Конкурентоспособность: от национального уровня к региональному
Понятие конкурентоспособности принадлежит к числу тех, которые, с одной стороны, всем интуитивно ясны, а с другой ¾ трудно определимы в достаточно корректной и исчерпывающей форме. Традиционно принято категорию конкурентоспособности использовать применительно к товару, фирме, отрасли. В то же время на современном этапе актуальны попытки применить отмеченную категорию к иерархическому уровню страны. Однако конкурентоспособность страны как экономическая категория изучена плохо и потому понимается учеными по-разному.
Действительно, категория «национальная конкурентоспособность» трактуется достаточно широко. Организация экономического сотрудничества и развития понимает под национальной конкурентоспособностью способность страны в условиях свободной торговли и рынка производить товары и услуги, пользующиеся спросом на международных рынках, при одновременном поддержании и приумножении реальных доходов населения в долгосрочном периоде. Близкое этому определение дают и другие международные организации. К примеру, Национальный совет по конкурентоспособности (Ирландия) понимает эту категорию как способность к достижению успеха на рынках, ведущую к улучшению жизненных стандартов населения. Всемирный экономический форум определяет конкурентоспособность страны как способность достигать устойчивых темпов роста ВВП на душу населения. В то же время Институт развития менеджмента придерживается подхода, согласно которому не следует ограничивать конкурентоспособность лишь показателями ВВП и производительности, а в большей степени необходимо учесть политический, социальный и культурный климат, созданный для бизнеса. Тогда конкурентоспособность страны ¾ это ее способность создать такую среду, в которой достигалась бы устойчивая конкурентоспособность бизнеса.
Очевидно, что конкурентоспособность страны ¾ сложная, многосторонняя и динамичная категория, которая в значительной степени актуализировалась на нынешнем этапе развития национальных экономик. Убедительным доказательством этого служат заявления Президента Российской Федерации о том, что конкурентоспособность страны является приоритетной задачей развития государства. Эта задача выглядит весьма обоснованной на фоне нынешних позиций страны в рейтингах конкурентоспособности, разработанных международными организациями, в частности Всемирным экономическим форумом и Институтом развития менеджмента. Рейтинг конкурентоспособности стран, публикуемый Всемирным экономическим форумом, строится на основе расчета двух индексов: конкурентоспособности роста и конкурентоспособности бизнеса. Присвоенные Российской Федерации ранги по указанным индексам в 2003 г. неутешительны ¾ соответственно 70-е и 65-е места среди 102 стран, причем в 2002 г. ранги были выше ¾ соответственно 66-е и 58-е места. Рейтинг конкурентоспособности стран, разрабатываемый Институтом развития менеджмента, строится на основе данных по 59 странам и регионам. Место России в рейтинге 2003 г. также неутешительно ¾ 26-е среди 30 стран с численностью населения более 20 млн. человек. В рейтингах указанной организации за 1999-2002 гг. Российская Федерация занимала 26, 26, 22 и 21-е места соответственно.
Очевидно, что глубокая территориальная дифференциация страны приводит к тому, что и без того исключительно низкий рейтинг России завышается за счет экономических показателей небольшой части регионов ¾ субъектов Российской Федерации (около 10). Как известно, регионы с относительно высоким уровнем развития ¾ это регионы с развитыми сырьевыми экспортными отраслями, а также столичные города ¾ Москва и Санкт-Петербург, где сосредоточен финансовый потенциал России.
С точки зрения структуры национальной экономики Россия ¾ страна, где на долю ТЭК приходится около 30% объема промышленного производства, 32% доходов консолидированного бюджета, 54% федерального бюджета, 54% экспорта и около 45% валютных поступлений. Эти данные свидетельствуют о низкой экономической безопасности страны, целиком зависящей от конъюнктуры цен на мировом рынке энергоносителей (можно утверждать, что от финансово-экономического кризиса, подобного дефолту 1998 г., мы не застрахованы). Благоприятная конъюнктура «консервирует» сложившуюся структуру национальной экономики, так как межотраслевой перелив капитала в экономике не работает. Указанная «консервация» структуры экономики будет приводить к дальнейшему усилению территориальных диспропорций (об этом подробнее см. в § 7.4).
Таким образом, в национальной экономике России имеет место серьезнейшая проблема, связанная со все ускоряющимся увеличением резкой дифференциации в развитии субъектов Российской Федерации и, как следствие, со снижением конкурентоспособности национальной экономики.
Анализ общероссийской представленности в мировых рейтингах конкурентоспособности стран мы считаем целесообразным осуществлять также и в аспекте регионального развития. Ведь конкурентоспособной в полном смысле можно считать ту страну, в которой конкурентоспособны все ее региональные звенья. Отсюда логична постановка вопроса о региональной конкурентоспособности.