Несовершенная конкуренция

Введение

Пособие предназначено для студентов, обучающихся на магистерской программе направления 080500.05.68 Менеджмент. Дисциплина «Управленческая экономика» предполагает углубленное изучение вопросов, связанных с формированием затрат и их роли в принятии правильных управленческих решений. Цель курса – формирование у слушателей знаний, навыков и умений определения типов рынков и форм конкуренции, оценки показателей, необходимых для оценки инвестиционных проектов, определения особенностей фискальной и денежно-кредитной политики, проводимых центральными органами.

В курсе изучаются базовые понятия экономики и основные концепции, используемые для принятия решений в организации. Курс знакомит с теоретическими вопросами экономики и их практической реализацией в деятельности руководителя.

Цель данного пособия - помочь студентам, обучающимся на магистерской программе, подготовиться к практическим занятиям и сдаче экзамена по дисциплине «Управленческая экономика». Для успешного выполне­ния указанной работы студенты должны ознакомиться с настоящим методическим пособием, изучить литературу, которая приведена в библиографическом списке.

Система контроля и регламент оценивания по курсу «Управленческая экономика» выглядят следующим образом.

Промежуточный контроль проводится после изучения ключевых тем (Модуля 2 и Модуля 3). Организационно промежуточный контроль реализуется в форме проведения презентаций, тестов и решения задач по соответствующим темам на аудиторных занятиях. Такой подход позволяет выявить остаточные знания и при необходимости еще раз вернуться к ключевым вопросам темы.

Итоговый контроль. Для итогового контроля знаний, умений и навыков, в соответствии с требованиями к компетенциям магистра, применяются тестовые задания для проверки знаний и компетенций

Тематический план занятий

Раздел дисциплины Темы семинарских занятий
Модуль1. Спрос и его анализ для достижения целей фирмы 1.1. Основные вопросы экономики 1.2. Эластичность спроса и методы ее измерения 1.3. Эластичность по цене и по доходу
Модуль 2. Затраты фирмы и их использование в управленческих решениях 2.1. Затраты фирмы и их классификация. Постоянные и переменные затраты 2.2. Проблема происхождения прибыли. Прямы, косвенные и полные затраты
Модуль 3. Типы рынков и формы конкуренции 3.1.Совершенная конкуренция и глобальное равновесие 3.2.Несовершенная конкуренция
Модуль 4. Экономический рост и цели фирмы 4.1.Экономический рост и его типы 4.2.Цели фирмы и экономический рост


Модуль 1. Спрос и его анализ для достижения целей фирмы

1.1 Основные вопросы экономики

Основные вопросы экономики. Схема кругооборота доходов.

Эластичность спроса и методы ее измерения

Спрос и факторы его формирования. Рыночный спрос и спрос на продукцию фирмы. Методы прогнозирования спроса на продукцию компании.

Эластичность по цене и по доходу

Показатели эластичности спроса (по цене, по доходу и перекрестная эластичность), методы их определения и использование при определении максимизирующего прибыль объема продаж. Правило оптимальной надбавки цены над предельными издержками. Прямая эластичность спроса по цене и ценовая дискриминация.

Контрольные вопросы:

1. Определите факторы, которые влияют на показатели эластичности спроса по цене.

2. Определите факторы, которые влияют на показатели эластичности спроса по доходу.

3. Сформулируйте причины, которые приводят к эффекту Гиффена.

4. Каково влияние жизненного цикла продукта на его ценовую эластичность?

Модуль 2. Затраты фирмы и их использование в управленческих решениях

Затраты фирмы и их классификация. Постоянные и переменные затраты

Затраты фирмы: бухгалтерские и экономические. Альтернативная ценность собственных ресурсов компании. Показатели затрат (общие, постоянные и переменные затраты, средние общие, средние постоянные, средние переменные и предельные затраты) и их зависимость от выпуска. Эффекты масштаба и ассортимента. Использование показателей затрат фирмы для принятия управленческих решений. Определение границы безубыточности продавца. Выбор объема выпуска, максимизирующего прибыль, при невозможности влиять на цену.

Проблема происхождения прибыли. Прямы, косвенные и полные затраты

Проблема происхождения прибыли. Прямые, косвенные и полные затраты на производство продукции. Альтернативные затраты. Явные и неявные затраты и их роль в принятии решений.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте различия между бухгалтерской прибылью и экономической.

2. Приведите примеры альтернативных издержек фирмы.

3. Какова связь между средними и предельными издержками?

4. В чем различие между постоянными и переменными издержками?

Модуль 3. Типы рынков и формы конкуренции

Совершенная конкуренция и глобальное равновесие

Классификация рыночных структур. Конкуренция совершенная и несовершенная. Экономическая и нормальная прибыль. Понятие равновесия в экономике. Виды равновесия.

Несовершенная конкуренция

Ценовая и неценовая конкуренция. Естественные и искусственные монополии. Барьеры входа на рынок: разновидности и воздействие на поведение продавцов. Рынки олигополии: влияние стратегического взаимодействия на цены. Разновидности ценового поведения на рынках олигополии: сговор, ценовое лидерство, ценовая война

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте предпосылки, которые лежат в основе совершенной конкуренции.

2. Дайте определение глобального равновесия.

3. Какие барьеры приводят к образованию естественных монополий?

4. Какие барьеры приводят к образованию искусственных монополий?

5. Каковы причины, приводящие к образованию олигопольных рынков?

6. Сформулируйте специфику ценового поведения фирм на олигопольных рынках.

Наши рекомендации