Предмет «История экономики»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История экономики»

Вариант № 11

Выполнил: ст. гр. ЭКФ-15-1

А.С. Костомаров

Проверил: ст. преподаватель

кафедры АУФиК

П.А. Кислощаев

Чита 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….… 3

1 Предмет и задачи курса «История экономики» ………………………….… 4

1.1 Предмет «История экономики» ………………………………….…. 4

1.2 Методы экономического и исторического исследование

«Историей экономики» …………………………………………………….…… 6

1.3 Связь «Истории экономики» с другими экономическими

и историческими дисциплинами ………………………………………….….. 6

1.4 Функции и задачи «Истории экономики» ………………………..…. 7

1.5 Проблемы периодизации «Истории экономики».

Формационный, цивилизационный и другие подходы к её изучению ……… 7

2 Первобытнообщинное хозяйство …………………………………………….. 9

2.1 Первобытнообщинное хозяйство – этапы эволюции

и их особенности ……………………………………………………………….. 9

2.2 Цивилизация Шумер (Месопотамия) …………………………….... 12

2.3 Египет …………………………………………………………….…. 12

2.4 Китай ……………………………………………………………….... 13

2.5 «Азиатский» способ производства ………………………………... 14

2.6 Древняя Греция ……………………………………………………… 16

3 Развитие экономической мысли в России ……………………………….... 18

3.1 Основоположники экономического развития России, их

воззрения ……………………………………………………………………….. 18

Заключение ……………………………………………………………………... 27

Список используемых источников …………………………………………… 28

ВВЕДЕНИЕ

Почему одни страны богатые, а другие бедные? Этот на первый взгляд простой вопрос имеет непосредственное отношение к одной из наиболее сложных проблем современности, связанной с неравномерностью экономического развития. Неравномерность экономического развития явилась причиной того, что в истории имели место революции и государственные перевороты; того, что тоталитарные правительства и военные диктатуры лишали целые нации политической свободы, а каждого отдельного человека его личной свободы, а зачастую и жизни. Миллионы умерли без какой либо необходимости от голода, недоедания, болезней, но не потому, что еда или другие ресурсы были недоступны, а потому что они не могли быть предоставлены тем, кто в них нуждался. Разрыв в доходах между сравнительно небольшим числом зажиточных государств и подавляющим большинством бедных государств не только сохраняется, но и становится больше год от года.

Ситуация может показаться парадоксальной. Если некоторые страны богатые, а другие нет, то почему бы бедным не попробовать применять те же методы и политики, которые сделали богатые страны богатыми? В действительности такие попытки имели место, но без особого успеха. Проблема оказывается намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, не существует единого мнения по поводу того, какие факторы сыграли основную роль в росте доходов в богатых странах. Во-вторых, даже если существовала общая точка зрения на эту проблему, вряд ли можно было утверждать, что те же методы и политики дали бы те же результаты, будучи примененными в других географических, культурных, экономических и исторических условиях, соответствующих настоящему положению бедных стран.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ»

Предмет «История экономики»

Существует несколько подходов к изучению истории экономики – к счастью они не взаимоисключающие. Исторический анализ может сфокусироваться, в отличие от других подходов, на истоках существующих в настоящий момент, отражающих неравномерный уровень развития стран. Конечно даже правильная диагностика истоков проблемы сама по себе не может гарантировать эффективное ее решение, но без такой диагностики можно вряд ли надеется, что эта проблема будет вообще решена. Во-вторых, фокусируя внимание исследователя на примерах роста и спада из прошлого, исторический подход изолирует сами фундаментальные основы экономического развития от вопросов, связанных с эффективностью или желательностью применения той или иной политики для решения текущих экономических проблем. Другими словами, обращение к историческому анализу помогает сохранить объективность и ясность мысли.

Государственные деятели при формировании государственной политики, зачастую недостаточно серьезно относятся к потенциалу исторического подхода, объясняя это тем, что современная ситуация уникальна и поэтому результаты исторического анализа вряд ли могут быть полезны для решения текущих проблем. Подобное отношение к историческому подходу есть пример двойного заблуждения. Во – первых, те, кто ничего не знают о прошлом, не способны делать о нем какие-либо обобщения. Во – вторых, подобное отношение косвенно отрицает единообразие природы, включая человеческое поведение и поведение социальных институтов – предпосылка на которой базируется все научное исследование. Подобные взгляды объясняют то, насколько просто, без исторической перспективы, перепутать симптомы проблемы с ее причинами.

Существует много причин для того, чтобы изучать историю экономики для решения конкретных современных практических проблем. Исследуя развитие человеческой цивилизации с древнейших времен до наших дней большое внимание уделено «урокам истории». Несмотря на то, что некоторые историки считают, что их задача состоит в том, чтобы позволить «фактам говорить за себя», все же «факты» лишь являются ответами на конкретные вопросы, поставленные исследователем. Но перед тем как мы перейдем непосредственно к историческому повествованию, необходимо определить, что же конкретно является предметом изучения истории экономики.

Предметом истории экономики является изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи. История экономики относится к числу общеобразовательных дисциплин и способствует созданию основы для более глубокого усвоения курсов экономической теории, мировой экономики, экономики зарубежных стран и истории экономических учений.

Экономическая история выделилась в самостоятельную науку во второй половине Х1Х-ХХ вв. Структурно в истории экономики можно выделить три части:

- экономическую историю отдельных стран и регионов;

- историю народного хозяйства;

- историю экономической мысли.

Изучение истории экономики не сводится к чисто механическому запоминанию событий. Выделение и изучение тех или иных фактов и дат, осуществляется потому, что они представляют собой наиболее важные вехи глобального экономического развития.

1.2 Методы экономического и исторического исследования использу­ются историей экономики?

В арсенале методов, которыми пользуется история экономики, присут­ствуют как общенаучные методы познания: диалектический, логический, описательный, так и специальные: исторические, экономические, математи­ческие и др.

Источниками данных об экономическом развитии могут служить:

- археологические раскопки;

- данные переписи населения;

- тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, зако­нов:

- результаты научных исследований выдающихся ученых историков и экономистов:

- статистические данные наблюдений, характеризующие динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира:

- результаты проведения экономических реформ в различных странах на определенных этапах экономического развития и др.

1.3 Связь истории экономики с другими экономическими и историческим­и дисциплинами

История экономики тесно связана с экономическими и с историческими дисциплинами, однако она имеет свой собственный предмет изучения. История экономики – наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин, истории и экономики. Однако, исторические дисциплины не придают большого значения экономическим законам, а экономические, в свою очередь, примерно также относятся к истории. История, как научная дисциплина, преимущественно изучает хронологию важнейших событий, а также пытается выявить причинно - следственные связи между этими событиями. Экономика, как наука, изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, возникающие в процессе производства. История же экономики изучает экономическое развитие в исторической перспективе.

Наши рекомендации