Глава 2. Основные проблемы в сфере и способы их решения

Динамика макроэкономических показателей в современной российской экономике.Динамика макроэкономических показателей РФ2007200820092010ВВПмлрд. руб.33248412653879744491% к пред. пер.8,55,2-7,84,0Промышленное производство% к соотв. пер. пред. года6,80,6-9,38,2Инвестиции в основной капитал% к соотв. пер. пред. года22,79,9-16,26,0Реальные доходы населения% к соотв. пер. пред. года12,12,32,14,1Инфляция% к пред. пер.11,913,38,88,8Безработица% экон. актив. нас.6,16,48,47,5Федеральный бюджетдоходымлрд. руб.7779927473378304% ВВП23,422,518,918,7профицитмлрд. руб.17961708-2300-1812% ВВП5,44,1-5,9-4,1Консолидированный бюджетдоходымлрд. руб.133681600413421% ВВП40,238,834,6профицитмлрд. руб.19902012-2427% ВВП6,04,9-6,3Стабилизационный фондмлрд. руб.3849Резервный фондмлрд. руб.40281831775Фонд национального благосостояниямлрд. руб.258427692696Цена нефти Uralsдолл./барр.68,994,860,477,9Экспортмлрд. долл.354,4471,6303,4398,0% ВВП27,328,424,827,2Импортмлрд. долл.223,5291,9191,8248,8% ВВП17,217,515,717,0Золотовалютные резервымлрд. долл.478,8427,1439,0479,4мес. импорта20,414,020,822,7Денежная масса M2% к соотв. пер. пред. года47,51,716,328,5Обменный курс (средний за период)руб./долл.25,624,831,730,4Индекс реального курса рубля к $% к пред. пер.15,0-0,2-0,44,0дек 1997 г. = 100%130,6129,1128,7133,5Внешний долг РФмлрд. долл.463,9480,5467,2483,0% ВВП35,828,937,933,0

Как видно из приведенных выше статистики данных макроэкономических показателей РФ с 2008 года наблюдается снижение темпов роста ВВП (с 8,5% до 5,2%), особенно резкое его снижение произошло в 2009 г. (с 5,2% до -7,8%). Такое низкое значение данного показателя вызвано в первую очередь пагубным влиянием мирового экономического кризиса, явные признаки которого были видны уже в начале 2008 года. Но не смотря на это российская экономика уже в 2010 году дала положительный прирост в размере 11,8%. Мировой кризис в первую очередь был связан с кризисом финансовой системы. Российская экономика имеет связи с большинством стран мира в сфере торговых отношений. Это в свою очередь и повлияло на резкое снижение темпов роста ВВП в 2009 году. В этом году экспортные операции большинства российских предприятий резко сократились (с 471,6 млрд. долл. до 303,4 млрд. долл.) и по сути производство стало работать на склад.

Плюс ко всему кризис имеет определенный временной лаг воздействия на экономику, поэтому он и отразился с небольшим запозданием (предпосылки зарождающегося кризиса наблюдались уже с конца 2007 г.).

По итогам 2009 года не выполнено большинство прогнозных показателей социально-экономического развития России. Главным образом, темп роста ВВП в 2009 году прогнозировалось обеспечить за счет увеличения объема производства в ведущих отраслях экономики: промышленности, строительстве, торговле.

ВВП начал снижаться в 2008 г. и на 2009 г. пришелся пик снижения ВВП РФ. В отраслевом разрезе, это объяснялось резким замедлением роста в сельском хозяйстве и продолжающимся сокращением промышленного производства. Выпуск в промышленности снизился в 2008 г. на 6,2%, а уже в 2009 г. на 9,9%. Инвестиции в основной капитал за этот же период также резко снизились на 12,8% и 26,1% соответственно. Пытаясь сократить издержки, предприятия указанных отраслей фактически заморозили зарплату, сократили занятость и уменьшили рабочее время. Реальные доходы населения в 2008 г. составили лишь 2,3% по сравнению с 12,1% в 2007 г., а в 2009 г. произошло дальнейшее снижение РДН до 2,1%. В данных отраслях также сократилась занятость и увеличились потери рабочего времени. Безработица в период с 2008 г. по 2009 г. составляла 6,4% и 8,4% соответственно. В связи с увеличившейся безработицей снизились доходы федерального и консолидированного бюджетов. Как видно из таблицы 1 доходы федерального бюджета в 2008 г. составляли 22,5% ВВП, а в 2009 г. 18,9% ВВП.

Бюджетная система страны весь разгул кризиса почувствовала на себе с еще большим опозданием - в 2009 г., поскольку запас прочности в виде «экономической подушки», накопленный в период экономического роста РФ благополучно смягчил его падение. Профицит федерального бюджета с 2007 г. неизменно снижался вплоть до 2009 г. (5,4% ВВП, 4,1% ВВП и -5,9% ВВП соответственно по годам).

В 2010 году российская экономика начала выравниваться. Виден рост практически по всем макроэкономическим показателям. ВВП увеличился с -7,8% в 2009 г. до 4,0% в 2010 г. Наметилась некоторая стабильность в промышленном производстве и как результат рост с -9,3% в 2009 г. до 8,2% в 2010 г. Сократилась безработица до 7,5%, а доходы населения выросли до 4,1%. Инвестиции в основной капитал также увеличились с -16,2% в 2009 г. до 6,0% до 2010 г. Хорошо известной проблемой российской экономики является недостаточный уровень развития институтов и неудовлетворительный характер правоприменительной практики. В экономическом смысле наличие этой проблемы оборачивается высокими трансакционными издержками (в том числе затратами на юридическое сопровождение, урегулирование отношений с органами власти, снижение разного рода рисков и т.д.), а также низким уровнем взаимного доверия в экономике и недостаточной мотивацией к повышению эффективности. Государство повсеместно является важнейшим участником экономической жизни. Именно поэтому качество государственных институтов имеет огромное значение для хозяйственного развития любой страны. К сожалению, в российском случае оно (качество государственных институтов) явно оставляет желать лучшего. Сохраняется конфликт интересов между государством-собственником и государством-регулятором. Российское государство является крупным собственником, в том числе обладателем значительных, в ряде случаев контрольных, пакетов акций. При этом «государство-регулятор» (государство как субъект экономической политики) и «государство-собственник» слиты воедино в лице исполнительной власти. Такое положение дел, несомненно, создает предпосылки для возникновения конфликта интересов: как регулятор экономической жизни исполнительная власть заинтересована в обеспечении условий для устойчивого и эффективного развития российской экономики (включая социальную сферу), как крупный собственник, действующий в условиях рыночной экономики, – в максимизации отдачи от имеющегося у него капитала. Верно и то, что для реализации принятых на политическом уровне целей исполнительная власть может как создавать привилегированные условия для функционирования фирм с государственным участием, так и возлагать на них разного рода обременения - главным образом, социального характера. В обоих случаях неизбежна большая или меньшая деформация рыночной среды. Важнейшая задача исполнительной власти – формулирование и реализация общегосударственных установок, призванных обеспечить решение тех сто- ящих перед обществом проблем, которые не решаются (или решаются неудо- влетворительным образом) рынком. Если формулирование общественных предпочтений призвана осуществлять политическая система, то для их реализации исполнительная власть должна владеть инструментами прогнозирования и стратегического планирования, уметь оказывать регулирующее влияние на деятельность экономических субъектов. В регулирующей деятельности исполнительной власти наблюдается немало проблем. Указанный выше конфликт между функциями государства как регулятора и как собственника, несомненно, оказывает серьезное влияние и на сам процесс регулирования (в частности, он является одним из источников широкого распространения коррупции в стране). Особенностью российской исполнительной власти является явно гипертрофированная роль министерства финансов в принятии экономических решений. В своей деятельности это министерство далеко выходит за рамки традиционных функций «государственного счетовода», по сути дела убедив правительство в том, что оно должно обладать «правом вето» по всем сколько-нибудь значимым макроэкономическим вопросам. Тем самым существенно ослабляется роль министерства экономического развития. Большие проблемы создает объединение в одном ведомстве функций управления наукой и образованием. Научная деятельность носит инфраструктурный характер, так как пронизывает все виды экономической активности. Низведение ее лишь до одного из направлений деятельности упомянутого министерства является очевидным препятствием на пути формирования инновационной экономики в стране. Неслучайно, например, во Франции функции отечественного Минобрнауки выполняют три ведомства. В соответствии с действующим законодательством центральный банк отвечает исключительно за состояние денежно-кредитной сферы. Такое положение дел подчас делает его безучастным к экономическим проблемам, решение которых могло бы быть облегчено за счет более гибкой денежно- кредитной политики. На эффективности выполнения регулирующей функции исполнительной властью негативно сказывается качество государственного аппарата. С од- ной стороны, резкое ухудшение положения дел в этой области связано с проводившейся в течение длительного времени линией на вытеснение специалистов так называемыми «профессиональными менеджерами». С другой стороны, многие проблемы уходят корнями в отсутствие необходимой социальной защищенности государственных служащих. Не случайно, назначение нового министра почти всегда сопровождается перетряской всего аппарата министерства. Хорошо известной (но от этого не менее значимой) является проблема формирования эффективного судопроизводства и правоприменения. Она чрезвычайно серьезным образом влияет на поведение субъектов экономической дея- тельности, затрагивая самые глубинные основы рыночной экономики (уважение права собственности, обязательность соблюдения контрактов, обеспечение равых условий конкуренции). Несмотря на достигнутый прогресс в российских фирмах сохраняются серьезные проблемы в сфере корпоративного управления. В совершенствовании нуждается регулирование взаимоотношений крупных акционеров и так называемых «миноритариев». Причем, важно как исключить возможность ущемления первыми законных интересов вторых, так и сделать невозможной ситуацию, когда приобретший несколько акций человек, по сути дела, приобретает право шантажировать всю компанию, заставляя ее, а, следовательно, и всех остальных акционеров нести немалые и ничем не оправданные издержки. Во многих российских компаниях отсутствует необходимый баланс между правами акционеров, советов директоров и менеджмента. Именно это обстоятельство (наряду с недостатками судебной и правоохранительных систем) лежит в основе все еще широко распространенной практики рейдерских захватов чужой собственности. Несмотря на постепенное обновление производственного аппарата, сопровождающееся возникновением современных, ориентированных на конкурентную среду фирм, в стране по-прежнему имеется довольно большое количество предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Пользуясь зависимым положением своих поставщиков, эти фирмы нередко не только навязывают им неоправданно низкие цены, но и задерживают на длительные сроки оплату за поставленную продукцию. За период, прошедший после начала радикальных реформ, в российской экономике сформировались все основные элементы финансовой системы, характерной для рыночной экономики (государственная бюджетная система, двухуровневая банковская система, инвестиционные, пенсионные и страховые компании, фондовые рынки). Вместе с тем, к финансовой системе со стороны реального сектора эко- номики предъявляются многочисленные претензии. Банковская система про- должает оставаться весьма маломощной, а предоставляемый ею кредит под финансирование текущих нужд предприятий является слишком дорогим. Как по- казали два крупных кризиса (1998 и 2008-2010 гг.), банковская система крайне уязвима по отношению к внешним рискам. Особенно плохо финансовые институты справляются с важнейшей задачей трансформации сбережений в инвестиции. При этом, как отмечалось выше, практически не вовлекаются в хозяйственный оборот крупные государственные резервы валютных средств (речь, разумеется, идет об «избыточных резервах»). Финансовая система по-прежнему характеризуется недостаточной «глубиной», проявляющейся в относительной бедности используемых финансовых инструментов. Центральный банк, в принципе, удовлетворительно справляется с задачей насыщения экономики ликвидностью. В то же время используемые им с этой целью инструменты остаются весьма ограниченными: из-за отсутствия крупного рынка государственных обязательств (результат краха рынка ГКО и ОФЗ в 1998 г.) не могут широко использоваться операции на открытом рынке. Крайне консервативен подход центрального банка к предложению денег за счет рефинансирования банковской системы под долговые обязательства реального сектора экономики. Плохо срабатывает в российской экономике так называемый «трансмиссионный механизм», призванный обеспечивать передачу сигналов, исходящих от денежно-кредитной политики, к реальной экономике.

Решение проблемы 1) разработка государственной научной политики с увязкой с инновационной и промышленной политикой, политикой нового этапа приватизации и политикой в отношении малого бизнеса;
2) ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве, рыночных механизмах;
3) последовательное проведение политики по укреплению российской науки на базе укрепления фундамента реального сектора российской экономики, прежде всего в части сельского хозяйства и промышленных отраслей, производящих предметы народного потребления;
4) перевод российского производства на инновационный путь развития:
– создание мощного комплекса инновационных производств, работающих в условиях зрелой рыночной инфраструктуры;
– последовательное проведение политики постоянной поддержки и расширения новых конкурентных преимуществ тех предприятий, которые ориентируются на выпуск новой технологичной продукции и создание собственных брэндов, при этом освобождаясь от неконкурентоспособных предприятий-банкротов;
– проведение антимонопольной политики с запрещением любой искусственной поддержки и лоббирования интересов отдельных, особенно неэффективных производителей;
– завершение реформы естественных монополий, направленной на формирование конкурентоспособных блоков внутренних производителей;
– разработка национальной программы повышения производительности труда и конкурентоспособности производства в целях стимулирования отечественного инновационного бизнеса, усиления связей между академическими институтами и вузами, отраслевыми НИИ и лабораториями и промышленными предприятиями;
– изменение налогового режима для инновационных фирм и подразделений;
– разработка надёжного законодательства по защите интеллектуальной собственности.
- подъем уровня инвестиций с 20 до 30% ВВП, поэтому основным приоритетом экономической политики является инвестиционный климат, привлечение частных инвестиций.
Факторами и условиями обеспечения вышеперечисленных мер, направленных на создание интеллектуальной экономики, основанной на знаниях, могут являться следующие:
1. Реформирование российской науки, включающее следующие этапы:
– коммерциализация сферы НИОКР: встраивание в рыночный механизм учёных, прикладное использование их достижений;
– ориентация исследований (в том числе и фундаментальных) на конкретные целевые программы, на конкретное финансирование научно-технических проектов, связанных с развитием инновационного бизнеса;
– выстраивание сетей «наука – эксперимент – производство» и увеличение в результате этого доли частного финансирования НИОКР при снижении доли
государственного финансирования.
2. Обеспечение достаточного объема финансирования научно-технической сферы. К сожалению, затраты на НИОКР в стране составляют порядка 12 млрд. долл., в то время как в США – 264, в Евросоюзе – 150 и в Японии – 130 млрд.долл. К тому же, необходимо учесть, что значительная часть наших затрат на НИОКР по прежнему идет в военно-промышленный комплекс и почти не касается выпуска массовой отечественной продукции гражданского назначения.
3. Формирование тесной связи между сферой НИОКР и промышленностью:
– создание государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений отечественной науки и техники;
– целевое финансирование особо важных и перспективных проектов;
– снижение налогов, предоставление специальных кредитов, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии.
4. Открытое признание государством приоритетности научно-технического прогресса и инновационного развития перед ростом производства. Государство должно иметь специальные программы по ускорению научно-технического прогресса и инновационному развитию российской промышленности. Такие программы имеются практически во всех развитых странах мира.
5. Расширение международного научно-технического сотрудничества, изучение полезного зарубежного опыта.

Заключение

Итак, в заключение моей работы можно сделать вывод: переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге - формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.

Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада СССР является глобальная несбалансированность (несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.

Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка.

Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составления политического прогноза.

Вывод

Немаловажная задача на сегодняшний день для РФ это поддержка малого и среднего бизнеса. В советское время предпринимательство было запрещено, ельцинская эпоха дала хороший стимул только для развития больших компаний. Теперь крупный бизнес у нас развит - полно разных структур и корпораций, создаются огромные холдинги, занимающиеся авиастроением, судостроением, автомобилестроением, производством станков... А вот малый и средний бизнес все еще в тупике - им занимаются всего 8 млн. россиян, да и существует он лишь в крупных городах. А надо сделать так, чтобы бизнес пошел и в малые города. Это приведет к ликвидации безработицы - делом будут заняты большая часть населения, заработать сможет каждый россиянин.

Глоссарий

-Макроэкономические показатели - сводные, усредненные по экономике в целом показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста и др.

-Базовые показатели - экономические показатели, принятые в качестве базы сравнения с другими показателями. Базовые показатели используются при определении относительных значений экономических величин.

-Инвестиции - с точки зрения страны в целом - вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала. Инвестиции подразделяются на фиксированные инвестиции и инвестиции в товарно-материальные запасы.

-Экономический показатель - обобщенный количественный параметр социально-экономических явлений и процессов в единстве с их качественными характеристиками.

-Инвестиция - долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты. Инвестиции приносят прибыль через значительный срок после вложения.

-СНС-Система национальных счетов — согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с чёткими правилами ведения счетов и учёта на макроуровне, основанными на принципах экономической теории.

-ВНП - Валовой национальный продукт один из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов

-ВВП - Валовой внутренний продукт, макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг.

-ЧНП-Чистый национальный продукт - общий объём товаров и услуг, которые страна за определённый промежуток времени произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства.

-НД-Национальный доход — один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость.

-РД-Рабочая документация — совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовление строительных изделий.

-Конкуренция- Конкуренция — соперничество в какой-либо области с целью получения выгоды.

-Инвестиции — размещение капитала с целью получения прибыли.

-Целевое финансирование- выделение финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели

Список литературы


1.Барышева Г.А., Острая Т.Б. Национальная экономика: учебное пособие / 2011

2.Николаева И. П. / Учебник: экономическая теория 2005

3.Национальная экономика России./ Кудров В.М. - М.: Дело, 2009.

4.Макроэкономика: Учебник / Под. ред. Г.С. Величканова, Г.Р. Величкановой, - С-Пб.: Питер, 2002.

5.Национальная экономика./ Под ред. Савченко П.В. - М.: Экономистъ, 2008.

6.http://www.economy.gov.ru

7.Он-лайн энциклопедия «Кркгосвет»

8.Константин Гусев «Экономика России»

Наши рекомендации