Переложение налогового бремени

Проблема переложения налогового бремени имеет та­кую же давнюю историю, как и сами налоги. Суть проблемы заключает­ся в следующем: формальное и реальное бремя налогов не всегда со­впадают. Другими словами, налоги не всегда поступают в государствен­ный бюджет из тех источников, которые по закону подлежат налогооб­ложению. Бремя налога можетсмещаться от однихсубъектов нало­гообложения к другим - в этом и состоит проблема переложения на­логового бремени.

Как же происходит это переложение? Рассмотрим некоторые извес­тные виды налогов с точки зрения смещения налогового бремени. Но для этого необходимо вспомнить (см. гл. 5, § 5), что с введением налога его бремя распределяется неодинаково между производителем и потре­бителем товара. Это зависит от соотношения эластичности спроса и предложения на данное благо. При прочих равных условиях бремя на­лога смещается в сторону меньшей эластичности (спроса или предло­жения). А теперь рассмотрим некоторые известные виды налогов с точ­ки зрения возможностей их переложения.

Личный подоходный налог.Как правило, этот налог уплачивают именно те лица, которые должны его платить по закону. Но есть и ис­ключения. Например, врачи, адвокаты, частнопрактикующие преподава­тели и т. п. могут поднять ставки за свои услуги. Тем самым налог будет переложен на тех, кто пользуется их услугами: ведь, например, спрос на многие виды врачебной помощи отличается низкой эластичностью (вы не сможете отказаться от услуг зубного врача, если вас одолела невы­носимая боль).

Налог на прибыль корпораций.В некоторой своей части налог мо­жет быть переложен на потребителей через более высокие цены. Но здесь есть определенные ограничения в переложении налогового бре­мени: если фирмы (особенно фирмы-монополисты) будут злоупотреблять своей властью на рынке, то не исключены и санкции со стороны антимоно­польных органов.

Косвенные налоги: налогс продажи акцизный налог.Не вся, но основная масса налогов с продаж и акцизы перекладывается на потре­бителей через повышение цен. Можно сказать, что вообще налоги на потребление аналогичны налогам на доход, но взимаются они другим способом. Налог с продаж охватывает довольно широкий спектр това­ров. У потребителей нет больших возможностей переориентировать свой спрос на товары с более низкими ценами. А вот некоторые акцизы переложить на потребителей трудно. Например, если в цену входного билета в цирк входит акциз, то владелец цирка не всегда может поднять




цены на билеты. Ведь в таком случае публика может переориентировать свой спрос на другие виды зрелищ и вообще другие развлечения. Но вот акцизы на бензин, табачные изделия, алкоголь с легкостью переклады­ваются на их потребителей. В данном случае трудно найти товар-суб-ститут. Курильщик не перейдет на засушенный вишневый лист, также как и владелец автомобиля не станет вместо бензина заливать в бак керосин. Любитель водки не перейдет на лимонад. Вот почему акцизы легче переложить на потребителя.

Поимущественный налог.Как правило, его уплачивают те, на кого и ложится формальное бремя налога: налог на землю, на наследство, на собственный дом или квартиру не на кого переложить. Но если вы сдаете квартиру в аренду, то в таком случае часть налогового бремени может быть переложена на арендатора путем повышения ставки аренд­ной платы.

Таким образом, проблема переложения налогового бремени еще раз подтверждает известное положение о том, что налоги изменяют стиму­лы и, следовательно, человеческое поведение.

Бюджетный дефицит

И способы его финансирования

Расходы государственного бюджета и его доходы не все­гда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство стал­кивается с бюджетным дефицитом.Противоположная ситуация, т. е. пре­вышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом,или излишком.Принято различать первичный и общий дефицит государ­ственного бюджета. Первичный дефицит - это общий дефицит государ­ственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по госу­дарственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит- это отрицательная разница между факти­ческими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит - это разность между доходами и расхода­ми государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государствен­ных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит - это разница между фактическим и струк­турным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит





Глава 22

Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика



Наши рекомендации