Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований
Основное содержание сложного и противоречивого процесса трансформации отношений собственности определяют реальные изменения на пути ее разгосударствления и приватизации, направленные на утверждение плюрализма форм собственности и хозяйствования, развитие конкурентной среды, преодоление жесткого централизма и ко-мандно-административных методов управления, возрождение стимулов к инновационной предпринимательской деятельности.
Глава 20
Разгосударствление — это процесс ограничения административного вмешательства государства в экономику путем преобразования государственной собственности в негосударственную и коммерциализации деятельности государственных предприятий.
Разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, связанный с демократизацией хозяйственной жизни на основе преодоления диктата государства, безальтернативного государственного найма работников, государственного нормирования заработной платы и административно-ведомственного управления; замены административно организованных хозяйственных связей рыночными отношениями; освобождение предприятий от прямой и непосредственной административной опеки; борьбы с монополизмом, развития конкуренции и предпринимательства.
Основные пути разгосударствления: приватизация и коммерциализация государственных предприятий.
Приватизация — трансформация какой-либо формы собственности в частную, процесс перехода в частную собственность объектов государственной, смешанной или коллективной собственности.
Приватизация как форма разгосударствления отображает процесс коренной трансформации отношений собственности с целью формирования частного сектора как предпосылки повышения социально-экономической эффективности хозяйствования и улучшения общественного благосостояния на основе становления и утверждения рыночных отношений, предпринимательской среды, конкуренции.
В конце 1991 г. Верховным Советом Украины была утверждена "Концепция разгосударствления и приватизации имущества государственных предприятий, жилищного фонда и земли". В марте 1992 г. были приняты основные приватизационные законы: "О приватизации имущества государственных предприятий", "О приватизации небольших
Теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
государственных предприятий", "О приватизационных бумагах". В июне 1992 г. парламент утвердил первую государственную программу приватизации, положив начало легитимному процессу трансформации отношений собственности в Украине.
Согласно Закону Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на группы А (объекты малой приватизации), Б, В, Г, Д, Е (объекты большой приватизации) и Ж (объекты сферы социально-культурных услуг). Приватизация этих объектов осуществлялась на основе соответствующих законов.
Способы приватизации в Украине:
— преобразование государственных предприятий в акционерные или другие хозяйственные общества;
— бесплатная передача и продажа акций открытых акционерных обществ;
— выкуп по альтернативным планам приватизации;
— выкуп государственных предприятий, сданных в аренду с выкупом;
— выкуп имущества государственных предприятий членами трудового коллектива;
— продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе.
Этапы реформирования собственности в Украине I. Начальный этап приватизации (1992—1994 гг.). П. Массовая приватизация (1995—1998 гг.).
III. Индивидуальная денежная приватизация (1999— 2002 гг.).
IV.Заключительный этап приватизации (с 2003 г.).
Основными технологическими особенностями приватизационного процесса на начальном этапе трансформационных преобразований в Украине были следующие:
— население принимало участие в приватизации посред
ством механизма применения безвозмездно полученных
Глава 2о
"приватизационных денег" ограниченного обращения — именных приватизационных сертификатов;
— с целью инициирования приватизационного процесса работники больших предприятий, прежде всего их руководители, получили значительные льготы в приобретении акций этих предприятий;
— работникам малых предприятий создавались возможности выкупа этих предприятий по остаточной проиндекси-р'ованной стоимости, в основном посредством механизма аренды с выкупом.
На сегодняшний день массовая приватизация в Украине обеспечила устранение государственной монополии на средства и результаты производства, становление прослойки индивидуальных и ассоциированных частных собственников и формирование негосударственного сектора в качестве основы развития рыночных отношений. На начало 2006 г. в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины составляли:
— объекты частной собственности — 78,3 %;
— объекты государственной и государственно-корпоративной собственности — 4,1 %;
— объекты коммунальной и коммунально-корпоративной собственности — 7,4 %.
Вместе с тем опыт сертификатной приватизации в Украине подтверждает, что официальное изменение титулов собственности само по себе не гарантирует появления реальных собственников с рыночным поведением и предпринимательским типом мышления. На практике бесплатная приватизация трансформировалась в бюрократически-номенклатурную, которая:
— стала формой создания акционерных обществ на базе существующих структур государственной собственности, находящихся под контролем администрации предприятий и государственного аппарата управления;
— привела к постепенному сосредоточению средств производства и крупных пакетов акций высокорентабельных пред-приятий в руках номенклатурных сил и теневых структур;
теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
— не решила проблем структурной перестройки производства, создания благоприятного инвестиционного и инновационного климата, качественных изменений в механизмах государственного регулирования экономики;
— не обеспечила создания развитых конкурентных рынков товаров, труда, капитала и т. п.
Кроме того, ход приватизационного процесса в Украине был осложнен неэффективной государственной политикой:
— отсутствием четко определенной стратегии реформирования отношений собственности;
— игнорированием межотраслевых связей в экономике;
— неразвитостью институционных механизмов рыночного регулирования;
— отсутствием реального противодействия распространению теневой приватизации;
— недостаточной прозрачностью принятия решений относительно приватизации, в частности стратегических предприятий и предприятий-монополистов, составляющих основу экономического развития и национальной безопасности государства;
— политическими спекуляциями вокруг вероятной ре-приватизации или национализации государственного имущества и т. п.1
Современный этап трансформации отношений собственности в Украине связан с решением ряда дискуссионных вопросов, в т. ч.:
— легитимации приватизации путем признания незы
блемости сформированных прав собственности;
ревизии приватизации путем реприватизации (изъятие собственности через суды со следующей продажей на транспарентных аукционах и конкурсах) или доплаты за предприятия путем заключения мировых соглашений меж-ду правительством и нынешними собственниками.
Про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2005 році : Дослання Президента України до Верховної Ради України // Економіст. — 2006. — № 2 (232). — С 55.
Глава 20
ВПослании Президента Украины кВерховному Совету Украины "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году" отмечается, что экономическая стратегия государства в сфере усовершенствования отношений собственности должна объединять задачи укрепления национального частного капитала, повышения эффективности управления государственным, сектором экономики, усовершенствования корпоративного управления, создания институциональных механизмов обеспечения функционирования разных форм собственности и хозяйствования и определения их оптимального соотношения1.
Дальнейшее усовершенствование процессов трансформации отношений собственности предусматривает следующее:
— усиление инвестиционной направленности приватизации, привлечение стратегических отечественных и зарубежных инвесторов;
— усовершенствование законодательства в сфере приватизации, его гармонизацию с другими сферами правового регулирования экономической деятельности;
— согласование приватизационных процессов с программами реформирования отдельных областей и сфер деятельности;
— формирование дееспособного корпоративного сектора и интегрированных корпоратиьных структур;
— приостановление дальнейшей олигархизации обще
ства, обеспечение реального участия миноритарных совла
дельцев в управлении и распределении доходов;
— усовершенствование предприватизационной подготовки и информационно-маркетинговой деятельности на всех этапах приватизации;
— обеспечение транспарентности (прозрачности) процесса приватизации и спецификации прав собственности.
1 Про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2005 році • Послання Президента України до Верховної Ради України // Економіст. — 2006. — № 2 (232). — С 55.
теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
20.3. Формирование инновационной модели развития национальной экономики
Основа стратегии и тактики экономического роста национальной экономики — ориентация структурных трансформаций на развитие эффективного и конкурентоспособного хозяйства постиндустриального типа.
Структурная перестройка экономики Украины —
процесс формирования оптимального состава хозяйства, адекватного социально ориентированной рыночной системе постиндустриального типа и стратегическим национальным интересам страны.
За первое десятилетие независимости Украины произошли следующие положительные структурные сдвиги:
— расширение сферы действия рыночных отношений;
— уменьшение уровня монополизации экономики;
— становление конкурентной среды;
— укрепление негосударственного сектора.
Вместе с тем устранение государства от роли ведущего субъекта структурных сдвигов и защиты национальных интересов, рост влияния олигархических формирований, сросшихся с государственным аппаратом, усиление роли экзогенных факторов экономического роста вызвали существенные структурные деформации трансформационной экономики Украины(рис. 20.4).
Основными задачами структурной перестройки экономики на современной технологической и ресурсной базе являются следующие:
— концентрация ресурсов на приоритетных направлени
ях социально-экономического развития с учетом нацио
нальной специфики;
укрепление технологических сравнительных преимуществ отечественных товаропроизводителей относительно зарубежных конкурентов;
Глава 2о
— развитие наукоемких производств;
— уменьшение зависимости национальной экономики от импорта товаров и ресурсов;
— увеличение удельного веса ресурсосберегающих производств;
— дальнейшее развитие отраслей "высоких технологий";
— повышение уровня внутренней сбалансированности экономики;
— создание развитого потребительского сектора экономики и сферы услуг.
Ведущей составляющей структурной политики является инвестиционная политика, направленная на обеспечение условий для накопления критической массы инвестиционных ресурсов, регулирование структурно-количественных параметров экономического роста, формирование нового экологобезопасного социально ориентированного инновационного типа расширенного воспроизводства (рис. 20.5).
Переход к постиндустриальному информационному обществу возможен лишь при условии активного внедрения долгосрочной комплексной стратегии экономического развития, приоритеты и механизмы реализации которой находят свое воплощение в инновационной политике, направленной на технологическое лидерство (рис. 20.6). Вместе с тем отечественные и зарубежные исследователи обращают внимание на существование весомых системных препятствий формированию инновационной модели развития Украины, в том числе:
— недостаточное финансирование научных исследований, внедрения инновационных разработок;
— несовершенство нормативно-правовой системы регулирования и стимулирования инновационной деятельности;
— несоответствие корпоративной структуры, формирующейся в Украине, основным требованиям инновационного развития;
— отсутствие действенной системы приоритетов развИ' тия научно-технологической сферы;
— медленное формирование современного и масштабного рынка инновационной продукции;
Теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
![]() |
.
теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
— неготовность аппарата государственного управления к предметной деятельности, направленной на инновационное развитие общества1.
Безальтернативность инновационной парадигмы структурной перестройки отечественной экономики обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности Украины в глобальной среде путем преодоления ресурсных ограничений и сырьевой направленности хозяйства.
20.4. Трансформация денежно-кредитной и финансовой систем Украины
Процесс трансформации отечественной экономики предусматривает создание денежно-кредитной и финансовой систем, отвечающих потребностям развития социально ориентированного рыночного хозяйства.
Основные направления указанных преобразований:
— обеспечение стабильности национальной валюты;
— достижение максимальной сбалансированности государственных финансов;
— создание надежной и мощной банковской системы;
— внедрение эффективной налоговой системы;
— обеспечение финансовой безопасности государства.
Этапы трансформации денежно-кредитной и финансовой систем Украины
I этап (1991—1994 гг.) характеризовался следующими основными процессами:
' либерализацией цен, ослаблением контроля за оплатой труда;
Проблеми та пріоритети формування інноваційної моделі розвитку економіки України / Я.А. Жаліло, СІ. Архірєєв, Я.Б. Бази-люктаін. — К. : ШСД, 2006. — С 11—16.
Глава 20
— Формирование национальной инновационной системы
и создание условий для органического объединения научно-технологической и предпринимательской среды;
— концентрация материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на реализации приоритетов инновационного развития;
— содействие инновационному предпринимательству и формирование инновационной инфраструктуры (технополисов, технопарков, инновационных банков, инжиниринговых центров, инновационных бирж, бизнес-инкубаторов и т. п.);
— создание благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности, усовершенствование нормативно-правовой базы в инновационной сфере, развитие института интеллектуальной собственности;
— концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов на развитии наукоемких высокотехнологичных производств;
— государственное программирование и регулирование НТП,
в т. ч. создание эффективной системы государственных заказов на научно-техническую продукцию, мониторинг технологических инноваций, внедрение оптимальной системы сертификации и стандартизации продукции, эффективная патентная политика;
— коммерциализация результатов научных исследований, привлечение сбережений населения в сферу инновационных инвестиций;
— формирование внебюджетных источников поддержки инновационной деятельности путем развития соответствующих фондов, благотворительных программ, конкурсов и т. п.;
— привлечение зарубежных инвесторов в инновационную сферу и к становлению системы страхования инновационных рисков;
— интеграция в мировое научно-технологическое пространство, развитие международного сотрудничества в области науки, техники и инноваций
Рис. 20.6. Стратегические приоритеты инновационного развития экономики Украины
теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
_— переливом финансовых активов из государственного сектора в частный;
— сохранением монопольного государственного сектора
с монопольным ценообразованием и льготным кредитовани
ем отраслей и производств;
— фактическим подчинением Национального банка пра
вительству, прямым кредитованием бюджетного дефицита.
Следствием указанных трансформаций стало обострение противоречий экономического развития в результате потери государством реальных инструментов осуществления эффективной экономической политики, бесконтрольного роста денежной массы, гиперинфляции, стагнации отечественного производства, стремительного роста внешней задолженности, катастрофической разбалансированности финансовой системы, дезорганизации денежного обращения, обострения социальных проблем.
II этап (1995—2000 гг.) связан с:
— проведением жесткой денежно-кредитной политики, активных антиинфляционных мероприятий;
— осуществлением денежной реформы (1996 г.);
— преодолением бюджетного дефицита, усовершенствованием межбюджетных отношений;
— повышением платежеспособности хозяйствующих субъектов;
— дальнейшим увеличением зарубежных займов и кредитов;
перераспределением кредитных ресурсов в пользу реальной экономики;
началом функционирования фондового рынка Украины; стабилизацией валютного курса, внедрением валютных коридоров.
Результатом указанных трансформаций стали рост реального ВВП, сокращение инфляции, стабилизация курса гривни, увеличение поступлений иностранной валюты, пре-вращение дефицита материальных ресурсов в экономике в дефицит финансовых и кредитных ресурсов, рост задолженности хозяйствующих субъектов, стагнация рынка облига-
ций внутреннего государственного займа, обострение долговых проблем.
III этап (2001— по настоящее время). 2001—2004гг. характеризовали:
— осуществление мероприятий по обеспечению внутренней и внешней стабильности национальной валюты;
— оптимизацию структуры денежной массы;
— введение режима регулированного плавающего обменного курса гривни (2000 г.);
— использование стабильности гривни как монетарной предпосылки постепенного перехода к инновационно-инвестиционному развитию;
— повышение уровня монетизации ВВП;
— таргетирование обменного курса.
Вследствие данных трансформаций вырос реальный ВВП, снизилась инфляция (дефляция в 2002г.), стабилизировался валютный курс, значительно увеличились резервы НБУ, повысился уровень монетизации экономики, улучшилось финансовое положение предприятий, возник профицит сводного бюджета, увеличились объемы долгосрочного кредитования, стабилизировался размер государственного долга, произошли положительные изменения в структуре денежной массы.
В условиях замедления динамики экономического роста и усиления инфляционных тенденций в 2005—2006 гг. денежно-кредитная политика была направлена на:
— торможение процесса роста цен;
— стимулирование кредитной поддержки дальнейшего экономического развития;
— расширение денежного предложения;
— снижение средневзвешенной ставки по кредитам и де-позитам.
В результате замедлились темпы инфляции, выросли де-нежные потоки в банковской системе, увеличились депози-ты физических лиц, сохранились высокие темпы роста дол-госрочных кредитов. Вместе с тем темпы прироста объемов кредитования физических лиц значительно опережали тем
пы расширения кредитов, предоставляемых хозяйствующим субъектам, что стало реакцией банков на повышение платежеспособности населения (за счет повышения заработных плат и пенсий), а также усиление рисков кредитования юридических лиц1.
Политическая нестабильность в стране, перманентные выборы в высшие органы государственной власти, углубление макроэкономичесих дисбалансов, связанных с несооот-ветствием темпов и структуры роста доходов населения динамике количественных и качественных показателей экономического развития, неблагоприятное влияние внешних факторов (общемировые тенденции роста цен на энергоресурсы и продовольствие), ухудшение состояния внешнеторгового баланса и т. п. обусловили существенное повышение оптовых цен (индекс цен производителя промышленной продукции в 2007 г. составил 123,3 % , а в I квартале 2008 г. — 112,4 %) и, соответственно, рост потребительских цен. Это побудило НБУ в 2008 г. проводить ограничительную денежно-кредитную политику, направленную на сбалансирование спроса и предложения денег и упреждение развития инфляционных процессов. С этой целью НБУ осуществлял:
— ограничение темпов роста денежной базы;
— обеспеченние умеренных темпов увеличения денежной массы;
— возрастание цены денег;
— увеличение банковских резервов;
ревальвацию гривни к доллару США и др.
Про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2005 році : °слання Президента України до Верховної Ради України // Економіст. — № 2 (232). — С. 55.
Глава 2о
20.5. Проблемы и перспективы интеграции отечественной экономики в глобальную экономическую среду
Сложность и динамизм трансформационных процессов связанных с внутрисистемными и межсистемными трансформациями, ассиметричностью и диспропорциональностью эволюции мирохозяйственного устройства в условиях господства неолиберальной модели глобализации обостряют проблему быстрой и эффективной самоидентификации Украины в качестве независимого высокоразвитого государства в сложной системе разветвленных мировых связей и международных экономических отношений.
Общепризнанным является отсутствие альтернатив глобализации для человечества в целом. Объективную основу этого процесса составляет интернационализация экономики, оптимизирующая использование ресурсов в планетарном масштабе и повышающая эффективность хозяйствования на базе мощного синергического эффекта взаимопроникновения и взаимодействия национальных хозяйственных комплексов. Глобализация порождает новую реальность экономической жизни, проявляющуюся в переплетении национальных хозяйств на рыночной основе, взаимодействии новых субъектов, конкурирующих на глобальных рынках, развитии нетрадиционных механизмов и форм сотрудничества, получающих соответствующее институциональное оформление.
Вместе с тем принципиальным является осознание того, что неолиберальная модель глобализации, доминирующая в современном мире, — лишь одна из возможных альтернатив многовекторного процесса трансформации мировой экономики. Основанная на идеологии монетарного либерализма, современная глобализация носит стихийный, одновектор-ный и мотивированный характер, направленный на реали-зацию интересов высокоразвитых стран, стремящихся к пе-
теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
распределению мирового богатства с целью укрепления собственного потенциала. Поэтому формирование нацио-нальной модели развития каждой страны происходит в условиях острой борьбы экономических интересов предста-вителей транснационального и национального капитала, влиятелъных международных организаций и отечественной элиты, а национальная конкурентоспособность выступает имманентным рыночной среде императивом функционирования разноуровневых экономических систем.
Общепризнано, что современная парадигма международного экономического развития формируется на основе постиндустриальных ценностей, в соответствии с которыми конкурентоспособность страны определяется ее динамическими преимуществами — приоритетом знаний, инноваций и информации, а не только статическими факторами, связанными с обеспеченностью материальными и трудовыми ресурсами. В этих условиях государство, не желающее оставаться на обочине цивилизационных преобразований, должно активно включаться в современные интеграционные процессы, реализуя инновационную модель развития, привлекая в экономику инвестиции глобальных субъектов и формируя эффективные механизмы ее защиты от возможных рисков и потрясений. Таким образом, решающее значение для развития отечественной экономики приобретает активная деятельность государства по обеспечению национальной конкурентоспособности на основе структурного и технологического обновления.
Национальная конкурентоспособность — обусловленное экономическими, социальными и политическими Факторами устойчивое положение страны на внутреннем, и внешнем рынках, в мировой хозяйственной систе-ме, в глобальных политико-экономических процессах; способность поддерживать устойчивые темпы роста реальных доходов на душу населения.
важнейшие критерии конкурентоспособности нацио-
нальной экономики нашли отражение в интегрированном
индексе конкурентоспособности — комплексном показа-
Глава 2о
теле сравнительной конкурентоспособности стран, которой рассчитывается на основе комбинаций относительных величин ("твердых" количественных оценок основных экономических индикаторов, публикующихся в официальных изданиях, и "мягких" качественных экспертных оценок). на сегодняшний день самыми влиятельными исследованиями международной конкурентоспособности стран являются следующие:
— "Глобальный отчет о конкурентоспособности" публикующийся ежегодно по материалам широкой программы обследований стран в рамках Всемирного экономического форума в швейцарском городе Давосе (рис. 20.7);
— "Ежегодник мировой конкурентоспособности" Международного института менеджмента и развития, в котором соответствующий рейтинг рассчитывается на основе восьми групп критериев: внутреннего экономического потенциала страны, ее внешнеэкономических связей, государственного регулирования, финансово-кредитной системы, инфраструктуры, системы управления, менеджмента, уровня развития науки и технологии, человеческих ресурсов.
Украина принимает участие в обследованиях международной конкурентоспособности, проводимых в рамках Всемирного экономического форума, с 1997 г. По данным, представленным Всемирным экономическим форумом в 2005 г., рейтинг Украины составил 84-ю позицию среди 104 исследуемых стран.
К важнейшим конкурентным преимуществам отечественной экономики относятся:
— значительные запасы и удобное расположение полезных ископаемых (железная и марганцевая руды, сера, ртуть, титан, уран, минеральные соли, гипс, гранит, мра' мор и т. п.);
— плодородные сельскохозяйственные угодья, значительные запасы чернозема;
— высокий образовательный уровень трудоспособного населения при относительно низком уровне оплаты труда;
— развитая сеть академических, научно-исследователь-ских и проектно-конструкторских учреждений;
Рис. 20.7. Методика расчета индекса конкурентоспособности Мирового экономического форума
удобное геополитическое положение, транспортно-географическое расположение, наличие разветвленной транспортной инфраструктуры;
- наличие уникальных производственных комплексов (металлургического, машиностроительного, химического), объединяющих развитую производственную и социальную инфраструктуру, сеть научно-исследовательских, проектных организаций и учебных заведений;
Глава 20
— привлекательные климатические условия, уникаль
ный рекреационный комплекс, включающий Азовский
Черноморский, Карпатский и Полесский подкомплексы.
Обращая внимание на замедление темпов экономического роста экономики, современные исследователи выделяют ряд факторов, препятствующих динамическому хозяйственному развитию и повышению конкурентоспособности отечественной экономики, в т. ч.:
— ускоренную либерализацию внешнеэкономических связей, приведшую к неконтролируемой открытости украинской экономики и усилению ее структурных деформаций;
— приоритетность ценовых факторов конкурентоспособности в условиях реализации экспортной модели развития, не стимулирующей качественное обновление и структурную перестройку экономики;
— высокий уровень зависимости внутренней экономической динамики от внешних, не контролируемых национальным правительством факторов.
Таким образом, одним из стратегических приоритетов трансформации экономики Украины в условиях глобализации является переход от экзогенно зависимого к эндогенно ориентированному развитию (рис. 20.8), в т. ч.:
— формирование национальной инновационной системы, повышение удельного веса инновационной продукции, увеличение объемов предоставления высокотехнологичных услуг;
— структурная модернизация, направленная на преодоление чрезмерной зависимости от отдельных глобальных рынков и углубление участия в глобальных высокотехнологичных проектах;
— укрепление конкурентных преимуществ отечественного бизнеса, поддержка наиболее эффективных импортозамещающих производств и защита от недобросовестной коН' куренции на мировых рынках;
— укрепление экспортного потенциала страны, повыше-ние удельного веса товаров с высокой долей добавленной стоимости;
теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
формирование производственных региональных кластеров (энерго-металургически-химических) мирового значения;
— диверсификация источников инвестирования, формирование собственных транснациональных структур;
— развитие внутреннего рынка в качестве основы формирования и апробации национальных конкурентных преимуществ;
— эффективное использование геополитического положения Украины и повышение ее роли как транзитного государства;
— внедрение действенных механизмов защиты от экономических и технологических рисков и опасностей, неблагоприятных изменений международной конъюнктуры;
— усовершенствование процессов интеграции Украины в современные хозяйственные и политические альянсы, развитие взаимовыгодного сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями.
Рис. 20.8. Трансформациямодели развития национальной "Гномики в условиях глобализации
Глава 20
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ