Iv. объем дисциплины и виды учебной работы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Воркутинский филиал
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Микроэкономика
Учебно-методический комплекс
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
ЭКОНОМИКА
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, заочная
Воркута – 2013
При разработке учебно-методического комплекса в основу положены:
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 747.Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. N 16500
Программа составлена с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс».
Разработчик:Малиновский Л.Ф. , кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Рецензент:доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической теории Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Л. Г. Чередниченко
Рекомендовано НОУ ВПО «УРАО»
Рекомендовано на заседании кафедры экономики, естественнонаучных и математических
дисциплин НОУ ВПО «УРАО» ВФ, протокол № 7 от 01.09.2013
Оглавление
I. Цели и задачи дисциплины | |
II. Место дисциплины в структуре ООП | |
III. Требования к результатам освоения дисциплины | |
IV. Объем дисциплины и виды учебной работы | |
V. Тематические планы | |
VI. Содержание разделов дисциплины | |
VII. Тематика и содержание практических (семинарских) занятий | |
VIII. Образовательные технологии | |
IX. Организация самостоятельной работы студентов | |
X. Контрольное задание | |
XI. Практикум | |
XII. Источники | |
XШ. Глоссарий |
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Микроэкономика» является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-14, ПК-15 по направлению Экономика и на этой основе формирования у студентов системных и глубоких теоретических знаний, умений и практических навыков анализа и расширения микроэкономической теории и практики с применением современных методов.
Задачи освоения учебной дисциплины:
- сформировать у студентов систему научных знаний о предмете «Микроэкономика», изучающей условия, факторы и результаты развития экономических процессов и явлений;
- раскрыть условия и последствия поведения субъектов хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов и выбора ими оптимальных вариантов решения производственных и коммерческих задач;
- раскрыть сущность экономических явлений и процессов на микроуровне;
- показать закономерный характер развития экономических процессов и явлений;
- заложить теоретическую основу для изучения конкретно-экономических дисциплин и формирования современного экономического мышления.
1.2 Учебная дисциплина в структуре основных образовательных программ
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Учебная дисциплина «Микроэкономика» изучается в ООП Экономика (бакалавр) - профессиональный цикл, базовая (обязательная) часть.
Междисциплинарные связи
Для изучения учебной дисциплины «Микроэкономика» необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
-«Введение в экономику»
-«Философия»
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые учебной дисциплиной «Микроэкономика»:
-«Макроэкономика»;
-«Институциональная экономика»;
-«История экономических учений»;
-«Экономика труда»;
- «Экономика общественного сектора»;
-«Экономика организации (предприятия)»;
- «Статистика».
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В совокупности с другими дисциплинами базовой части математического цикла, дисциплина «Микроэкономика» обеспечивает инструментарий формирования бщекультурных и профессиональных компетенций бакалавра-экономиста (таблица 1).
Таблица 1 – Компетенции: коды, характеристика
Код компетенции | Характеристика компетенции |
ПК-2 | Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК-3 | Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами |
ПК-4 | Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач |
ПК-5 | Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы |
ПК-14 | Способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы |
ПК-15 | Способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин |
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
1.Содержание важнейших экономических категорий, спроса и предложения, рынка, цены;
2.Сущность объективных экономических законов, основные принципы, по которым развиваются экономические отношения на микроуровне.
Уметь:
1.Анализировать цели, задачи и практику экономической политики хозяйствующих субъектов;
2. Анализировать поведение индивидов, потребительские предпочтения, объективные тенденции экономического развития.
Владеть:
1.Приемами и методами сбора, обобщения и анализа рыночной информации, поведения и принятия решений хозяйствующими субъектами, закономерностей функционирования фирм в различных экономических условиях.
IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
В таблице 2 – объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной и заочной форм обучения.
Таблица 2 – Объем дисциплины и виды учебной работы для всех форм обучения
Вид учебной работы | Всего Часов | Порядковый номер семестра | |||
Аудиторные занятия (всего) | 56/12 | 56/12 | |||
В том числе: | |||||
Лекции | 18/4 | 18/4 | |||
Практические занятия (ПЗ) | 32/8 | 32/8 | |||
Семинары (С) | - | - | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |||
Самостоятельная работа (всего) | 88/159 | 88/159 | |||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | - | - | |||
Расчетно-графические работы | - | - | |||
Реферат | - | - | |||
Другие виды самостоятельной работы | 6/- | 6/- | |||
144/ | 144/ | ||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, диф.зачёт, экзамен) | Экзамен | Экзамен | |||
Общая трудоемкость/ час. Зач.ед. |
Примечание: Распределение часов для очной и заочной формам обучения в тематическом плане представлено чрез дробь.
V. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
В таблицах 2 и 3 – тематические планы по формам обучения.
Таблица 3 – Тематический план студентов очной формы обучения
№№ Тем | Наименование разделов и тем | Об-щее к-во часов | Аудиторные часы | СР | |||
всего | в том числе: | ||||||
Лек-ции | Прак-тиче-ские, семи-нары | кср | |||||
Модуль 1 | |||||||
Введение в микроэкономику. Основные закономерности экономической организации общества. | - | ||||||
Спрос и предложение. Рыночное и отраслевое равновесие | |||||||
Спрос и поведение потребителя | - | ||||||
Модуль 2 | |||||||
Спрос индивидуальный и рыночный | - | ||||||
Производство. Издержки производства. Прибыль | |||||||
Совершенная конкуренция: понятие, признаки. Концепции фирмы | - | ||||||
Модуль 3 | |||||||
Монополистическая конкуренция. Равновесие монополистической фирмы | - | ||||||
Олигополия. Модели олигополии | - | ||||||
Монополия. Социальная цена монополии | - | - | |||||
Модуль 4 | |||||||
Конкурентные и неконкурентные рынки факторов производства | |||||||
Рынки с ассиметричной информацией | - | - | |||||
Внешние эффекты и общественные блага | - | ||||||
Модуль 5 – экзамен | |||||||
Всего: |
Таблица 4 – Тематический план студентов заочной формы обучения
№№ Тем | Наименование разделов и тем | Общее к-во часов | Аудиторные часы | СР | |||
всего | в том числе: | ||||||
Лек-ции | Прак-тиче-ские, семи-нары | кср | |||||
Модуль 1 | |||||||
Введение в микроэкономику. Основные закономерности экономической организации общества. | |||||||
Спрос и предложение. Рыночное и отраслевое равновесие | |||||||
Спрос и поведение потребителя | |||||||
Модуль 2 | |||||||
Спрос индивидуальный и рыночный | |||||||
Производство. Издержки производства. Прибыль | |||||||
Совершенная конкуренция: понятие, признаки. Концепции фирмы | |||||||
Модуль 3 | |||||||
Монополистическая конкуренция. Равновесие монополистической фирмы | |||||||
Олигополия. Модели олигополии | |||||||
Монополия. Социальная цена монополии | |||||||
Модуль 4 | |||||||
Конкурентные и неконкурентные рынки факторов производства | |||||||
Рынки с ассиметричной информацией | |||||||
Внешние эффекты и общественные блага | |||||||
Модуль 5 – экзамен | |||||||
Всего: | - |
VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в микроэкономику.Основные закономерности экономической организации общества
Предмет, объект и метод микроэкономики. Человек в мире экономики. Блага и их ограниченность. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения.
Поведенческие модели в экономической теории. Модель «homo economicus». Максимизация полезности. Полная, ограниченная и органическая рациональность.
Основные микроэкономические категории. Рынок и цена. Модели и субъекты рынка. Преимущества и недостатки рынка. Сегментация рынка.
Понятие и виды цены, функции цены.
Фундаментальные проблемы экономики. Ограниченность ресурсов и безграничные потребности в них. Производство и экономика. Производство, распределение, обмен и потребление и их характеристика.
Экономические и неэкономические блага: классификация и характеристика.
Технологический выбор в экономике и кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость или издержки упущенных возможностей.
Источники: обязательные - 1-7
дополнительные – 8-11,14,16-18