Несовершенная информация
Неполнота информации и ее последствия. Понятие асимметричной информации. Модель «рынка лимонов» Акерлофа. Три варианта рыночного равновесия в зависимости от полноты и симметричности информации.
Проблема выбора политики продавца на рынке с асимметричной информацией о качестве продукции. Проблема «риска недобросовестного поведения». Решение проблемы «рынка лимонов». Поддержка стандартизации и сертификации. Контроль рекламной деятельности. Ценовая политика.
Проявление неполноты и асимметрии информации на рынке кредитов и ее последствия. Асимметричная информация о ценах как основа монопольной власти на товарных рынках.
Задача. Спрос на продукцию дуополии описывается формулой
Рассчитайте параметры равновесия по Бертрану для случаев:
А) совокупные издержки фирм равны
Б) совокупные издержки фирм различны
Вариант 11 «Х-Ц»
Дифференциация продукта
Однородные продукты. Неоднородные или дифференцированные продукты. Внутренние и внешние характеристики дифференциации продукта. Виды дифференциации продукта.
Понятие бренда как инструмента дифференциации продукта. Структура бренда.
Способы измерения степени дифференциации продукта на отраслевом рынке: по числу торговых марок; по объему расходов фирм на рекламу; на основе показателя перекрестной эластичности спроса; на основе анализа опроса потребителей.
Процесс дифференциации продукта с точки зрения исторической динамики взаимосвязи производства и потребления.
Задача.
Фирма-монополист функционирует на рынке, где спрос описывается функцией: . Общие издержки фирмы описываются функцией: . Государство вводит новый налог в размере 20 руб/ед. продукции.
Определить объем выпуска, цену товара и прибыль фирмы до и после введения налога.
Вариант 12 «Ч-Щ»
Структура рынка, патенты, технологические инновации
Технологические нововведения: понятия и условия реализации. Особенности финансирования НИОКР. Издержки и риск НИОКР.
Логика патентной защиты. Сложности патентной защиты. Лицензирование. Торговые марки.
Взаимосвязи между структурой рынка и инновациями. Монополии и инновации. Преимущества крупных и малых фирм.
Задача. Спрос на продукцию естественной монополии, использующей ценообразование Рамсея, описывается функцией: . Кривая долгосрочных средних издержек имеет вид: . Государство устанавливает цену на продукцию естественной монополии Р = 7. Как отреагирует на это рынок? Возникнет избыток или дефицит товара?
Вариант 13 «Э-Ю»