Ввп франции, млрд. долларов сша
Рис 1.
Французское статистическое бюро Insee сообщило, что ВВП Франции по итогам 2010 года вырос на 1,5% после падения на 2,7% в 2009 году. Дефицит бюджета страны в прошлом году составил 136,5 миллиарда евро, или 7,1% ВВП. В свою очередь, госдолг страны в рассматриваемый период возрос до 82,3% ВВП против 81,7% ВВП в 2009 году. ВВП страны за первый квартал 2011 года вырос на 0,9% по сравнению с ростом 0,3% в четвертом квартале 2010 года. При этом рост реальных потребительских расходов в январе-марте текущего года ускорился до 0,6% против 0,4%, темпы увеличения объемов экспорта возросли до 1,4% после увеличения на 0,3% в четвертом квартале 2010 года, а объем импорта вырос на 2,7% после спада на 0,7% кварталом ранее.
Экономика Франции во II квартале 2011 года не изменилась по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Нулевой рост ВВП, по мнению экспертов, может заставить президента Николя Саркози пойти на значительное сокращение бюджетных расходов и отказаться от отмены налогов. Падение потребления домохозяйствами во II квартале 2011 года на 0,7% — стало основной причиной отсутствия роста ВВП.
Объем промышленного производства во Франции в июне 2011 года снизился на 1,6% в месячном исчислении, - сообщило статистическое агентство Insee. В годовом выражении показатель увеличился на 2,3%. Опрошенные агентством Bloomberg эксперты прогнозировали, что в июне показатель снизится на 0,7%. В мае промпроизводство во Франции увеличилось на 1,9%.
На сегодняшний день Франция переживает серьезные структурные проблемы, - говорится в очередном исследовании «Индекс дефолта» Центра европейской политики в Фрайбурге (Германия) и германской деловой газеты Handelsblatt. Наибольшие опасения вызывает экономика Италии, считают экономисты: с 2011 года к концу 2010 индикатор дефолта сократился с 6,2 пункта до – 0,6 пункта.
Если в 2001–2003 годах Франция была нетто-экспортером капитала и вкладывалась в зарубежные активы, то с 2004 года ситуация изменилась: страна стала нетто-импортером капитала и с этого момента начала наращивать долг. В 2010 году потребность в капитале французской экономики была уже на уровне 3,8% ВВП с дефицитом бюджета в 74 млрд евро. Инвестиции составляли до 2005 года в среднем 4% ВВП и достигли 5% к 2008 году, однако с этого момента они начали падать — до 3,2% в 2010 году.
Страны, «импортирующие капитал», должны максимально направлять его на инвестиции, увеличивающие производственные мощности, отмечает Handelsblatt: только такие инвестиции в будущем приносят доход, с помощью которого может быть погашен внешний долг. Индекс дефолта Франции, за исключением стагнации в 2006 и 2007 годах, постоянно снижался, и в 2010 году впервые упал ниже ноля. Это означает, что расходы на потребление превышали доходы на внутреннем рынке, говорится в исследовании. Этот разрыв оценивается в 2010 году как минимум в 0,6% ВВП — 12 млрд евро.
Негативная динамика индекса предполагает снижение кредитоспособности Франции по сравнению с прежними уровнями, опасаются эксперты. «Без фундаментальных реальных экономических реформ Франции в среднесрочной перспективе грозит потеря кредитоспособности», — говорится в материалах Центра европейской политики. Кроме того, французские банки являются одними из главных держателей греческих долговых бумаг: по данным Банка международных расчетов, к концу 2010 года объем долгов Греции перед ними достигал 53 млрд долларов, в том числе по гособлигациям — 15 млрд долларов. Франция, таким образом, впервые очутилась в той же категории риска, что Италия и Испания.
Инфляция
Рис.2
Рис.3
Таблица 1
В 2013 г. потребительские цены на продукты питания выросли на 1,4%, на табак – на 6,8%, на энергоносители – 0,8%. Услуги подорожали за год на 1,2%, в т.ч. нотариальные услуги – на 1,8%, а транспортные услуги и услуги связи подешевели на 4,2%. Цены на табачные изделия выросли за год на 6,8%, цены на промышленную продукцию понизились на 0,4%.
Динамика ВВП и инфляция в экономике еврозоны продолжают ухудшаться. Многие отмечают, что при сохранении текущих тенденций Европейский центробанк будет вынужден применить “экстраординарные меры” до конца этого года.
Данные за II квартал 2014 г. показали довольно мрачную картину по европейской экономике. Ведущие экономики региона находятся в стагнации, которая грозит перерасти в рецессию: в Германии отмечен спад ВВП на 0,2%. Во Франции с начала года продолжается стагнация, в I и II кварталах показатель ВВП не изменился. В Италии официально возобновилась рецессия после снижения на 0,1% в I квартале, в прошедшие три месяца ВВП страны упал еще на 0,2%.
Вышедшие показатели по инфляции в еврозоне также не предвещают ничего хорошего. В июле 2014 г. темпы роста потребительских цен в 18 странах еврозоны замедлились до 0,4% – это самый низкий показатель за последние 5 лет. Последний раз подобные темпы инфляции в Европе наблюдались в октябре 2009 г., когда в глобальной экономике продолжалась рецессия, вызванная последствиями финансового кризиса 2008 г.
Социальная сфера
В структуре расходов на социальное обеспечение во Франции на первом месте стоят пенсии, на втором – здравоохранение, на третьем – семейные пособия, затем расходы на пособия по безработице и на профессиональное обучение, обеспечение жильем, пособия на несчастные случаи и профессиональные заболевания, пенсии участникам и жертвам войны. Социальные расходы финансируются за счет следующих источников:
1. взносы предпринимателей;
2. индивидуальные взносы;
3. отчисления из госбюджета;
4. налоги;
5. отчисления местных органов власти;
6. прочие поступления, включая доходы от капиталовложений.
Большинство программ социального обеспечения существует в двух вариантах – социального страхования и социальной помощи.
Правом пользоваться программами социального страхования обладают все плательщики взносов в течение 12 месяцев после прекращения работы и уплаты взносов по страхованию, а также и их родственники в случае, если они не работают и проживают с главой семьи. Пособия в рамках социальной помощи получают лица французской национальности, проживающие во Франции и не имеющие достаточных средств для существования. Пенсии по старости устанавливаются по достижении 65 лет и определяются размером заработка и продолжительностью уплаты взносов, достигая максимума при их уплате в течение 37,5 лет. Существуют также дополнительные пособия по старости. Значительных сумм достигает семейное пособие.
Система социального обеспечения способствует занятости более чем 400 тыс. человек, помогая решению проблемы безработицы. Социальное обеспечение оказывает также решающее воздействие на состояние и перспективы медицины, защиту экономики от возможного кризиса и является важным средством повышения благосостояния нации. Повышение качества жизни способно отсрочить и сократить необходимые расходы на здравоохранение за счет вложения средств в очистку воздуха, воды, продуктов, создание удобных режимов труда.
В основополагающем нормативном правовом акте данной сферы – Кодексе социального обеспечения Французской Республики – в части 2 статьи L.111-1 указано: «Социальное обеспечение защищает трудящихся и членов их семей от любых рисков, способных снизить или полностью лишить их возможности зарабатывать на жизнь». Следует отметить, что система социального обеспечения Франции функционирует главным образом по принципу страхования – по старости, по болезни, по инвалидности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с материнством, наличием детей, по вдовству. Параллельно в стране действует система социальной помощи, основанная на идее содействия, истоком которой когда-то стала благотворительная деятельность. Социальная помощь предоставляется малоимущим гражданам, являющимся нетрудоспособными по причине серьезного заболевания, старости или инвалидности. Источником финансирования выступает государственный бюджет Франции. Общественные отношения по предоставлению указанной помощи урегулированы Кодексом семьи и социальной помощи. По словам французского специалиста в сфере социальной защиты Ж.-К.Беното, путем предоставления социальной помощи «проводится перераспределение доходов самых богатых в пользу самых бедных».
Кроме того, следует отметить еще одну характерную черту системы социального обеспечения, свойственную Франции. Структуру системы социального обеспечения здесь следует рассматривать как совокупность режимов социального обеспечения, которые представляют собой части общей системы, предоставляющие обеспечение определенной группе лиц, зачастую по профессиональному признаку. Французские специалисты дают следующее определение понятия режима: это статут, или совокупность правил, организующих перераспределение денежных потоков внутри определенной группы лиц. Близкое по смыслу определение: режим обеспечения – это совокупность правил, в соответствии с которыми группа лиц добровольно объединяется с целью организации обеспечения «своих». Для каждого режима характерно наличие собственных источников финансирования, органов управления, свои условия, нормы и правила обеспечения. Последние, правда, отличаются несущественно. В 1945 г. во Франции был учрежден общий режим социального обеспечения – единая система социального обеспечения для всех французов, которая преследовала основные цели – единство обеспечения, проявляющееся в создании единого органа управления, и универсальность, то есть предоставление обеспечения всему населению с целью защиты от неблагоприятных последствий всех социальных рисков путем перераспределения части национального дохода. Однако активное нежелание различных категорий работников присоединяться к общему режиму, защищаемое профсоюзами, привело к тому, что сегодня во Франции действует около 100 базовых режимов обеспечения и около 300 дополнительных.
В настоящее время система социального обеспечения Франции включает в себя три уровня. Первый уровень складывается из базовых режимов, включающих в себя общий режим, распространяющийся на бóльшую часть наемных работников, а также профессиональные режимы, затрагивающие отдельные категории (железнодорожный транспорт, флот, шахты, др.). Все относящиеся к этой группе режимы являются обязательными. Затем следуют дополнительные обязательные режимы и дополнительные добровольные режимы обеспечения, касающиеся либо отдельных категорий работников, либо отдельных видов социального обеспечения.
Основные финансовые средства системы социального обеспечения Франции складываются из обязательных страховых платежей работодателей и работников, на которые приходится почти 80% всех средств, а также из налогов, сборов и государственных дотаций. Размеры страховых платежей несколько изменяются от режима к режиму. Кроме того, в финансовую подсистему включается государственный бюджет, а также бюджеты различных фондов, средства которых направляются на расходы по социальному обеспечению во Франции. Несмотря на то, что социальное обеспечение имеет в своей основе идею страхования, система социального обеспечения – это не система социального страхования в чистом виде, как ее иногда называют. Некоторые виды обеспечения финансируются не по принципу страхования, например, социальные пенсии (во французском праве они называются пособиями пожилым гражданам). Финансирование указанного вида пенсий осуществляется за счет средств Фонда солидарности по старости.
Также можно отметить Фонд, созданный путем введения нового обязательного вида отчислений – общего социального взноса. Дело в том, что все основные страховые взносы во Франции взимаются с заработка не свыше определенной величины (во французском праве она называется потолком страховых платежей и установлена на уровне средней заработной платы по стране – 3031 евро в месяц. С 1991 года этот взнос начисляется на заработок гражданина или другой доход, его замещающий, например, пособие по безработице, и составляет от 3,2% до 7,5% (следует, кстати, заметить, что практически со всех социальных выплат во Франции взимаются общий социальный взнос, а также взнос на погашение социального долга). Полученные средства целевым назначением расходуются на семейные выплаты, социальные пенсии, и частично на выплаты по страхованию по болезни. К настоящему моменту можно утверждать, что общий социальный взнос выполняет возложенную на него функцию гаранта «общенациональной солидарности французов».
Кодексом социального обеспечения Франции закреплены следующие виды обязательного социального страхования: страхование по болезни, которое включает в себя такие страховые случаи, как временная нетрудоспособность, материнство (беременность и роды), инвалидность, смерть; страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страхование по старости, включая обеспечение социальными пенсиями, страхование на случай безработицы и семейное страхование. Как видим, в законодательстве закреплены основные виды социального обеспечения, предусмотренные Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».