Международные лицензии и их виды. Франчайзинг
Лицензия – это договор, по которому лицензиар передает лицензиату разрешение на право использования объекта за определенное вознаграждение и на определенный срок. Объектом международной торговли лицензии являются научно-технические знания. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, облеченные в форму патентов, товарных знаков, промышленных образцов, ноу-хау.
Виды лицензий:С точки зрения использов. объета: 1) простая (лицензиар оставляет право самостоятельно использовать объект и предоставляет права использования другим субъектам). Например, производство товаров народного потребления. 2) исключительная (лицензиар может сам использовать объект, но искл. права передает лицензиату на определенной территории). В этом случае лицензиар не может предоставить лицензии третьим лицам.3) полная (лицензиар не имеет права пользования объектом)
Считается, что в мировой практике исключительная лицензия встречается чаще.
С т.з. оформления интеллектуальной собственности: 1) патентная (лицензия на объект, на который оформлен патент. Собственность защищена, гарантированный доход). 2) беспатентная (собственность не оформляется).Особые виды лицензий:1)Сопутствующая (формируется на ряду с основной, предоставляется на поставку технологического оборудования или на оказание консультационных услуг) 2)Перекрестная (продавец и покупатель передают лицензии друг другу, которые дополняют друг друга и обеспечивают увеличение прибыли обоим субъектам) 3)Открытая (патентом может пользоваться каждый, получивший лицензию, цена лицензии – низкая, общедоступность). 4)Принудительная (собственник не желает формировать лицензию, имея патент. Будущий лицензиат подает в суд на патентодержателя и положительное решение суда приводит к формированию лицензии)
Лицензии на использование изобретения – разрешение (документ), без продажи и передачи права собственности, который дает право промышленного и коммерческого использования объекта лицензии за определенное вознаграждение и на определенное время (лицензионное соглашение).
Патент на изобретение — это свидетельство, выдаваемое компетентным органом изобретателю или его правопреемнику и удостоверяющее наличие у владельца монопольного права (титул собственности) на использование этого изобретения (это принципиально новое техническое решение, дает возможность патентовладельцу создать лучшие условия производства, повысить производительность труда и получать прибыли выше средних до тех пор, пока новая техника не станет достоянием большинства предприятий отрасли).Срок обладания патентом в среднем 15 — 20 лет. Однако реальный срок (6 — 9 лет).
Объект лицензионной сделки в МТ - «невидимый» товар, а именно право на использование запатентованного изобретения, технических знаний и опыта, товарного знака. Продажа лицензий равносильна аренде изобретения как товара, поскольку владелец научно-технических знаний передает права на пользование ими на определенный срок, сохраняя за собой право собственности на них.
Существуют:
1. Продукты по лицензии – продукция, которая будет производиться на основе данной лицензии.
2. Специальные продукты – разрешается производить лицензиату, которая разработана самим лицензиатом. Не всегда лицензиат разрешает вводить такие объекты.
Собственник должен обеспечить: 1)техническую помощь в освоении технологии, оборудования, функционирования технологии. 2)Реклама продукции. 3)Лицензионные платежи.
Лицензионные платежи:
1. периодические (роялти) – отчисления от дохода покупателей определенного размера вознаграждения. Используется либо % от чистой прибыли, либо % от объема продаж.
Роялти от объема выпуска продукции, цены ед. изделия, размера уровня роэлти в год. Выплачивается ежегодно в конце срока. С точки зрения выплат:
§ полная лицензия (30-40% идет по выплате за лицензии)
§ исключительная (20-25%)
§ простая (товары народного потребления)
Роялти привязывается к конъюнктуре рынка. Уровень ставок текущих отчислений в современной практике лицензионной торговли составляет в среднем 2 — 10%.
2. единовременные (паушальные) – твердая абсолютная сумма, конъюнктура рынка учитывается косвенно. При определении суммы используются консультанты. Лицензиар должен предоставить информацию за сколько ему обошлась технология лицензии, разные суммы:
§ цена технологии
§ качество технологии
§ количество пользователей
§ имидж компании
Паушальный платеж фиксированный, твердый. В дальнейшем фирма не оплачивает платеж (после получения лицензии)
3. комбинированные платежи – сочетание роялти и паушального платежей. Сначала паушальный, а затем роялти (система франчайзинга).
Чем выше паушальный платеж, тем ограничение, высокий барьер проникновения в бизнес. Роялти используется чаще, комбинированные платежи более эффективны.
В последнее время сроки действия лицензионных соглашений сократились (раньше 10-15), что связано с быстрым оральным старением машин и конструкций и государственным регулированием лицензионных сделок в большинстве зарубежных стран 5 — 10 лет.
Расчет цены (факторы):
1) планирование прибыли (сверх прибыль, нормативно-плановая прибыль).
2) Затраты, НИОКР. Развитие НИОКР в основном после кризиса
Подготовительные процессы:
- слияние – поглощение
- аутсорсинг
Технологическая реконструкция, ресурсосберегающая технология
НИОКР лежит в основе цены.
3) эффект масштаба, эффект разнообразия, ассортиментная политика.
4) Рабочая сила – рассматривается с точки зрения технологич. производительности, способности освоения технологии.
Рост международной торговли лицензиями обусловлен: : 1- развитием науки, 2- стремлением к ускорению внедрения на рынок новой продукции, 3-конкурентной борьбой на мировом рынке, 4- необходимостью проникновение и завоевание труднодоступных рынков ТНК ( например продажа лицензий собственным филиалам и дочерним компаниям), 5- необходимость проникновения на труднодоступные рынки ( продажа лицензий с целью расширения инвестиций и приобретения участий в создаваемых или уже действующих заграничных предприятиях, стремясь сохранить за собой наиболее важные производственные секреты, , строго определяют стандарты и номенклатуру выпускаемых изделий, чтобы не допустить производственной самостоятельности совместной компании).
Франчайзинг рассматривается либо как разновидность лицензионных отношений, либо как отдельная форма отношений, которая формирует отдельный рынок. В России франчайзинг называют коммерческой концессией ГК ч.2. Т.о. франчайзинг в своей основе предполагает передачу прав интеллектуальной собственности на время. Характер отношений между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит от вида франчайзингового соглашения. В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи. В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга: производственный - предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.
В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа специальною оборудования для производства определенной продукции. ; товарный - франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании Чаще всего товарный франчайзинг используется при продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.. ;сервисный - франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера( система МсDonalds).
.Договор франчайзинга включает целый ряд жёстко установленных франчайзером условий: детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы.
Плюсы франчайзинга:
1. Готовый бизнес. 2. Малая фирма не тратит деньги на коммуникативную политику. 3.Отношения могут быть долгосрочными. 4.Франчайзинг рассматривается как дополнительная форма реализации.
Проблемы:1. Неравенство,2. Высокая степень контроля за деятельностью требует дополнительных ресурсов (через менеджмент, маркетинг, финансы), 3. Вероятность нарушения брэнда, 4. Кадровая проблема (подготовка, переподготовка, особый внешний вид, корпоративная культура).