Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (срс)
Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа занимает важное место в образовательной программе направления «Экономика», поэтому важно создать целостную систему организации самостоятельной работы, включающей четко сформулированные задания, разнообразные формы контроля, методические рекомендации по выполнению разных видов работ.
В ходе самостоятельной работы студент должен:
· освоить знание теоретического материала по изучаемой дисциплине;
· закрепить знания теоретического материала практическим путем;
· применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения.
Задания для самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов дневного отделения определяется в начале каждого семестра и включает следующие виды заданий:
· изучение теоретического материала по учебникам и учебным пособиям;
· изучение нормативных документов;
· подготовка к семинарским занятиям;
· работа над докладом;
· выполнение письменных работ (см. задания для самостоятельной работы);
· выполнение творческих заданий научно-исследовательского характера для последующего участия на научных студенческих конференциях.
Студенты заочного отделения выполняют следующие виды самостоятельной работы:
· изучение теоретического материала курса по учебникам и учебным пособиям;
· изучение нормативных документов;
· проработка и закрепление учебного материала по специальным вопросам;
· подготовка к семинарским занятиям последующей сессии по предложенным преподавателем вопросам;
· выполнение курсовых работ;
· подготовка к экзаменам и зачетам.
Формы контроля за самостоятельной работой
Самостоятельная работа будет результативной при условии контроля ее результатов со стороны преподавателя.
При этом формы контроля должны быть разнообразными:
· проверка контрольных письменных работ с анализом проделанной студентом работы;
· организация публичной защиты рефератов, контрольных и курсовых работ;
· заслушивание докладов и сообщений на семинарских занятиях;
· тестирование и другие формы.
Обязательным условием эффективности этой формы работы является проведение консультаций как индивидуальных, так и групповых, а также обеспечение студентов всеми необходимыми методическими разработками по данному курсу.
Задания для самостоятельной работы
Распределение студентов по вариантам для выполнения самостоятельной работы производится в зависимости от начальной буквы фамилии:
Вариант 1 | Вариант 2 |
от А до М | от Н до Я |
Вариант 1
1. Региональная экономика – это …
а) управление созданием товаров и услуг и механизмами их реализации как единым комплексным процессом, осуществляющееся на уровне региона, отражающее и впитывающее в себя специфику и особенности того или иного региона.
б) наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей.
в) научная дисциплина, изучающая территориальные принципы воспроизводства национальной экономики, механизм функционирования региона как подсистемы народнохозяйственного комплекса на основе преимуществ его участия в межрайонном и международном разделении труда.
2. С 2010 года в Российской Федерации насчитывается __ федеральных округов.
а) 6;
б) 7;
в) 8.
3. В Сибирский федеральный округ входят:
а) Томская область, Пензенская область, Республика Хакасия;
б) Республика Хакасия, Кемеровская область, Алтайский край;
в) Красноярский край, Вологодская область, Омская область.
4. Соотнесите Федеральный округ и его центр:
1) Центральный | а) Хабаровск |
2) Южный | б) Екатеринбург |
3) Уральский | в) Ростов-на-Дону |
4) Дальневосточный | г) Москва |
5. Что представляют собой «кольца (пояса) Й. Тюнена»:
а) закономерности размещения промышленного производства;
б) закономерности размещения населенных пунктов;
в) закономерности размещения сельскохозяйственного производства.
6. В теории промышленного «штандарта» А. Вебер предлагает учитывать при размещении факторы:
а) транспорт, производство, рабочая сила;
б) рабочая сила, производство, агломерация;
в) транспорт, рабочая сила, агломерация.
7. Теория В. Кристаллера объясняет, что только в крупных городах должны производиться (предоставляться) следующие товары и услуги:
а) продукты первой необходимости;
б) обычная одежда, основные бытовые услуги;
в) предметы роскоши, театры, музеи.
8. Изначально по концепции полюсов роста Ф. Перу в качестве полюсов роста предлагалось рассматривать:
а) совокупность предприятий лидирующих отраслей;
б) конкретные территории, выполняющие функции источника инноваций и прогресса;
в) набор развивающихся и расширяющихся отраслей.
9. Кооперирование представляет собой:
а) сосредоточение производства однородного (профильного) продукта труда;
б) сосредоточение специализированного (однородного) производства как в рамках технологических систем, промышленных предприятий, объединений и отраслей, так и в рамках регионов;
в) установившиеся длительные производственные и хозяйственные связи между субъектами хозяйствования.
10. Экономический район – это…
а) неадминистративная структура, объединяющая несколько районов по территориальному, экономическому и торговым признакам;
б) территориально и экономически целостная часть народного хозяйства, для которой характерны производственная специализация, внутрирайонные производственные связи, отличающиеся большой устойчивостью и интенсивностью;
в) местность, определяющаяся какими-нибудь географическими, экономическими и другими признаками.
11. Расскажите о порядке формирования территориальных пропорций размещения производительных сил?
12. Что составляет основу экономического развития территории?
13. Каковы соотношения между системой национальных счетов (СНС) и системой региональных счетов (СРС)?
14. Объясните закономерности территориального распределения в России первичных и вторичных финансовых ресурсов?
15. Назовите регионы-«доноры» и объясните их роль в межбюджетных отношениях?
16. Чем различаются модели регионального и национального межотраслевого баланса?
17. Какие задачи анализа и прогнозирования решаются с помощью межрегионального межотраслевого баланса?
Вариант 2
1. Регион – это…
а) определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.
б) имеющая определённые политические границы территория, которая может как обладать собственным государственным суверенитетом, так и находиться под суверенитетом другого государства.
в) неадминистративная структура, объединяющая несколько районов по территориальному, экономическому и торговым признакам.
2. В Южный федеральный округ входят:
а) Волгоградская область, Ростовская область, Краснодарский край;
б) Республика Адыгея, Оренбургская область, Республика Калмыкия;
в) Астраханская область, Краснодарский край, Республика Тыва.
3. Соотнесите Федеральный округ и его центр:
1) Северо-Западный | а) Нижний Новгород |
2) Приволжский | б) Пятигорск |
3) Сибирский | в) Санкт-Петербург |
4) Северо-кавказский | г) Новосибирск |
4. По теории Й. Тюнена ближе к городу должно размещаться производство, у которого:
а) больше производительность;
б) меньше производительность;
в) дороже продукт.
5. Кристаллеровская решетка представляет собой:
а) размещение зон обслуживания;
б) размещение зон производства;
в) размещение зон экономического роста
6. В концепции экономического района («экономического ландшафта») А. Леш предлагает учитывать при размещении производства факторы:
а) минимальные транспортные издержки;
б) издержки на рабочую силу;
в) извлечение максимальной прибыли.
7. Полюса роста Ф. Перу можно разделить на два класса:
а) крупнейшие центры и центр административного образования;
б) метрополисы равновесия и низовой полюс развития в аграрном районе;
в) оба варианта верны.
8. Концентрация производства представляет собой:
а) сосредоточение производства однородного (профильного) продукта труда;
б) сосредоточение специализированного (однородного) производства как в рамках технологических систем, промышленных предприятий, объединений и отраслей, так и в рамках регионов;
в) установившиеся длительные производственные и хозяйственные связи между субъектами хозяйствования.
9. Все ниже перечисленные административно-территориальные образования обладают возможностями для проведения самостоятельной экономической политики за исключением:
а) автономные области;
б) автономные округа;
в) федеральные округа
10. Федеральный округ – это…
а) неадминистративная структура, объединяющая несколько районов по территориальному, экономическому и торговым признакам;
б) территориально и экономически целостная часть народного хозяйства, для которой характерны производственная специализация, внутрирайонные производственные связи, отличающиеся большой устойчивостью и интенсивностью;
в) местность, определяющаяся какими-нибудь географическими, экономическими и другими признаками.
11. Что такое «районирование» и какие известны виды районирования?
12. Дайте определение макрорегиона и экономического района. Охарактеризуйте их главные признаки и районообразующие факторы?
13. Что определяют социально-экономические региональные пропорции?
14. Каковы показатели открытости региона?
15. Определите регионы повышенной инвестиционной активности?
16. Какими особенностями обладает регион как объект моделирования?
17. Как можно использовать модель межотраслевого баланса в анализе экономики региона?