Антиинфляционная стратегия и методы её реализации в Республике Беларусь
В Республике Беларусь инфляция существует с момента достижения независимости.
На начальном этапе это было обусловлено сложностями перехода экономики к рынку, разрывом технологических связей, существовавших в рамках СССР, и отсутствием собственного опыта денежно–кредитного регулирования.
Однако и в дальнейшем cохранялись высокие темпы ее роста. В течение последних 10 лет по темпам инфляции Беларусь занимает 4– е место в мире и лидирует среди стран СНГ.
За этот период максимальный уровень инфляции пришелся на 2011 г. (108,7 %), минимальный – на 2006 г. (6,6 %). Инфляционные процессы влияют как на экономику, так и на социальную сферу государства. Для анализа влияния инфляции на экономическое состояние страны необходимо сравнить темпы инфляции и роста ВВП.
На протяжении последнего десятилетия темпы инфляции в стране, в основном, превышали темпы роста ВВП, что отрицательно влияло на качество экономического роста и являлось источником рисков макроэкономической нестабильности. По мнению многих экспертов, правительству необходимо сделать выбор: либо поддержание высоких темпов экономического роста и увеличение инфляционного потенциала, либо сдерживание инфляции и очень умеренный экономический рост.
Показателем, который испытывает на себе воздействие инфляции, является объем инвестиций, оказывающий непосредственное воздействие на развитие экономики.
В номинальном выражении на протяжении рассматриваемого периода он увеличивался, хотя и неравномерно по годам. Однако темпы роста цен превышали темпы роста номинального объема инвестиций, в результате чего наблюдалось снижение реальных инвестиций. Наиболее показательным в этом отношении является 2011 год, когда вследствие резкого скачка цен реальный объем инвестиций уменьшился на 35 % [18].
Инфляция негативно влияет на развитие хозяйственных связей, ухудшает условия ведения бизнеса. Сложнее становится планировать хозяйственную деятельность, рассчитывать эффективность сделок или использования ресурсов. Если рассматривать социальную сферу, то инфляция влияет на доходы, а также на объем и структуру расходов населения.
Основным источником доходов населения является заработная плата. На протяжении последнего десятилетия номинальная заработная плата в республике ежегодно росла высокими темпами, наибольшие темпы роста отмечались в 2004 году (38,6 %) и в 2012 году (82,7 %). Однако более адекватно отражают изменение уровня жизни населения темпы роста реальной заработной платы, которые были значительно ниже, чем номинальной. Наиболее низкие темпы роста реальной заработной платы приходятся на 2009 год (0,1 %) и 2011 год (1,9 %). Это одно из самых важных негативных последствий инфляции для населения.
Цены на товары – важнейший аспект при планировании расходов населением. Анализ показывает, что доля продовольственных товаров в покупках снижается (за рассматриваемый период она уменьшилась на 4 %). Особенно выражена эта тенденция в последние годы.
Увеличение спроса на непродовольственные товары связано с усилением развития инфляционных и девальвационных процессов и соответствующим ростом инфляционных ожиданий. Исследование динамики цен на товары первой необходимости показывает, что тенденции их изменения примерно одинаковы, а с 2010 года наблюдается их устойчивое значительное увеличение. Негативные последствия инфляции смягчаются государственным регулированием цен – в 2011 году уровень инфляции был выше, чем темп роста цен на товары первой необходимости.
Инфляция влияет также на динамику объема сбережений населения. Рост склонности к финансовым сбережениям населения Беларуси наблюдался в периоды замедления инфляции (2004–2006 гг., 2010 г.). Однако в целом за исследуемый период общая склонность населения к сбережениям снизилась.
Таким образом, инфляционные процессы по большей части негативно влияют на социально – экономическое положение страны.
Прирост потребительских цен в январе–декабре 2013 г. составил 16,5 процента (или 1,3 процента в среднем за месяц) против 21,8 процента (или 1,7 процента в среднем за месяц) годом ранее. В декабре 2013 г. по сравнению с ноябрем прирост потребительских цен составил 2,4 процента.
При этом цены на продовольственные товары увеличились на 2,2 процента, на непродовольственные товары – на 0,8 процента, тарифы на платные услуги – на 4,9 процента [19].
Рисунок 1- Динамика индекса потребительских цен в 2012-2013 гг., в % к предыдущему месяцу
Примечание – Источник: [18].
Рост цен на продовольственные товары в декабре 2013 г. по сравнению с ноябрем дал 1,05 процента прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,24 процента, на платные услуги – 1,1 процента прироста сводного индекса цен.
Прирост цен на продовольственные товары за 2013 год составил 13,4 процента (годом ранее – 25,1 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожал картофель (в 1,9 раза), табачные изделия (в 1,6 раза), мука пшеничная (в 1,5 раза), яйца куриные (на 28,6 процента), макаронные изделия (на 26,8 процента), общественное питание (на 22,8 процента), овощи (на 22,3 процента).
Прирост цен на непродовольственные товары за 2013 год составил 7,6 процента (годом ранее – 10,3 процента). В наибольшей степени подорожал бензин (на 26,5 процента), печатные издания (на 23,1 процента), медикаменты (на 12,1 процента), автомобили легковые (11,7 процента).
Прирост тарифов на услуги населению за 2013 год составил 39,1 процента (за 2012 год – 36,1 процента). При этом наиболее существенно выросли тарифы на услуги детских дошкольных учреждений (в 1,9 раза), пассажирского транспорта (на 52,4 процента), жилищно–коммунальные услуги (на 47,8 процента), связи (на 42,4 процента), физической культуры и спорта (на 40,6 процента).
Базовая инфляция за январь–декабрь 2013 г. составила 12 процентов (17,1 процента за январь–декабрь 2012 г.) и дала, по оценке Национального банка, 7,9 процента прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 47,8 процента против 52,6 процента годом ранее).
Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, дали 8,6 процента прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес составил 52,2 и 47,4 процента соответственно), увеличившись с начала года на 25 процентов.
Согласно полученным в декабре 2013 г. данным19 90,8 процента респондентов ожидали дальнейшего роста потребительских цен в ближайшие 3 месяца (в ноябре 2013 г. – 90 процентов, в декабре 2012 г. – 90 процентов). При этом 33,3 процента респондентов ожидали ускорения инфляционных процессов (интенсивность инфляции) против 32,9 процента в ноябре 2013 г. и 27,9 процента в декабре 2012 г..
Роста отпускных цен на выпускаемую продукцию в декабре 2013 г. ожидали 39,4 процента опрошенных предприятий против 39,1 процента в ноябре 2013 г. и 44,9 процента в декабре 2012 г.
Индекс цен производителей промышленной продукции в декабре 2013 г. по сравнению с ноябрем 2013 г. составил 101,2 процента, к декабрю 2012 г. – 110,7 процента (годом ранее 100,9 и 120,6 процента соответственно), рисунок 2.7.3. В 2013 году цены на промежуточные товары выросли на 11,8 процента (годом ранее 16,2 процента), на потребительские товары – на 10 процентов (26,5 процента), инвестиционные товары – на 7,8 процента (26,6 процента).
Индекс цен в горнодобывающей промышленности в декабре 2013 г. по отношению к декабрю 2012 г. составил 119,5 процента (годом ранее – 132 процента). При этом индекс цен в добыче топливно–энергетических полезных ископаемых составил 120,5 процента (годом ранее – 98,4 процента), а в добыче полезных ископаемых, кроме топливно–энергетических – 118,6 процента (162 процента) [19].
Индекс цен в обрабатывающей промышленности составил 110 процентов (годом ранее – 124,1 процента). При этом наибольшими темпами росли цены в химическом производстве – 125,8 процента (годом ранее – 123,1 процента).
Индекс цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 114,9 процента (годом ранее – 103,6 процента).
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции за январь-декабрь 2013 г. составил 115,2 процента (годом ранее – 130,2 процента). При этом цены на продукцию растениеводства возросли на 27 процентов (годом ранее – на 62,6 процента), на продукцию животноводства – на 11,3 процента (20,9 процента).
Индекс цен в строительстве в январе–декабре 2013 г. составил 116 процентов (годом ранее – 127,2 процента), в том числе на строительно–монтажные работы – 122,1 процента (годом ранее – 142,2 процента).
Индекс тарифов на грузовые перевозки в рассматриваемый период составил 115,2 процента (годом ранее – 143 процента) в основном за счет повышения тарифов на грузовой железнодорожный транспорт внутриреспубликанского сообщения (в 2,7 раза).
Анализ изменения цены одного квадратного метра общей площади жилья, скорректированной на средний официальный курс белорусского рубля к доллару США за соответствующий квартал (далее – цена одного метра), в IV квартале 2013 г. по сравнению с III кварталом 2013 г. показывает общий рост цены в долларовом выражении в целом на 7,2 процента, в том числе на первичном рынке – на 9,7 процента, на вторичном – на 2,8 процента (таблица 2.7.4). При этом повышение цены одного квадратного метра в однокомнатных квартирах составило 4,1, 10,9 и 3,1 процента соответственно, в двухкомнатных квартирах – на 4, 5,9 и 4,4 процента, в трехкомнатных квартирах – на 1,3, 1 и 1,5 процента. в четырехкомнатных и более квартирах, – 1,1, 25,3 и 0,3 процента.
В годовом измерении (к соответствующему кварталу предыдущего года) цена одного метра в долларовом выражении в целом выросла на 16,5 процента. При этом на первичном рынке цена одного метра выросла на 22,8 процента, на вторичном – на 11,8 процента.
В целом за год цена одного метра в однокомнатных квартирах в долларом выражении выросла на 20 процентов до 1 203,9 доллара США, в рублевом выражении – на 30,3 процента до 11,2 млн. белорусских рублей, в двухкомнатных квартирах – на 11,6 процента до 1 016,1 доллара США и на 21,2 процента до 9,4 млн. белорусских рублей соответственно, в трехкомнатных квартирах – на 8,2 процента до 986,7 доллара США и на 17,6 процента до 9,2 млн. белорусских рублей соответственно. Цена одного метра в четырех и более комнатных квартирах в долларом выражении снизилась на 1,1 процента до 974 доллара США, в рублевом выражении – выросла на 7,5 процента до 9 млн. белорусских рублей.
Рост потребительских цен за 2014 год составил 116,2 процента против 116,5 процента за 2013 год. В декабре 2014 г. по сравнению ноябрем индекс потребительских цен составил 100,6 процента. Цены на продовольственные товары увеличились на 0,2 процента, на непродовольственные товары – на 0,6 процента, тарифы на платные услуги – на 2 процента (таблица 2.7.1).
В ноябре–декабре 2014 г. наблюдалось замедление роста потребительских цен, связанное как уменьшением спроса, так и с административным ограничением.
Рисунок 2- Динамика индекса потребительских цен в 2013-2014 гг., в % к предыдущему месяцу
Примечание – Источник: [18].
Рост цен на продовольственные товары в декабре 2014 г. по сравнению с ноябрем дал 0,1 процента прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,18 процента, на платные услуги – 0,34 процента.
Прирост цен на продовольственные товары за 2014 год составил 18,5 процента (годом ранее – 13,4 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожали соль (на 37,7 процента), мясо и мясопродукты (на 28,7 процента), общественное питание (на 28 процентов), сахар–песок и напитки алкогольные (на 23,2 процента) и табачные изделия (на 21,6 процента).
Прирост цен на непродовольственные товары за 2014 год составил 8,1 процента (годом ранее – 7,6 процента). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 26,5 процента), печатные издания (на 21,8 процента), бензин (на 20,3 процента), дизельное топливо (на 19,8 процента), синтетические моющие средства (на 14,3 процента).
Прирост тарифов на услуги населению за 2014 год составил 27,5 процента (за 2013 год – 39,1 процента). При этом наиболее существенно увеличились тарифы на услуги дошкольных учреждений (на 94,4 процента), жилищно–коммунального хозяйства (на 33,7 процента), медицинские (на 32,6 процента), физической культуры и спорта (на 32,1 процента), туристические (на 26 процентов).
Прирост базовой инфляции за 2014 год составил 14,6 процента (12 процентов за 2013 год) и дал, по оценке Национального банка, 10,1 процента прироста потребительских цен (7,9 процента годом ранее). Удельный вес данного фактора составил 62,3 процента против 47,8 процента годом ранее. Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, дали 6,1 процента (8,6 процента) прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес составил 37,7 и 52,3 процента соответственно).
Рисунок 3 – Динамика ценовых индексов в годовом выражении в 2013-2014 гг.,%
Примечание – Источник: [18].
В течение восьми первых месяцев года наблюдалось увеличение инфляции в годовом выражении (к соответствующему месяцу предыдущего года). Начиная с сентября 2014 г. тенденция сменилась на противоположную – происходит ее небольшое замедление.
Индекс потребительских цен по Республике Беларусь для 5 процентов наименее обеспеченных домашних хозяйств в декабре 2014 г. по отношению к ноябрю 2014 г. составил 100,3 процента, к декабрю 2013 г. – 115,1 процента, для 5 процентов наиболее обеспеченных домашних хозяйств – соответственно 100,7 процента и 111,8 процента.
Индекс цен производителей промышленной продукции в декабре 2014 г. по сравнению с ноябрем 2014 г. составил 100,7 процента, с декабрем 2013 г. – 113,4 процента (годом ранее 101,2 и 110,7 процента соответственно). За 2014 год цены на промежуточные товары выросли на 13,7 процента (за 2013 год – на 11,8 процента), на потребительские товары – на 15,1 процента (на 10 процентов), на инвестиционные товары – на 7,6 процента (на 7,8 процента).
Индекс цен в горнодобывающей промышленности за 2014 год составил 115,5 процента (годом ранее – 119,8 процента).
Индекс цен в обрабатывающей промышленности за 2014 год составил 112,3 процента (годом ранее – 110 процентов). При этом наибольшими темпами увеличились цены в производстве кокса и нефтепродуктов – на 24,6 процента.
Индекс цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 119,4 процента (годом ранее – 115 процентов).
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции в 2014 году составил 117,7 процентов (годом ранее – 114,9 процента). При этом цены на продукцию растениеводства возросли на 12,5 процента (годом ранее – на 25,9 процента), на продукцию животноводства – на 19,7 процента (на 11,4 процента).
Индекс цен в строительстве в 2014 году составил 108,4 процента (годом ранее 117,8 процента), в том числе на строительно–монтажные работы – 108,1 процента (годом ранее – 122,2 процента).
Индекс тарифов на грузовые перевозки в рассматриваемый период составил 105,3 процента (годом ранее – 115,2 процента).
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2014 году составил 119,3 процента (годом ранее – 111 процентов).
Цены на жилую недвижимость. Анализ изменения средней цены одного квадратного метра общей площади жилья (далее – цена одного метра), в IV квартале 2014 г. по сравнению с III кварталом 2014 г. показывает, что при общем увеличении цены одного метра в целом на 1,2 процента, на первичном рынке наблюдалось ее снижение на 6,6 процента, тогда как на вторичном – увеличение на 4,6 процента.
При этом цена одного метра в однокомнатных квартирах в целом увеличилась на 1,5 процента, в двухкомнатных квартирах – уменьшилась на 0,5 процента, в трехкомнатных квартирах – увеличилась на 1,8 процента, в четырехкомнатных и более квартирах – увеличилась на 9,7 процента.
В годовом измерении (к соответствующему кварталу предыдущего года) цена одного метра в целом увеличилась на 14,4 процента и составила 11,2 млн. рублей. При этом на первичном рынке цена одного метра увеличилась на 5,2 процента и составила 9 млн. рублей, а на вторичном рынке увеличилась на 16,9 процента (12,3 млн. рублей).
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен в январе–августе 2015 г. составил 107,8 процента (100,9 процента в среднем за месяц) против 112,0 процентов в январе–августе 2014 г. (101,4 процента). В августе 2015 г. по сравнению с июлем рост потребительских цен составил 100,2 процента.
Индекс потребительских цен на продовольственные товары в августе 2015 г. к июлю 2015 г. составил 99,2 процента, на непродовольственные товары 101,0 процент, на платные услуги – 101,1 процента.
Рисунок 4- Динамика индекса потребительских цен в 2014-2015 гг., в % к декабрю прошлого года
Примечание – Источник: [18].
Рост цен на продовольственные товары за январь–август 2015 г. составил 105,4 процента (за январь–июль 2014 г. – 115,2 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожали фрукты (на 33,6 процента), чай (на 23,8 процента), рыба и рыбопродукты (на 20,1 процента), сахар–песок (на 17,9 процента). При этом цены на мясо и мясопродукты снизились на 0,9 процента (свинина – на 11,9 процента), на яйца куриные – на 3,9 процента, а цены на молоко и молочные продукты увеличились только на 0,2 процента.
Индекс цен в организациях общественного питания в августе 2015 г. по сравнению с июлем 2015 г. составил 97,5 процента, с декабрем 2014 г. – 107,5 процента.
Рост цен на непродовольственные товары в августе 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 г. составил 108,6 процента (в январе–августе 2014 г. – 104,9 процента). В наибольшей степени приросли цены на автомобили легковые (на 24,2 процента), медикаменты (на 19,8 процента), синтетические моющие средства (на 16,6 процента), электротовары (на 13,8 процента) и парфюмерно–косметические товары (на 11,7 процента).
Рост тарифов на услуги населению за январь–август 2015 г. составил 112,3 процента (за январь–август 2014 г. – 117,8 процента). При этом наиболее существенно увеличились цены на туристические услуги (на 24,6 процента), услуги дошкольных учреждений (на 20,9 процента), жилищно–коммунальные услуги (на 20,1 процента), бытовые (на 9,8 процента), физической культуры и спорта (на 9,2 процента) и санаторно–оздоровительные (на 9,1 процента).
Рост цен на продовольственные товары в августе 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 г. дал 2,2 процента прироста сводного индекса потребительских цен (в августе по сравнению с июлем 2015 г. – снижение на 0,35 процента), на непродовольственные товары – 3,1 процента (увеличение на 0,37 процента), на платные услуги – 2,2 процента (0,2 процента) [19].
Прирост базового индекса потребительских цен в январе–августе 2015 г. составил 7,7 процента (в январе–августе 2014 г. – 11,7 процента) и дал, по оценке Национального банка, 5,6 процента прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 71,4 процента против 67,2 процента годом ранее).
Рисунок 5 – Динамика ценовых индексов в годовом выражении в 2014-2015 гг.,%
Примечание – Источник: [18].
Регулируемые цены и тарифы (включая цены на плодоовощную продукцию) увеличились в январе–августе 2015 г. на 8,3 процента (в январе–августе 2014 г. – на 13,2 процента) и дали 2,2 процента прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 28,6 процента против 32,8 процента годом ранее).
Индекс потребительских цен по Республике Беларусь для 10 процентов наименее обеспеченных домашних хозяйств в августе 2015 г. по отношению к июлю 2015 г. составил 99,8 процента, к декабрю 2014 г. – 106,1 процента, для 10 процентов наиболее обеспеченных домашних хозяйств – соответственно 100,7 процента и 107,7 процента.
В годовом выражении (месяц к месяцу предыдущего года) январе–августе 2015 г. происходило (за исключением цен производителей промышленной продукции) постепенное замедление роста цен.
Цены производителей промышленной продукции в августе 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 г. увеличились на 11,5 процента (годом ранее – на 9,1 процента). При этом цены на промежуточные товары выросли на 12,5 процента (годом ранее – на 7,8 процента), на потребительские товары – на 6,3 процента (12,7 процента), инвестиционные товары – на 20,5 процента (6,3 процента).
Рисунок 6 – Изменение цен производителей промышленной продукции август 2015 г. к декабрю 2014 г., %
Примечание – Источник: [18].
Индекс цен в горнодобывающей промышленности в январе–августе 2015 г. составил 103,9 процента (годом ранее – 105,9 процента), рисунок 7.3. При этом индекс цен в добыче топливно–энергетических полезных ископаемых составил 102,7 процента (годом ранее – 106,8 процента), а в добыче полезных ископаемых, кроме топливно–энергетических – 104,7 процента (105,2 процента).
Индекс цен в обрабатывающей промышленности в январе–августе 2015 г. составил 109,5 процента (годом ранее – 108,6 процента). При этом наибольшими темпами росли цены в производстве машин и оборудования – 121,5 процента (годом ранее – 105,3 процента).
Индекс цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в январе–августе 2015 г. составил 119,8 процентов (годом ранее – 112,8 процента). Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции за январь-август 2015 г. составил 100,9 процента (годом ранее – 112,8 процента). При этом цены на продукцию растениеводства увеличились на 5,4 процента (годом ранее – на 4,2 процента), на продукцию животноводства – снизились на 0,6 процента (увеличились на 15,9 процента).
Индекс цен в строительстве за январь–август 2015 г. составил 115,7 процента (годом ранее – 110,4 процента), в том числе на строительно–монтажные работы – 103,6 процента (годом ранее – 110,9 процента), на машины и оборудование – 139,7 процента (108,5 процента).
Индекс тарифов на грузовые перевозки в августе 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 г. составил 117,0 процентов (годом ранее – 105,3 процента).
Антиинфляционная политика в Республике Беларусь проводится с помощью инструментов денежно–кредитной политики, что отражено в Указе Президента Республики Беларусь 31 декабря 2013 г. № 586 года «Об утверждении основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год». В данном указе одной из основных целей денежно–кредитной политики в 2014 году является станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 процентов (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.) [19].
Антиинфляционная политика Республики Беларусь представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.
Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка и, соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирования в денежно–кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке.
Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать они должны в противоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.
В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а так же депозитно–чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лишь под косвенным воздействием.
Проведение эффективной антиинфляционной политики в Республике Беларусь на современном этапе связано с рядом проблем:
- отсутствие стабильности национальной валюты, что непосредственным образом влияет на повышение цены импорта;
- опережающий рост доходов населения в сравнении с ростом производительности труда;
- высокая материало– и энергоемкость производимой продукции при большой зависимости от импортных поставок данных ресурсов;
- отсутствие согласованности некоторых целевых показателей экономического развития с целями антиинфляционной политики и высокие инфляционные и девальвационные ожидания со стороны населения и субъектов хозяйствования.
Для решения данных проблем необходимо укрепление операционной независимости Национального банка Республики Беларусь, что позволит максимально эффективно использовать инструменты денежно–кредитной политики при проведении антиинфляционной политики; дальнейшее развитие рыночного курсообразования для снижения девальвационных ожиданий; наличие первичности роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы; внедрение наукоемких энерго– и ресурсосберегающих технологий для сокращения влияния импорта инфляции; открытость и прозрачность в информировании общественности о ходе реализации денежно–кредитной политики для уменьшения неоправданных инфляционных ожиданий и т.д.
Заключние
Под инфляцией следует понимать рост цен, вызванный дисбалансом спроса и предложения, а также нарушением других пропорций национального хозяйства. В зависимости от темпа роста цен выделяют три вида инфляции: умеренная, галопирующая, гипер– и суперинфляция. Все перечисленные виды инфляции представляют, собой тип так называемой открытой инфляции, однако существует также скрытая (подавленная) инфляция. Инфляция можетбыть сбалансированной и несбалансированной. Выделяют ожидаемую инфляцию, которая предсказывается и прогнозируется заранее, и неожидаемую, характеризующуюся внезапным скачком цен. В качестве основных типовинфляции экономисты выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек). Инфляция спросаозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Инфляция предложенияозначает рост цен, спровоцированный увеличениемиздержек производства. На практике часто одновременно имеют место инфляция спроса и инфляция предложения.
Среди основных социально–экономических последствий, являющихся результатом инфляции, можно выделить деформацию механизма рыночного ценообразования, сокращение денежных накоплений и другие последствия.
Рост потребительских цен за 2014 год составил 116,2 процента против 116,5 процента за 2013 год. В декабре 2014 г. по сравнению ноябрем индекс потребительских цен составил 100,6 процента. Цены на продовольственные товары увеличились на 0,2 процента, на непродовольственные товары – на 0,6 процента, тарифы на платные услуги – на 2 процента (таблица 2.7.1).
Прирост базовой инфляции за 2014 год составил 14,6 процента (12 процентов за 2013 год) и дал, по оценке Национального банка, 10,1 процента прироста потребительских цен (7,9 процента годом ранее).
Индекс потребительских цен в январе–августе 2015 г. составил 107,8 процента (100,9 процента в среднем за месяц) против 112,0 процентов в январе–августе 2014 г. (101,4 процента). В августе 2015 г. по сравнению с июлем рост потребительских цен составил 100,2 процента. Индекс потребительских цен на продовольственные товары в августе 2015 г. к июлю 2015 г. составил 99,2 процента, на непродовольственные товары 101,0 процент, на платные услуги – 101,1 процента.
Антиинфляционная политика в Республике Беларусь проводится с помощью инструментов денежно–кредитной политики, что отражено в Указе Президента Республики Беларусь 31 декабря 2013 г. № 586 года «Об утверждении основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год». В данном указе одной из основных целей денежно–кредитной политики в 2014 году является станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 процентов (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.).
Антиинфляционная политика Республики Беларусь представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.
Проведение эффективной антиинфляционной политики в Республике Беларусь на современном этапе связано с рядом проблем: отсутствие стабильности национальной валюты, что непосредственным образом влияет на повышение цены импорта; опережающий рост доходов населения в сравнении с ростом производительности труда; высокая материало– и энергоемкость производимой продукции при большой зависимости от импортных поставок данных ресурсов; отсутствие согласованности некоторых целевых показателей экономического развития с целями антиинфляционной политики и высокие инфляционные и девальвационные ожидания со стороны населения и субъектов хозяйствования.