
Кол-во Цена Стоимость
1.56 46.80
1.52 212.80
1.44 115.20
1.35 -
Себестоимость реализованной продукции 374.80
Осталось на складе    
Кол-во Цена Стоимость
0.00 1.56 -
0.00 1.52 -
70.00 1.44 100.80
40.00 1.35 54.00
Конечные запасы   154.80

При использовании постоянного учета ТМС процедура расчета существенно другая. При продаже ТМС первыми учитываются те партии товара, которые “зашли” на предприятие последними на момент продажи, а не на момент окончания расчетного периода (месяца), как в схеме периодического учета. Поэтому таблица расчета себестоимости проданных товаров следует хронологии операций с элементами ТМС.

Дата Категория запасов Кол-во Цена Стоимость
01 января Начальные ТМС 1.35 54.00
03 января Закупки ТМС 1.44 216.00
15 января Закупки ТМС 1.52 212.80
18 января Продажа ТМС   371.20
18 января Остаток ТМС 1.35 54.00
18 января Остаток ТМС 1.44 57.60
22 января Закупки ТМС 1.56 46.80
31 января Конечные запасы ТМС   158.40
Себестоимость реализованной продукции 371.20    
Себестоимость остатков 158.40    

Различие в результатах при использовании метода LIFO для этих двух систем учета объясняется тем, что в первом случае за базу расчета берутся все закупки месяца, которые сопоставляются с “изъятиями”, а во втором случае – последние закупки перед “изъятиями”.

Результатом применения метода LIFO является наибольшее значение себестоимости и как результат наименьшее значение налога на прибыль. В условиях инфляции, когда цены на входные ресурсы предприятия увеличиваются весьма интенсивно, и предприятие не может адекватно этому увеличивать цены на выходную продукцию, применение этого метода позволяет получать экономию на налоге на прибыль по сравнению с другими методами.

Ниже приведены сравнительные характеристики себестоимости проданных товаров и остатков согласно рассмотренным методам.

Метод Себестоимость проданных товаров Себестоимость остатков
специфической идентификации 365.20 164.40
средней стоимости 367.78 161.82
FIFO 361.20 168.40
LIFO, периодический учет 374.80 154.80
LIFO, постоянный учет 371.20 158.40

Как видно из таблицы, все методы приводят к различным результатам. Наибольшее значение себестоимости проданной продукции получается в случае применения метода LIFO с периодической системой учета, наименьшее значение дает использование метода FIFO.

Проблема отражения ТМС в отчетности состоит в том, как должна быть записана стоимость остатков ТМС в балансе. В качестве возможных альтернатив рассматриваются рыночная и “историческая” стоимости. Дело в том, что по разным причинам рыночная стоимость запасов товарной продукции может опуститься ниже их себестоимости. В этом случае возникает потенциальный убыток, который должен быть отражен в данном периоде списанием запасов по их рыночной цене. Разница между себестоимостью запасов и их рыночной ценой списывается одним из двух методов: прямым или косвенным. В первом случае рыночная стоимость запасов просто замещает их в балансе, и разница прямо списывается на себестоимость готовой продукции. Во втором случае создается специальный счет “скидки в результате снижения рыночной стоимости запасов”, который используется в балансе дополнительно к статье “товарно-материальные запасы”, а в отчете о прибыли появляется дополнительный счет “убыток в результате снижения рыночной стоимости запасов”. Использование прямого метода является в США нормальной практикой, косвенный метод обычно используется при значительных величинах убытка. В казахстанской практике подобные корректировки обычно не используются.

Предоплаченные расходы – это актив, представляющей собой израсходованные средства, выгода от которых будет получена в течение одного года, начиная с даты составления баланса. К этим расходам относятся оплаченные авансом услуги, оплаченная на год вперед аренда, страховые полисы и т.д. Предоплаченные расходы списываются на издержки соответствующего периода как компонента себестоимости. Например, предприятие может оплатить на год вперед аренду помещения, заплатив арендодателю 24,000 . Каждый месяц 2,000 будут включаться в себестоимость проданных товаров, а величина этой статьи баланса будет уменьшаться каждый месяц на 2,000. Данная статья является последней в разделе “Оборотные средства”.

Основные средства представляют собой совокупность активов, которые предполагают использовать в течение периода времени больше года. Для целей более понятного восприятия основные средства можно представить в виде трех частей:

материальные активы,

нематериальные активы,

долгосрочные финансовые инвестиции.

По существу, все основные средства представляют собой долгосрочные инвестиции предприятия в ценности, которые будут приносить ему прибыль. Рассмотрим каждую их составляющих отдельно.

Для характеристики материальных активов принимают во внимание следующие три признака:

цель приобретения – использование в нормальном процессе функционирования компании, а не для последующей перепродажи,

длительность срока использования, которая составляет период времени более одного года с распределением их стоимости (исчислением износа) в течение этого периода,

наличие материальной (физической) формы в отличие от нематериальных активов.

Базовыми составляющими основных материальных активов предприятия являются земля, здания и сооружения, машины и оборудование. На все средства, за исключением земли, начисляется амортизация. Следует отметить, что собственно термин “амортизация”, который в русском языке является универсальным, т.е. используется для любого вида износа, в западном учете применяется только для обозначения износа нематериальных активов.

Наиболее существенной проблемой учета нематериальных активов является порядок отнесения стоимости актива на себестоимость готовой продукции. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть следующие вопросы:

определение первоначальной стоимости актива,

определение метода начисления амортизации,

отражение расходов, связанных с содержанием основных средств (ремонт, поддержание в рабочем состоянии, модернизация),

отражение выбытия основных средств из числа активов предприятия.

Рассмотрим каждый из этих вопросов отдельно.

Оценка первоначальной стоимости актива производится в соответствии с принципом себестоимости, т.е. в балансе отражается его историческая стоимость. Эта стоимость включает покупную цену за вычетом скидок, таможенные сборы, невозмещаемые налоги, а также затраты, прямо относящиеся к приведению основных средств в рабочее состояние (монтаж, подготовка участка, доставка и т.д.).

Начисление амортизации производится в западных правилах финансового учета по схеме, отличающейся от украинской. Процесс начисления амортизации по определению – это распределение стоимости объекта основных средств на период его полезного использования. В этом процессе используются следующие понятия:

первоначальная стоимость,

накопленная амортизация (накопленный износ),

остаточная или балансовая стоимость,

ликвидационная стоимость – оценочная стоимость при выбытии,

стоимость, подлежащая распределению по времени списания, – разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью.

Начисление амортизации производится с помощью одного из следующих подходов: прямолинейная амортизация и ускоренная амортизация. Следует подчеркнуть, что для различных объектов своих основных средств предприятие может выбирать и назначать различный подход, и, назначив его в начале эксплуатации актива, оно должно следовать этому подходу в течение всего оставшегося времени использования актива. Рассмотрим различие между подходами к амортизации на следующем конкретном примере. Компания приобретает актив, оценив его основные элементы следующим образом:

первоначальная стоимость – 120,000,

ликвидационная стоимость – 10,000,

срок полезного использования – 5 лет.

Метод прямолинейного списания состоит в том, что стоимость основного средства списывается равными долями в течение срока полезного использования основного средства. Таким образом, поскольку для рассматриваемого примера амортизируемая стоимость равна 110,000, ежегодно будет списываться 110,000/5=22,000. Для случая прямолинейной амортизации используется понятие нормы амортизации, которая равна проценту ежегодного списания от общей величины амортизируемой стоимости. Очевидно, что норма амортизации является величиной, обратной по отношению к количеству лет амортизации. Для случая 5 лет норма амортизации составляет 20%.

Ускоренная амортизация может осуществляться с помощью одного из следующих методов: метода суммы лет и метода снижающейся балансовой стоимости.

Метод суммы лет основан на использовании специальных коэффициентов списания, различных для каждого года. Коэффициент списания равен отношению оставшегося срока полезного использования актива, включая текущий год, к сумме лет. В рассматриваемом примере сумма лет равна 1+2+3+4+5=15. Следовательно, для первого года коэффициент списания составляет 5 / 15 = 0.33. Полный расчет амортизации приведен в следующей таблице.

Год Коэффициент Величина амортизации
0.333 36,667
0.267 29,333
0.200 22,000
0.133 14,667
0.067 7,333
Амортизация, всего 110,000

Метод снижающейся балансовой стоимости состоит в том, что норма амортизации метода прямолинейной амортизации умножается на некоторый коэффициент акселерации и применяется к остаточной (балансовой) стоимости актива. Достаточно часто используется удвоенная норма износа, и тогда этот метод называется методом удвоенного снижения балансовой стоимости. Для расчета величины износа используется следующая формула:

Износ = 2 * Норма износа * (Начальная стоимость – Накопленный износ).

Заметим, что ликвидационная стоимость в расчет не входит. Ее значение понадобится в том случае, если для последнего года величина накопленного износа станет больше значения амортизируемой стоимости (в нашем примере 110,000). В таком случае, значение износа для последнего года корректируется (снижается) так, чтобы суммарный износ был равен амортизируемой стоимости. Расчет величины амортизации приведен в следующей таблице.

Год Остаточная величина амортизации Накопленная амортизация Величина амортизации
120,000 48,000
72,000 48,000 28,800
43,200 76,800 17,280
25,920 94,080 10,368
15,552 104,448 5,552
      110,000

Учет расходов на содержание основных средств производится на основании следующего положения – расходы капитализируются, т.е. добавляются к общей сумме основных средств, если выполняется одно из трех условий:

увеличение срока полезной службы актива,

увеличение мощности или количества производимых единиц продукции,

улучшение качества производимой на данном оборудовании продукции.

Расходы на текущий ремонт, как правило, сразу списываются на затраты производства. В большинстве западных стран предприятие само устанавливает свой собственный лимит издержек, ниже которого все издержки квалифицируются как текущие.

Учет убытия основных средств производится следующим образом: списывается первоначальная стоимость и накопленная амортизация выбывающих основных средств. Учитываются любые доходы от убытия (например, приращение денежных средств) или убыток от выбытия. Эта информация находит свое отражение не только в балансе компании, но также в отчете о прибыли (если имели место прибыль или убыток от продажи активов) и в отчете о движении денег, в разделе “денежные потоки от инвестиционной деятельности”. Следует особо подчеркнуть, что если цена продажи актива отличается от его балансовой стоимости (т.е. имеет место прибыль или убыток от продажи актива), это изменяет налог на прибыль.

Интересно отметить, как ведется учет объекта основных средств, износ по которому начислен полностью, в то же время объект продолжает эксплуатироваться. В этом случае стоимость этого объекта отражается в виде двух строк: первоначальной стоимости и начисленного износа при очевидном равенстве обоих значений. Допускается также отражение балансовой стоимости этого актива величиной в $1.

Необходимо отметить также, что международные стандарты допускают переоценку объектов основных средств. В качестве базы для переоценки может служить рыночная стоимость активов, которая отличается от балансовой, в том числе по причине инфляции. Переоценка должна осуществляться на регулярной основе по основным классам основных средств. Результат переоценки в случае повышения стоимости активов приводит к увеличению собственного капитала компании в виде специальной строки – “результат от переоценки”.

Нематериальные активы предприятия характеризуются

отсутствием материальной (физической) формы,

долгосрочностью использования,

способностью приносить доход.

Наши рекомендации