Экономическая потребность Российской Федерации

В трудовых мигрантах

Трудовая иммиграция оказывает на развитые общества неоднозначное воздействие. В данном разделе будут в основном рассмотрены положительные стороны трудовой иммиграции для России.

Самая большая экономическая проблема России – состояние человеческого капитала. Население России стремительно убывает. По данным Института социальных и политических исследований РАН, при сохранении нынешних темпов рождаемости уже к 2045 году население может сократиться до 70 - 90 миллионов.[3] При этом ученые прогнозируют самую неблагоприятную для рынка труда тенденцию: страна будет терять больше трудоспособных граждан, чем нетрудоспособных (Приложение 1).

Регионы Уральского федерального округа исключения не составляют. За последнее десятилетие Свердловская область потеряла 5 % населения. По расчетам уральских демографов, в ближайшие 15 лет численность населения области уменьшится с 4,5 до 4,1 млн. человек. В Курганской области население может сократиться с 1,075 млн. человек до миллиона, в Челябинской - с 3,6 миллиона до трех.[4]

Таблица 1[5]

Перспективная численность населения до 2026 года по УрФО,

Тыс. человек

Территория
Курганская область 982,3 941,6 882,6 835,4 784,2
Свердловская область 4407,8 4311,7 4171,5 4049,9 3908,3
Тюменская область 3323,2 3411,9 3571,3 3713,9 3830,7
ХМАО 1482,1 1557,4 1690,6 1817,8 1938,2
ЯНАО 528,7 555,5 635,5 671,4
Челябинская область 3531,4 3364,3 3284,6 3184,6
УрФО всего 12244,7 12123,2 11989,7 11883,8 11707,8

Источник: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Свердловской области

И здесь можно отметить две основные причины возможного положения. Во - первых, низкая рождаемость, а во - вторых, высокая смертность тех, кто по статистическим параметрам относятся к разряду трудоспособных, от алкоголизма, инфекционных заболеваний, инфарктов, вызванных стрессами, самоубийств, производственных травм и бытовых драк. Например, на Среднем Урале в 2001 году из 71,1 тысячи умерших – 22,1 тысячи, а это 30,2 %, погибли в экономически активном возрасте. Таким образом, Россия попала в «демографические ножницы».

Экономическая потребность Российской Федерации - student2.ru

В итоге уже в этом десятилетии каждый третий россиянин будет пенсионером, а значит, возрастет социальная нагрузка на работоспособных граждан и экономику страны в целом. По данным Госкомстата, через один - два года количество граждан предпенсионного возраста будет больше, чем несовершеннолетних.[6]

В такой демографической ситуации Россия не сможет автоматически наращивать объемы производства. По расчетам Минэкономразвития, для роста ВВП на 20 % численность занятых в экономике должна увеличиться на 2 миллиона человек.[7]

Компенсировать часть потерь трудовых ресурсов и занять нишу малоквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих позволяет трудовая иммиграция. Весь мир, демонстрирующий высокие темпы роста или бурную перестройку экономического механизма, учится использовать выигрыши, которые дает трудовая иммиграция. Так, Евросоюз до середины века планирует миграционный прирост по миллиону человек в год. Соединенные Штаты Америки намерены обеспечить те же темпы.

Межведомственная комиссия при правительстве Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников утвердила на основе заявок от предприятий, фирм и организаций всех форм собственности квоту на 2006 год в 8 тысяч человек.[8] Они заняли годами пустующие вакансии чернорабочих.

На 2007 год были установлены следующие квоты: для тех, кто приезжает в безвизовом режиме, трудовая квота на 2007 год по стране в целом установлена на уровне 6 млн. человек, для иностранцев из государств с визовым режимом квота меньше — около 308 тыс. человек.[9]

Но для России в целом и Уральского региона в частности ситуация на рынке иммиграционного труда в ближайшие десятилетия будет крайне не выгодна. Мы не можем конкурировать ни с Европой, ни с США. У нас не будет возможности отбора качественной рабочей силы тех иммигрантов, которые действительно необходимы российскому бизнесу. Это связано с тем, что Россия слишком поздно присоединилась к глобальным процессам перераспределения миграционных потоков. Но и неквалифицированная рабочая сила, что едет на Урал, будет очень востребована. Это связано с тем, что прежде чем принять решение, куда именно ехать и чем заняться, потенциальные мигранты проводят собственный маркетинг. Они устремляются в первую очередь в те регионы, и в те сферы экономики, где наиболее приятная конъюнктура на рынке труда, то есть туда, где больше свободных вакансий и низкий уровень безработицы. Иностранные работники, как правило, претендуют на те вакансии, которые не пользуются популярностью у коренного населения. Российские граждане сегодня все больше нацелены на получение высшего образования и более высокооплачиваемых профессий: за последние десять лет количество выпускников школ, принятых в вузы, возросло с 23 до 40 %. В то же время среди коренного населения России резко сократилось число людей, получающих рабочие специальности, - с 50 до 30 %. Такая тенденция коренным образом противоречит существующему спросу на рынке труда – 80 % вакансий, заявленных службой занятости, приходится на рабочие специальности.[10] Именно эту свободную нишу на рынке и занимают иммигранты. По статистике Департамента занятости населения Свердловской области, в 2004 году было следующее распределение иностранных рабочих по сферам экономики: 50,1 % - занято в торговле, 28,4 % – в строительстве, 7,7 % - в промышленности, 4,3 % - в бытовом обслуживании и общепите и т. д.[11]

Но в последнее время, правительство все больше стало задумываться над проблемой как «отбирать» мигрантов, до их въезда в Россию. В частности, властям целесообразно организованно собирать заявки работодателей и доводить их до стран-доноров, чтобы сразу на месте выбирать кандидатов на въезд в Российскую Федерацию по необходимым критериям. И такая работа уже ведется. 18 сентября 2007 года была подписана программа сотрудничества в области трудового обмена между Москвой и Таджикистаном, а в ближайшее время будет заключено аналогичное соглашение о трудовом обмене между Москвой и Киргизией. Но это опыт лишь отдельного субъекта, который должна перенимать вся Россия, а особенно те регионы, которые остро нуждаются в трудовых ресурсах.

По оценкам ФМС, больше всего в иностранной рабочей силе заинтересованы такие регионы как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Урал, Дальний Восток. В ближайшее время этот список пополнит и Сибирь: компания «Транснефть» намерена привлечь для строительства Южно - Якутского участка нефтепровода 1,2 тыс. рабочих из Китая. В тоже время, в Якутии на сегодняшний день уровень безработицы достигает 9,5 %, что превышает средний показатель по стране.[12]

Довольно много среди мигрантов и частных предпринимателей, которые сами создают дополнительные рабочие места, не только для трудовых иммигрантов, но и для коренного населения. Новые рабочие места создают, хотя и косвенным образом, даже приезжие безработные, если они располагают необходимыми для жизни сбережениями. Любой иммигрант, потребляющий в России товары и услуги, создает на них дополнительный спрос. На него начинают реагировать работодатели и расширяют свою деятельность. Экономисты давно подсчитали, что каждый лишний потребитель генерирует еще одно полноценное рабочее место. Таким образом, если иммигрант не работает, то на рынке труда становится одним предложением больше, если же он находит работу, то число свободных вакансий остается прежним.

Но существует определенный минус трудовой иммиграции - это то, что часть денег, заработанных в России, иностранные рабочие увозят на родину. Попробуем посмотреть на эту проблему с другой стороны. Допустим, трудовой иммигрант производит товаров потребления на n сумму и получает за это максимум одну пятую суммы, часть которой отсылает на родину. Даже если увезенная сумма составит половину, а все остальное потрачено в России – экономике России это все равно выгодно. По мнению американских экономистов К. Макконнелла и С. Брю, если открыть административные границы между бедной и богатой страной, то произойдет примерно следующее. Рабочая сила из более бедной страны начнет перетекать в более богатую. Это будет происходить до тех пор, пока уровень зарплат в обеих странах не выровняется. Хотя в богатой стране средний уровень заработной платы, таким образом, несколько упадет, объем национального продукта и доходы предпринимателей вырастут. В бедной стране все будет как раз наоборот, однако общая производительность ВВП этих двух стран увеличится, поскольку прирост объема национального продукта богатой страны превысит потери в объеме ВВП бедной страны. Ведь производительность труда одних и тех же рабочих, если они переедут в страну, где имеются более передовые технологии и лучшее оборудование, станет значительно выше.[13]

Таким образом, восполняя нехватку рабочей силы, особенно в периоды демографических спадов и усиления структурных диспропорций на рынке труда, выступая производителями и потребителям национальной продукции, иммигранты в какой–то мере способствуют решению экономических задач, стоящих перед принимаемыми обществами. Применение дешевого низко квалифицированного труда иммигрантов стало важным фактором функционирования ряда отраслей, таких как сельское хозяйство, добывающая промышленность, строительство.

Но существует ряд мнений экспертов, которые видят решение проблемы не за счет мигрантов, а с помощью государственной политики, направленной на улучшении социально-экономического положения российских граждан.Исполнительный директор национального Фонда содействия общественным и неправительственным организациям В. Веселов считает, что «не надо искать рабочую силу за пределами страны и уповать, что она вытянет нашу экономику и выправит демографическую ситуацию. Надо приводить в порядок то, что уже есть – создавать рабочие места, развивать малый бизнес, выводить народ из «комы», в которой большинство оказалось, потеряв работу и средства на достойную жизнь. Надо вырвать из беспризорности тысяч и тысячи детей, чтобы они оказались трудовыми резервами, а не резервами для преступности».[14]

То есть можно сделать вывод, что надо навести порядок в собственной стране, поднять уровень жизни российских граждан, дать им работу и уверенность в будущем. Тогда в значительной степени спадет острота демографической проблемы. Сильная и мощная Россия привлечет не только трудовую миграцию, но и инвестиции из ближнего зарубежья. Тогда можно будет решать общие задачи модернизации экономики на всем постсоветском пространстве. И аббревиатура СНГ станет обозначать не резервуар нелегальных мигрантов в Россию, а качественно новое содружество народов, связанных общей историей и общей судьбой.

Систематическое использование труда мигрантов вызывает и серьезные трансформации не только экономических, но и социальных отношений. И работодатели, и общество «привыкают» к дешевому труду мигрантов, постоянно воспроизводя потребность в нем. Это дает возможность локальному социуму и его представителям более эффективно использовать собственные ресурсы. Так, в развитых странах благодаря использованию труда женщин-мигрантов по уходу за детьми, пожилыми и больными женщины среднего класса освобождаются от подобной работы, повышается их активность в публичной сфере и спрос на общественно престижные рабочие места. А это прямо влияет на гендерную «расстановку сил» в сфере занятости. Труд мигрантов дает принимающей стране возможность развивать образовательную систему, увеличивая сроки образования для своих граждан и тем самым, укрепляя национальный человеческий потенциал. Россия пока не умеет с толком распоряжаться экономическими и социальными возможностями, которые дает миграция. Поэтому негативные эффекты миграции проявились в нашей стране со всей очевидностью, о чем пойдет речь далее.

Наши рекомендации