Отраслевая структура национальной экономики и формирование хозяйственных комплексов

Национальная экономика Беларуси имеет сложную функциональную и территориально-производственную структуру, включающую межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, комплексы, предприятия и организации.

Соотношение пропорций между отраслями, межотраслевыми комплексами, сферами деятельности отражает отраслевая структура общественного производства. Каждая отрасль представляет совокупность родственных предприятий, организаций и учреждений, обладает определенным производственно-техническим единством.

Выделяют следующие основные отрасли экономики: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, управление и др. На этапе перехода к рынку появляются новые отраслевые подразделения – финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом, коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, информационно-вычислительное обслуживание и др.

Отраслевая структура национальной экономики – совокупность отраслей и видов хозяйственной деятельности, которая характеризуется их количественным соотношением и взаимосвязями. Каждая отрасль как совокупность родственных предприятий и организаций обладает определенным производственно-техническим единством.

Отраслевая структура экономики страны анализируется, прежде всего, на основе валового внутреннего продукта, а также численности занятых, концентрации основных фондов (основного капитала) по отраслям экономики.

В соответствии с ныне действующим в системе статистического учета и анализа Беларуси классификатором отраслей народного хозяйства все отрасли экономики делятся на две группы – производящие товары и оказывающие услуги.

Для сопоставления отраслевой структуры экономики отдельных стран мира, уровня их экономического развития используется принятое в СНС разделение отраслей на три сектора. Первый включает добычу ископаемых, растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, охоту и рыболовство. Второй охватывает обрабатывающие отрасли промышленности, строительство и прочие виды деятельности по производству товаров. В третий сектор входят все остальные отрасли экономической деятельности (т.е. производство услуг).

Переход от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные ориентиры социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2015 г. В стране формируется принципиально новая экономическая структура, при которой решающую роль играют образование, культура, наука, информация, знания и творческий труд. Прогнозируется дальнейший рост удельного веса сферы услуг в отраслевой структуре ВВП (до 55–60%) при стабилизации удельного веса промышленности (на уровне 25–28%) и снижении удельного веса сельского хозяйства (до 6–7%).

В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. прогнозируется обеспечить рост объемов реализации услуг населению в 3,4-3,7 раза по сравнению с 2000 г., а их удельный вес в ВВП довести к 2020 г. до 50-52%.

На первом этапе становления белорусской государственности сказывались унаследованные от ЕНХК негативные стороны хозяйственного комплекса республики: определенная деформированность структуры хозяйства; ориентация производства прежде всего на общесоюзные потребности; сохранение высокой энергоемкости национального дохода, материалоемкости производства, особенно металлоемкости промышленной продукции; недостаточный уровень развития производств, которые работают на внутриреспубликанское потребление и решение социальных проблем; низкий уровень использования местных ресурсов.

В национальной экономике Беларуси на рубеже XXI в. образуются и функционируют новые интеграционные структуры – хозяйственные комплексы (их называют также отраслевыми, многоотраслевыми, межотраслевыми). Хозяйственный комплекс определяется как сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (предприятиями, организациями и т.д.) по потокам производимых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешним факторам. Экономическая сущность комплекса проявляется в том, что его эффективность выше, чем суммарная эффективность составляющих компонентов, что является результатом взаимосвязи мощностей, наличия устойчивых связей и более высокого уровня управляемости

В составе сферы производства товаров наиболее крупным является промышленный комплекс. Отдельно рассматриваются топливно-энергетический и машиностроительный комплексы, реже – химико-лесной (в составе химической и нефтехимической, а также лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей). Сложную структуру имеют аграрно-промышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики. Комплексы производственной инфраструктуры включают транспорт и связь, торговлю, другие отрасли, оказывающие услуги преимущественно сфере производства товаров.

По мере роста в национальной экономике сферы производства услуг усиливаются межотраслевые интеграционные процессы и формируются новые хозяйственные комплексы – социально-культурных отраслей, комплекс отраслей жизнеобеспечения, социально-потребительский и др.

Промышленный комплекс

Промышленности принадлежит решающая роль в развитии национальной экономики, она определяет масштабы, структуру и территориальную организацию производительных сил.

Промышленность служит основой расширенного воспроизводства в национальной экономике. Под воздействием промышленности развивается сложная система экономических связей, растут города, формируются сельскохозяйственные сырьевые базы, пути сообщения, разрабатываются новые источники сырья, топлива, энергии.

По сравнению с другими отраслями экономики промышленность обладает более высокими конкурентными преимуществами. Она является ведущей в объеме экспорта страны (свыше 90 %) и сумме валютных поступлений, формировании бюджета и внебюджетных фондов, осуществлении инновационной деятельности, реализации научно-технических достижений и развитии НТП в Беларуси.

Развитие рыночных отношений в экономике страны отразилось на структурных преобразованиях форм собственности и в промышленности. Отмечается снижение удельного веса государственной собственности в общем объеме производства промышленной продукции, а частной (негосударственной) – увеличение.

Управление промышленным производством в стране осуществляют отдельные министерства и ведомства, концерны. Ведущие позиции занимает Министерство промышленности Республики Беларусь, которое разрабатывает промышленную и научно-техническую политику, осуществляет управление крупнейшими отраслями, прежде всего машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностью.

Новой формой организации промышленного производства на рубеже XX–XXI вв. явилось создание финансово-промышленных групп (ФПГ), других корпоративных структур, в том числе транснациональных. Этот процесс происходил, например, в машиностроении, на основе интеграции с предприятиями Российской Федерации и других стран СНГ.

Промышленный комплекс Республики Беларусь включает более 100 отраслей и в структурном отношении представляет сложную систему, которой присущи основные прогрессивные тенденции мирового хозяйства.

На период до 2010 г. прогнозируются следующие изменения в отраслевой структуре промышленности: повышение удельного веса продукции электроэнергетики (до 8,2–8,4%), машиностроения и металлообработки (до 24,1–24,3%), химической и нефтехимической (до 14,2%), лесной, деревообрабатываю­щей, целлюлозно-бумажной (до 6,0–6,3 %), пищевой (до 20 %); уменьшение удельного веса топливной (5,7%) и промышленности строительных материалов (4,0–4,1%); стабилизация доли продукции легкой промышленности (7,8–8%).

Изменяется динамика региональной структуры промышленности Беларуси. Во второй половине XX в. характеризовалась постепенным повышением удельного веса Брестской и Гродненской областей. На рубеже веков возрастает доля Минской области и г. Минска, в совокупности они производят свыше одной трети промышленной продукции республики.

Наращивание промышленного производства осуществляется в соответствии с принятой Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 годы. На этапе 2006—2015 гг. ставится задача перехода к эффективному функционированию промышленного комплекса, создания базы для формирования постиндустриальной экономики.

Повышение конкурентоспособности промышленной продукции Республики Беларусь предполагается за счет структурной модернизации производства, внедрения новых технологий и комплекса других мероприятий. К 2010 г. планируется выход на качественно обновленную технологическую базу производства промышленных изделий. Удельный вес прогрессивных технологий в общем объеме промышленности в целом должен возрасти в 2010 г. – до 55–60%; удельный вес производств V и VI технологических укладов – до 35%.

Рост технологического потенциала будет сопровождаться увеличением доли сертифицированной по мировым стандартам продукции в общем объеме промышленного производства, который к 2010 г. достигнет 90%; почти в 2 раза увеличится удельный вес новой и научно-технической продукции в объеме экспорта (до 18–20%).

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии.

Топливно-энергетический комплекс тесно связан с другими межотраслевыми комплексами. Он использует продукцию машиностроения, производит значительную часть сырья для химико-лесного комплекса, перевозку его грузов обеспечивает транспортный комплекс, а строительный – модернизацию и создание новых производственных фондов.

В ТЭК Беларуси выделяют: 1) топливную промышленность (нефтяную, газовую, торфяную); 2) электроэнергетическую промышленность. ТЭК имеет развитую производственную инфраструктуру, включая сеть нефтепроводов и газопроводов, в том числе магистральных, а также высоковольтные линии электропередач.

Управление развитием топливно-энергетического комплекса осуществляют Министерство энергетики Республики Беларусь, концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», ОАО «Белтрансгаз», Комитет по энергоэффективности при Совете Министров, коцерн «Белнефтехим».

На всех этапах индустриального развития Беларуси одной из важнейших проблем является укрепление топливно-энергетической базы. Первоначально она решалась в значительной степени за счет использования местных видов топлива, особенно торфа. Нефть и природный газ в 80–90 гг. XX в. стали на две трети формировать топливно-энергетический баланс республики, в отдельные годы значительное место занимал уголь, а роль торфа постепенно снизилась до 3%. Одновременно усиливается зависимость экономики Беларуси от внешних поставок энергоносителей.

Топливная промышленность. Занимает ведущее положение по значению и объему выпускаемой продукции в составе ТЭК. Беларусь – одна из немногих стран Европы, в экономике которых нефтяная промышленность представлена нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей (доминирует последняя).

Нефтедобывающая промышленность специализирована на добыче нефти и первичной подготовке ее для транспортировки и переработки. В 1965 г. на Речицком месторождении была получена первая белорусская нефть. В 1966–1970 гг. введены в эксплуатацию Осташковичское, Вишанское и Давыдовское месторождения, всего было разведано 18 месторождений. Объем добываемой нефти возрастал и в 1975 г. достиг своего максимума – 8 млн т.

Эффективность белорусских нефтепромыслов обусловлена качеством нефти (высокое содержание светлых нефтепродуктов, низкое содержание серы и тяжелых металлов), достаточной хозяйственной освоенностью территории.

Происходит прогнозируемое снижение объемов добычи, так как разведанные крупные месторождения находятся в заключительной стадии разработки, а вновь осваиваемые характеризуются малыми размерами и небольшими запасами.

Нефтеперерабатывающая промышленность обеспечивает потребности страны в моторном и котельно-печном топливе, маслах, продуктах для нефтехимического производства. Суммарная мощность двух нефтеперерабатывающих предприятий составляет около 40 млн. т в год в пересчете на сырую нефть. Крупнейшим в Европе является Новополоцкий НПЗ (ПО «Нафтан»).

Поставки сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) осуществляются из России с использованием системы магистральных нефтепроводов «Дружба»; Мозырский НПЗ перерабатывает также белорусскую нефть. Трубопроводный транспорт используется и для перекачки нефтепродуктов (дизельного топлива и бензина) по территории Беларуси и на экспорт.

Важнейшими направлениями организационно-технологических преобразований в нефтеперерабатывающей промышленности являются:

§ увеличение глубины переработки нефти до 85%;

§ наращивание производства и экспорта высококачественных нефтепродуктов, соответствующих требованиям международных стандартов;

§ снижение энергетических и материальных затрат в про­цессах нефтепереработки и нефтехимии;

§ вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличения выработки моторных топлив.

Газовая промышленность. В Беларуси отрасль ведет добычу попутного газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его использование.

Газификация, т.е. применение горючих газов в народном хозяйстве и для бытовых нужд, началась в 1960 г. после завершения строительства магистрального газопровода Дашава (Украина) – Ивацевичи – Минск и ответвления на Гомель от газопровода Дашава – Киев – Москва.

Новый этап в развитии газификации связан с вводом в действие (1974 г.) мощной газотранспортной системы Торжок – Минск – Ивацевичи (три нити газопроводов). В Беларусь стал поступать природный газ из России, от крупных месторождений Западной Сибири и Республики Коми. Электростанции, районные и промышленные котельные были переведены на газ, они стали потреблять две трети общего объема поставок природного газа.

Значительно увеличилось потребление газа как промышленного сырья на технологические нужды в промышленности, в коммунально-бытовом хозяйстве. Велика роль газа в качестве химического сырья – для производства пластмасс, минеральных удобрений (на производственном объединении «Азот») и другой продукции.

После аварии на Чернобыльской АЭС главное внимание было уделено вопросам газификации пострадавших районов и обеспечению их жителей экологически чистым топливом, для этого интенсивно велось строительство газопроводов – отводов к малым городам и сельским населенным пунктам.

Из 118 районных центров природный газ подведен в 109 районов. Для покрытия сезонной неравномерности в потреблении газа создается система подземных хранилищ.

Попутный газ белорусских нефтепромыслов используется на предприятиях Речицы, Светлогорска. Для его переработки в Речице построен Белорусский газоперерабатывающий завод, который производит сухой газ, пропан, бутан, газовый бензин.

Торфяная промышленность. Отрасль производит добычу торфа на топливо, для сельского хозяйства, химической переработки, занимается производством торфобрикетов.

Промышленная добыча торфа на территории Беларуси ведется с конца XIX в., торфобрикет начали производить с 1900 г.

В настоящее время торфяная промышленность представлена 37 предприятиями, на которых ведется добыча и переработка торфа. Он используется, прежде всего в коммунально-бытовом секторе. Основными видами продукции являются: торфяные брикеты, торф кусковой и фрезерный.

Повышение эффективности использования исходного сырья в торфяной промышленности будет достигаться посредством применения новых технологий с улучшенными экологическими характеристиками. Намечается освоение производства торфолигниновых брикетов за счет полной утилизации лигнина – отхода производства Речицкого и Бобруйского гидролизных заводов.

Электроэнергетика. Отрасль осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.

Электроэнергетика Беларуси представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Современный производственный потенциал Белорусской энергосистемы представлен 22 крупными электростанциями, 25 районными котельными, включает почти 7 тыс. км системообразующих и около 250 тыс. км распределительных линий электропередачи высокого напряжения и более 2 тыс. км тепловых сетей.

Основу электроэнергетики Беларуси составляют тепловые электростанции, они вырабатывают 99,9 % всей электроэнергии. Среди тепловых электростанций различают конденсационные (ГРЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ).

Самая крупная электростанция Беларуси – Лукомльская ГРЭС, использует природный газ и топочный мазут. К числу крупнейших электрических станций следует отнести Березовскую ГРЭС (установленная мощность – 930 МВт).

Среди теплоэлектроцентралей установленной мощностью по выработке электрической энергии выделяются: Минские ТЭЦ-4 (1030 МВт), ТЭЦ-3 (420 МВт), ТЭЦ-5 (330 МВт) и др. Теплоэлектроцентрали и районные котельные вырабатывают около 60 % тепловой энергии.

На территории Беларуси работают 15 гидроэлектростанций небольшой мощности, наиболее крупные – Осиповичская (2,2 тыс. кВт) на р. Свислочь и Чигиринская (1,5 тыс. кВт) на р. Друть.

Белорусская электроэнергетическая система включает все электростанции общего пользования, соединенные электросетями между собой и потребителями электроэнергии. Управление всеми составными частями Белорусской электроэнергетической системы (электростанциями, электроподстанциями, распределительным оборудованием, энергосетями разного напряжения) осуществляет концерн «Белэнерго».

Начиная с 1960 г. параллельно в едином энергетическом поле (регулируется частота и мощность) работают энергосистемы Беларуси, России, Литвы, Латвии и Эстонии.

Главным потребителем тепловой энергии стал жилищно-коммунальный сектор, который использует более 50 % всей теплоэнергии. Объем потребления жилищным сектором характеризуется значительными колебаниями по сезонам года.

Перспективное развитие электроэнергетики Беларуси должно быть направлено на обеспечение возрастающего спроса на электрическую и тепловую энергию. По прогнозам, составленным на 2020 г., потребности страны в электроэнергии возрастут до 41 млрд кВт ч. В то же время уже сейчас за счет использования внутренних возможностей, снижения энергоемкости производства и внедрения эффективной системы энергосбережения белорусская энергосистема в состоянии обеспечить выработку около 45 млрд кВт ч.

Уменьшение зависимости от импортных энергоносителей требует развития гидроэнергетики, ветроэнергетических установок, строительства мини-ТЭЦ на древесных отходах с использованием современных технологий и оборудования, а так же солнечных, биоэнергетических агрегатов и установок по переработке твердых бытовых отходов. Проводятся работы по развитию в Беларуси атомной энергетики.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития ТЭК Беларуси являются:

§ формирование и расширение на территории республики надежных, экономически эффективных и достаточных по мощности и охвату транспортных газовых сетей;

§ модернизация инфраструктуры топливной и электроэнергетической сетей;

§ наращивание объемов транзита природного газа и поставок его потребителям республики, оказание услуг по хранению газа на территории Беларуси;

§ развитие интеграции белорусской и российской газовых сетей с перспективой включения в единое европейское энергетическое пространство на принципах конкурентности, взаимодополняемости и взаимной выгоды;

§ строительство и реконструкция линий электропередач для передачи электроэнергии собственного и российского производств в страны Западной Европы;

§ расширение с учетом мирового опыта использования нетрадиционных источников энергии, возобновляемых видов топлива; сокращение на этой основе зависимости от поставок энергоносителей из-за пределов страны;

§ максимальное использование возможностей нефтепроводного транспорта для увеличения поставок нефти на внутренний рынок и обеспечение привлекательности транзита нефти для зарубежных нефтедобывающих компаний.

Машиностроительный комплекс рассматривается как совокупность машиностроительных и металлообрабатывающих отраслей промышленности, а также смежных и вспомогательных производств, проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций.

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность является ведущей отраслью национальной экономики и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений.

Машиностроение – ядро комплекса, имеет сложную и дифференцированную структуру (по международной классификации, принятой ООН, в машиностроении выделяют около 200 производств). В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на отрасли: транспортное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, производство технологического оборудования для промышленности и другие группы. Каждая из отраслей в свою очередь состоит из нескольких подотраслей. Особое место принадлежит станкостроению, производству роботов и робототехники, кузнечно-прессовых машин, инструментов, которые обеспечивают развитие самого машиностроения. По стадиям технологического процесса производства выделяют заготовку, механическую обработку и сборку.

Потребности внутреннего рынка обусловили расширение масштабов производства и рост удельного веса машиностроения для легкой и пищевой промышленности, бытовой техники, машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства.

Освоено производство многих видов новой продукции – персональных ЭВМ, троллейбусов, зерноуборочных комбайнов, электропылесосов и др. Вместе с тем объемы производства машиностроительной продукции в натуральном выражении по ряду показателей не достигают уровня 1990 г.

По масштабам развития, особенностям организации и функционирования в Республике Беларусь выделяются нижеприведенные подотрасли.

Автомобильная промышленность. Подотрасль занимает ведущие позиции в отечественном машиностроении, производит четвертую часть всей его продукции. Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями. В его состав входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования.

Минский автомобильный завод (РУП «МАЗ») является одним из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов, специализированной и другой автомобильной техники. Номенклатура выпускаемой продукции включает более 150 моделей и модификаций. Продукция РУП «МАЗ» в основном реализуется в России (более 70%), в Беларуси (около 20%), других странах СНГ (2–3%), странах вне СНГ (3–5%).

Белорусский автомобильный завод (РУП «БелАЗ», г. Жодино) специализируется на выпуске карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности. Продукция предприятия – это карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 220 т; техника для обслуживания карьеров.

РУП «БелАЗ» входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники. Самосвалы РУП «БелАЗ» отличаются повышенной удельной мощностью, высокими показателями плавности хода, маневренностью, легкостью в управлении, надежностью. Карьерные самосвалы поставляются на рынки дальнего зарубежья более чем 50 стран мира.

Могилевский автомобильный завод (РУП «МоАЗ») в разное время производил локомобили, мостовые краны, автоскреперы, автосамосвалы, автопогрузчики и другую технику. Разработаны новые образцы автомобильной, строительно-дорожной, коммунальной и специальной техники.

Минский завод колесных тягачей (УП «МЗКТ») разрабатывает и производит многоосные автомобили высокой проходимости. Первоначально такие машины использовались исключительно (90–95%) для военных целей – устанавливались зенитно-ракетные комплексы и ракеты различного класса. Сегодня производятся седельные тягачи, армейские многоцелевые полноприводные шасси и шасси повышенной проходимости, предназначенные для монтажа различных установок – ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин, под краны грузоподъемностью 50 т, самосвалы, экскаваторы, автопоезда (50–70 т) для транспортировки нефтяных и газовых труб по дорогам общего пользования и в труднодоступной местности.

Продукция УП «МЗКТ» экспортируется в Россию, Украину, Казахстан, страны Средней Азии, Балтии. Создано совместное белорусско-китайское предприятие «Санцзян-Волат» в провинции Хубэй.

Производство автобусов сосредоточено на Минском автомобильном заводе, Лидском заводе «Неман». Крупнейшим производителем является РУП «МАЗ». Поставка автобусов РУП «МАЗ» осуществляется в Россию, Румынию, Латвию, Украину.

К автомобилестроению относят также производство мотоциклов, которое сосредоточено на КП «Минский мотоциклетный и велосипедный завод».

В автомобилестроении широкое развитие получили специализация и кооперирование.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Подотрасль включает более 35 предприятий, которые обеспечивают техникой аграрно-промышленный комплекс страны.

Одним из крупнейших производителей пропашных тракторов в мире является Минский тракторный завод (РУП «МТЗ»). Продукция поставляется на экспорт примерно в 110 стран мира, включая США, Канаду, Германию, Египет, Пакистан и другие страны. Завод обеспечивает 7–8% мирового объема тракторных поставок. Продукция завода была отмечена многими международными наградами – «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.), «Золотой Меркурий» (1980 г.) и др.

Расширению рынков сбыта способствует создание сборочных производств. Первое сборочное производство было организовано в Польше (1995 г.), затем в Эфиопии и Египте.

На тракторостроение в первую очередь работает Минский моторный завод (УП «ММЗ») – крупнейшее предприятие по выпуску дизельных двигателей, которое производит более 70% двигателей по отношению ко всем моторостроительным заводам стран СНГ, выпускающим двигатели сельскохозяйственного назначения.

Тракторостроение объединяет также ряд специализированных заводов: Витебск – тракторных запасных частей, Бобруйск – тракторных деталей и агрегатов, Минск – шесте­рен и тракторных запасных частей, Борисов – агрегатный, Гомель – пусковых двигателей, Сморгонь – агрегатный и др.

Сельскохозяйственное машиностроение в своем развитии ориентируется в первую очередь на удовлетворение потребностей внутреннего рынка и специализацию сельского хозяйства Беларуси. В настоящее время оно объединяет почти 70 предприятий, где работают около 100 тыс. человек. Номенклатура производимой сельскохозяйственной техники на 90% обеспечивает потребности страны в технике отечественного производства.

Крупнейшим предприятием отрасли является Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения (ПО «Гомсельмаш»), который выпускает до 40 различных модификаций машин, освоено производство зерноуборочного комплекса.

Выпуск зерноуборочных комбайнов осуществляет РУП «Лидаагропроммаш». Здесь выпускается классический монокомбайн.

На заводе сельскохозяйственного машиностроения в Лиде Гродненской области (ОАО «Лидсельмаш») выпускают картофелесажалки, картофелеуборочные и капустоуборочные машины, другую технику. Машины и оборудование для кормопроизводства и механизации животноводства производятся на предприятиях Мозыря, Могилева, Бреста, Светлогорска, Гродно, Слонима; техника для внесения органических и минеральных удобрений – в Бобруйске (ПО « Бобруйскагромаш »).

Станкостроительная и инструментальная промышленность. Подотрасль является базой научно-технического прогресса в машиностроении и объединяет предприятия по производству автоматических линий, металлообрабатывающих станков, универсальной технологической оснастки, кузнечно-прессового и литейного оборудования, металлообрабатывающего инструмента, гидроаппаратуры и других изделий общемашиностроительного назначения. В настоящее время станкостроение Беларуси представлено 32 предприятиями.

Крупнейшими предприятиями станкоинструментальной промышленности Беларуси являются: Минский завод автоматических линий имени П.М. Машерова (МЗАЛ). Специализируется на создании агрегатных, специальных и токарных станков, автоматических линий на базе этих станков, сборочного оборудования, автоматизированных комплексов; Минский станкостроительный завод имени Октябрьской революции – многооперационные фрезерно-расточные станки с числовым программным управлением (ЧПУ), обрабатывающие центры, продольно-строгальные, долбежные, балансировочные станки и др.; Минский станкостроительный завод имени С.М. Кирова – протяжные, отрезные, специальные и другие станки и оборудование; Витебский станкостроительный завод «Вистан» имени С.М. Кирова – станки высокой и особо высокой точности с числовым программным управлением, кругло-шлифовальные центровые, станки для подшипниковой промышленности, полуавтоматы кругло-шлифовальные для обработки коленчатых валов, а также автоматические линии; Витебский станкостроительный завод имени Коминтерна – станки с ЧПУ для обработки сложнопрофильных деталей, зубофрезерные станки и полуавтоматы с ЧПУ и др.; Гомельский станкостроительный завод имени С.М. Кирова – станки с числовым программным управлением, сверлильно-фрезерно-расточные станки типа обрабатывающего центра; Гомельский завод станочных узлов и завод «Гидропривод»; Гомельский литейный завод «Центролит» – отливки чугунные для станкостроения и межотраслевых производств; Оршанский станкостроительный завод «Красный борец» – плоскошлифовальные станки высокой точности, шлифовальные станки для обработки сложных криволинейных поверхностей, комплексы с ЧПУ для гидроабразивной резки металла, стекла, керамики, другое оборудование.

Станкостроение получило развитие также в Барановичах (заводы автоматических линий и станкопринадлежностей), Молодечно (станкостроительный завод), Пинске (ПО «Кузлитмаш» по выпуску кузнечно-прессовых и литейных автомати­ческих линий). Металлорежущий, слесарно-монтажный и дру­гой инструмент производится на большинстве машинострои­тельных предприятий и специализированных заводах в Минске, Кобрине, Орше, Борисове.

Основной задачей на перспективу является эффективное использование потенциала станкостроительной и инструментальной промышленности как фондообразующей отрасли машиностроения, удовлетворение потребностей машиностроительного комплекса конкурентоспособным металлообрабатывающим оборудованием и инструментом, увеличение объемов экспортных поставок.

Наши рекомендации