Комплект и размещение системы СПЗ-IА
1. Рулевой привод РП-60-1 (8) (рис. 29) для выпуска и уборки закрылков расположен в центроплане слева.
2. Механизм концевых выключателей МК:В-42А 2-й серии 4 для выклю-чения питания электрогидропривода РП -60-1 в крайних положениях закрылков расположен на самом приводе.
3. Механизм концевых выключателей МКВ-43 2-й серии 2 для выдачи сигнала на автоматику управления, связанный с рукояткой управления закрылками, расположен на верхнем электрощитке пилотов.
4. Два механизма концевых выключателей МКВ-41 2-й серии б и 10 для выдачи сигнала в канал сравнения при разнице хода закрылков левого и правого 2055' расположены соответственно в левом и правом закрылках.
5. Блок управления для работы системы в автоматических режимах 6Ц-254-3 (3). Расположен в 1-м техотсеке.
6. Выключатель питание управления закрылками 2ВГ-15.
7.Переключатель 2ППВН рода работ «Автомат – Ручное -Синхрониза-ция».
8. Рукоятка управления закрылками 1.
9. Две лампочки сигнализации работы каналов (зеленые).
10. Указатель положения закрылков ИП-32-05. Указатель работает с двумя датчиками ДС-10, которые связаны с механизмами МК:В-41. Элементы с 6 по 10 расположены на верхнем электрощите. Защита системы находится на левой панели АЗС.
Рис. 28. Элементы управления и контроля закрылками
Рис. 29. Блок - схема перемещения закрылков СПЗ-1А:
-рукоятка управления закрылками; 2 - механизм концевых выключателей МКВ-43; 3 -блок автоматики 6Ц-254; 4 - механизм концевых выключателей МКВ-42; 5, 11-датчики указателя положения закрылков ДС-l0; 6, 10 -механизмы концевых выключателей МКВ-41; 7-правый закрылок; 8- рулевой привод РП-60-1; 9-левый закрылок; 12-указатель положения закрылков ИП-32-05
Работа системы СПЗ-IА
Система имеет три вида работы: автоматический режим управления, режим автоматической синхронизации, ручной режим управления. Каждый канал системы имеет три подканала, подканал управления, опорный подканал, подканал сравнения.
Подканал управления обеспечивает релейно-следящее управление гидроприводом РП-60-1 от рукоятки управления закрылками.
Опорный канал служит для обнаружения электрических отказов в под-канале управления и автоматического отключения отказавшего канала.
Подканал сравнения служит для автоматического отключения электро-питания гидропривода при рассогласовании левого и правого закрылков на угол 2°55'
Основные технические данные системы СПЗ-IА
Напряжение питания:
постоянным током 27 В ±10%
переменным трехфазным током 36 В 400Гц
Номинальное давление в гидросистемах 200+10 -7 кгс/см2
Продолжительность выпуска и уборки закрылков на углы
0-450:
при работе от двух гндросистем 23 с
при работе от каждой гидросистемы в отдельности 46 с
Рассогласование между углами отклонения левых и правых
закрылков в случае нарушения механической связи между ними в
режиме синхронизации 20 55'
Углы отклонения закрылков:
при взлете 280
при посадке 450
в убранном положении рукоятки 00
Автоматический режим
Автоматический режим управления обеспечивает установку закрылков в любое промежуточное положение.
Для управления закрылками в автоматическом режиме необходимо на верхнем щитке пилотов включить выключатель «Питание», переключатель ре-жимов работы поставить в положение «Автомат», рукоятку управления закрыл-ками - на соответствующий угол выпуска (28°, 45°) '(см. рис. 28).
При отклонении рукоятки управления закрылками перемещаются пол-зунки потенциометров механизма МКВ-43 2-й серии которые являются двумя плечами мостовой схемы следящей системы блока другими плечами мостовой схемы являются потенциометры механизма МКВ-42 2-й 2 (см. рис. 29), ползун-ки связаны с дифференциальным редуктором гидропривода РП-60-1 (8).
Диагональю моста являются управляющие обмотки магнитных усилии-телей блока управления. Усиленный сигнал разбаланса, полярность которого зависит от направления отклонения рукоятки, подается на выходные реле блока 6Ц-254 (3), реле срабатывают и подает электропитание на электроклапаны при-вода РП-60-1. Гидродвигатели привода РП-60-1 начинают работать и отклоня-ют закрылки. Одновременно перемещаются ползунки потенциометров механиз-ма МКВ-42 2-й серии (4). Когда закрылки займут положение, соответствующее положению рукоятки закрылков, мостовая схема блока 6Ц-254 будет сбалансирована, снимается питание с клапанов привода РП-60-1 и они выклю-чаются и т. п. Так как датчики указателей положения закрылков ДС-I0 (5, 11) связаны с механизмами МКВ-41 6, 10, а МКВ-41 связаны с закрылками, то по указателю ИП-32-05 (12) контролируется положение закрылков.
В полете управление закрылками осуществляется от дух каналов поэтому в процессе работы блока автоматики 6Ц-254 горят две зеленые лампочки «1 канал», «11 канал».
B процессе работы автоматического управления закрылками опорный
подканал ведет контроль за работой подканала управления. При возникновении отказа электросхемы в подканале управления происходит автоматическое от-ключение его. Закрылки будут выпускаться или убираться от одного канала за время 36-46 с.
Режим автоматической синхронизации
При появлении рассогласования между положением закрылков 2"55' (в случае нарушения механической связи между закрылками) возникает рассо-гласование ползунков потенциометров механизмов МКВ-41 левого и правого закрылков, это приводит к разболансу соответствующих мостовых схем подканала сравнения 6Ц-254 и оба канала системы СПЗ-IА отключаются. Для приведения закрылков в синхронное положение переключатель режимов поста-вить в положение «Синхронизация», при этом вступает в работу режим синхронизации, т. е. подается питание на клапан гидропривода, который обеспечивает автоматическое слежение исправного закрылка за отказавшим. При достижении закрылками согласованного положения электрогидропривод отключается.
Ручной режим управления
В случае отказа обоих каналов автоматического управления закрылки выпускаются или убираются вручную. Для этого переключения режимов поставить в положение «Ручное», а ручку уп равления закрылками - в одно из крайних положений (для выпуска – 450, для уборки - на 00). При этом замыкаются концевые выключатели механизма МКВ-43 2-й серии, питание подается на электроклапаны привода РП-60-1 напрямую (помимо блока БЦ-254) и включаются зеленые лампочки «1 канал», «11 канал».
При -достижении заданного угла закрылков рукоятку положения за-крылков из крайнего положения поставить в любое промежуточное, при этом размыкаются концевые выключатели механизма МКВ43 2-й серии и привод РП-60-1 выключается.
Контроль за выпуском закрылков осуществляется по указателю ИП-32-05. При убранных закрылках от лeвoro механизма МКВ- 41 замыкается цепь автоматического включения полетных загружателей РН- и РВ. Если закрылки убраны или выпущены не на взлетный угол, то при установке всех рукояток РУД на взлетный режим включается звуковая сигнализация (сирена). Выключатель сирены установлен на электрощитке у бортинженера.