Тарифы на услуги и их применение
1. Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ)
2. Формирование цен на бытовые услуги
3. Формирование цен на услуги рынков
4. Транспортные тарифы
1. Единые принципы формирования цен и тарифов на ЖКУ населением и юридическим лицам определены положением «О порядке формирования цен (и тарифов) на ЖКУ с учётом отраслевых особенностей.
Расчёт тарифов на услуги водоснабжения осуществляется на 1 м3 реализованной воды от водостока в городскую канализацию:
1) На услуги отопления и горячего водоснабжения за 1 Гкал тепловой энергии
2) На услуги сбора, вывоза и обезвреживания бытовых отходов расчёт осуществляется за 1 м3 отходов
3) За пользование лифтами на 1 человека в месяц
4) По техническому обслуживанию жилого дома расчёт тарифов осуществляется на 1 м2 общей площади жилого дома
Население оплачивает коммунальные услуги за снабжение, канализацию, отопление исходя из фактического потребления этих услуг в натуральном выражении по показаниям приборов учёта, а если такие приборы не установлены, то по единым республиканским тарифам, которые определяются советом министров РБ. Тарифы на коммунальные услуги населению не покрывает полностью всех затрат ЖКХ. Субсидируется содержание жилья, потребление тепловой энергии, воды, транспортных услуг. Поэтому в соответствии с постановлением совета министерства «О формировании цен и тарифов на коммунальные услуги юридическим лицам», а также в соответствии с положением «О порядке формирования цен (тарифов) на ЖКХ услуги с учётом отраслевых особенностей» цен (тарифов) на коммунальные услуги для юридических лиц включаются:
1) Затраты, зависящие от объёма оказываемых их услуг
2) Установленные налоги и неналоговые платежи
3) Рентабельность в размере не выше 30%
4) Затраты, связанные с установление оказанных услуг по льготным тарифам населения, не покрываемыми тарифами и другими источниками (с учётом их рентабельности не выше 15%)
В РБ осуществляются реформы ЖКХ, и реализуется концепция развития ЖКХ РБ на период до 2015 года. Основными её направлениями являются:
· Снижение себестоимости при одновременном повышении уровня возмещения затрат на ЖКУ
· Перевод ЖКХ в режим безубыточного функционирования при обеспечении адресной поддержки малообеспеченных граждан и развитие конкурентной среды на рынке ЖКУ
· Доведение уровня возмещения затрат населения за оказанные услуги с целью сокращения бюджетных субсидий и перекрёстного субсидирования до 80%, а в 2015 до 100%
Перекрёстное субсидирование вызывает в экономике республики негативные процессы, которые обусловлены тем, что установление льготных цен и тарифов на энергоресурсы для отдельных категорий потребителей (в основном для населения) сопровождается ростом стоимости энергоресурсов для других категорий потребителей (преимущественно отраслей материального производства)
2. Определённые виды бытовых услуг, оказываемых населению (физкультурно-оздоровительные для детей до 16 лет, ритуальные в пределах минимального похоронного ритуала, бань и душевых, парикмахерских, кроме услуг салона и салонов класса «Люкс», прачечных без самообслуживания, химической чистки, ремонта обуви, документальное оформление посредством фото, социальное) относится к социально значимым услугам.
По ним предусмотрено регулирование цен и тарифов облисполкомами и мингорисполкомом. Применение цен (тарифов) на социально значимые бытовые услуги, превышающие предельные цены, являются нарушением дисциплины цен для всех организаций, оказывающих бытовые услуги населению. Установление цен и тарифов на бытовые услуги для населения регулируются положением «О формировании предельных цен (тарифов) на бытовые услуги», утверждённым постановлением Республики Беларусь №79 в редакции от 24.01.2003 года, а также положение №183. В цену заказа по бытовым услугам включаются:
· Стоимость материала, запасных частей, фурнитуры и цена услуги (себестоимость, исходя из стоимости обработки, прибыль и установленные сборы).
СМ+ЦУ=ЦЗ+НДС=ЦЗс НДС
СМ – стоимость материала
ЦУ – цена услуги
Рентабельность бытовых услуг при формировании цен исчисляется к себестоимости обработки (без учёта стоимости материала). Если были обслужены и реализованы товары, изготовленные без предварительных заказов, то отпускные цены формируются аналогично ценообразованию в промышленности. Исходя из плановой себестоимости, установленных налоговых и неналоговых платежей и прибыли с учётом качества продукции и конъюнктуры рынка. Реализация товаров, произведённые организациями бытового обслуживания мелкими партиями через розничные торговые организации, в том числе входящие в систему бытового обслуживания, осуществляются в соответствии с пунктом 3.5 Положения №183. Исходя из отпускных цен организация бытового обслуживания и установленной торговой надбавки постановлением министерства торговли РБ №28 от 28.05.2004 года утверждены нормы расхода основных материалов для обработки белья в прачечной, нормы расходы химических материалов и красителей, на химическую чистку, крашение и выделку и нормы расходы материалов на услуги в парикмахерской. Организация должна иметь экономическое обоснование установленных тарифов или ставок на оказание услуг на бумажных носителях.
3. В потребительской кооперации имеются рынки, на которых предоставляется широкий круг платных услуг (БЕЛКООПСОЮЗ). От 27.03.2000 года принято Постановление №63, в котором утверждены «методические рекомендации» по расчёту экономического обоснования платных услуг, оказываемых на рынках потребкооперации. Базой для определения ставок платы за услуги является фактическая себестоимость платных услуг за предыдущий отчётный период по данным бухучёта. Для расчёта ставок из общей суммы расходов исключаются эксплуатационные расходы, возмещаемые арендаторами рынка, а также расходы, связанные с содержанием собственной торговой сети рынков. Оставшиеся суммы затрат распределяются по видам оказываемых услуг пропорционально удельному весу полученных доходов от каждого вида услуг. В общем объёме доходов рынка за предыдущий отчётный период. Покажем формирование цен на услуги рынка, не являющиеся собственностью потребкооперации:
1) Последовательность расчёта отпускной цены на платные услуги рынка (предоставление в пользование торгового инвентаря): 1) рассчитывается удельный вес платной услуги от общего объёма дохода: доход от оказания услуги по использованию торгового инвентаря/общую сумму объёма дохода платных услуг*100; 2) рассчитываем сумму расходов, относимых на данную услугу: расходы рынка, относящиеся на услуги*удельный вес общего объёма дохода/100; 3) Прибыль=сумма расходов, относимых на данную услугу*плановая рентабельность/100; 4) Итого стоимость услуги с НДС=пункт 3*100+ставка НДС/100; 5) Расчётная ставка за пользование 1 единицы инвентаря в день=пункт 4:количество рабочих дней/количество единиц торгового инвентаря. По аналогии производится расчёт базовой платы за предоставление торгового места населению. Расчёт ставки платы за место производится после расчёта ставок за все виды платных услуг, оказываемых на рынке. Из общей суммы затрат на рынке вычитается сумма эксплуатационных расходов и сумма расходов, относящихся к услугам.
2) Последовательность расчёта базовой ставки платы за предоставление торгового места на рынке: 1) Определяем сумму расходов по содержанию торговых мест=всего расходов по рынку-расходы, относимые на услуги; 2) Прибыль=пункт 1*плановая рентабельность/100; 3) Стоимость услуги с НДС=пункт 1+пункт 2*(100+ставка НДС)/100; 4) Базовая ставка платы за 1 торговое место в месяц=пункт 3:количество торговых мест на рынке. Рассчитанная таким образом торговая базовая средняя стоимость торговое место дифференцируется по месторасположению торговых мест на рынке, и утверждаются директором рынка.
4. В системе тарифов большую роль играют транспортные тарифы. Грузовые транспортные тарифы представляют собой денежное выражение, созданные на транспорте стоимости. Услуги пассажирского транспорта являются одной из разновидностей нематериальных услуг, поскольку затраты труда при их осуществлении не овеществляются в предметах. Расходы транспортных перевозок (тарифы) формируются на основе плановой себестоимости по статьям затрат всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с положением «О бюджетном законодательстве, прибыли, необходимой для производства качественных услуг и конъюнктуры рынка». Для ценообразования определяется себестоимость перевозок по родам грузов, видам отправок, расстоянием перевозок, скорости перевозок, типов вагонов, судов, кают и мест в них.
Прибыль определяется так же как в отпускных ценах на промышленную продукцию, то есть установленных нормативов рентабельности по отношению к себестоимости. Железнодорожные тарифы на перевозку являются регулируемыми ценами. Так, в белорусской железной дороге цена монополиста, что определяет государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте. Тарифы на перевозку пассажиров в железнодорожном транспорте дифференцируется в зависимости от расстояния перевозки, типа поезда, типа вагона. Тарифы автотранспорта подразделяются:
1) На сдельные
2) Исключительные (льготные)
3) Повременные (за время)
4) По километровому пробегу
Например: сдельные тарифы устанавливаются за перевозку 1 тонны груза дифференцированным по расстояниям и классам груза
Совместным постановлением Минэкономики и Минтранспорта утверждено Положение «О порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом Республики Беларусь». Это положение обязательно для всех перевозчиков, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Тарифы на автомобильные перевозки определяются в зависимости от расстояния перевозки. Применяемая в организации методика определяет единицы измерения автомобильных перевозок, например, 1 тонна/км – единица транспортной работы, соответствующая перевозке 1 тонны груза по автомобильной дороге на расстояние 1 км.
1 платный километр характеризует единицу транспортной работы, соответствующей перевозке пассажира на 1 км. На поездку автомобиля с грузом между 2 конечными пунктами, на которых были произведены погрузка и разгрузка автомобиля.
В плановую себестоимость включаются только затраты на перевозочную стоимость. Расходы, которые понесены перевозчиком на операции сопутствующие курсу (экспедирование, хранение груза, взвешивание и тому подобное) не включаются в тариф, а оплачивается отдельно по соглашению сторон. Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг по организациям автомобильного и речного транспорта утверждены постановлением Минтранспорта РБ №1 от 22.02.2001 года. Затраты на материальные расходы (топливо, смазочные материалы, ремонт и обслуживание подвижного состава и тому подобное) определяются только по утверждённой норме.
Рассчитанные тарифы, утверждённые руководством транспортной организации, помещаются в прейскурант и хранятся на бумажных носителях. Перевозчик имеет право предоставлять клиенту скидку по установленному им тарифом с учётом объёма перевозок, сроков оплаты, сезонности перевозок и так далее.