Мониторинг и оценка результатов реализации Стратегии-2022
Стратегия развития города не является конечным планом, не подлежащим изменению, она предполагает постоянное обновление, вплоть до изменения приоритетных направлений в соответствии с достигнутой ситуацией. При этом стратегические цели должны оставаться неизменными. Кроме того, в процессе реализации стратегии может возникнуть немало новых интересных идей, которые не нашли отражения в уже предложенных проектах.
Процессуально механизм стратегического управления условно делится на четыре составные части: аналитическую, плановую, реализационную и контрольную. Опыт показал, что работа в этой сфере носит перманентный и цикличный характер. При этом процессы разработки и реализации Стратегии практически неразделимы, они дополняют и продолжают друг друга. Подобно тому, как разработка (или актуализация) стратегии начинается с анализа ситуации и имеющихся тенденций, так и ее реализация с первых же шагов должна сопровождаться аналитической работой.
Степень реализации стратегии определяется с помощью мониторинга. Цель мониторинга стратегии - оперативное обеспечение органа власти (как основного организационно-координационного центра реализации городской стратегии) полной и адекватной информацией о ходе ее реализации для принятия эффективных управленческих решений, необходимых для достижения намеченных целей. Мониторинг призван обеспечить сопоставимый анализ фактических и целевых показателей стратегии, корректную оценку влияния результатов реализации на социально-экономические процессы.
Структура мониторинга состоит из трех взаимосвязанных подсистем:
1. Оценка изменений внешних условий и факторов (оценка внешней среды), которая проводится в целях изучения их влияний на развитие города и последующего учета этого влияния при корректировке стратегии. Оценка изменений внешней среды проводится каждые 3 года мэрией города с привлечением экспертов.
2. Для ежегодного мониторинга реализации стратегии используется разработанная система целевых показателей, включающая показатели официальной государственной статистики, ведомственной статистики и социологических исследований. Перечень основных показателей для каждого направления, представляющих собой прогнозные параметры до 2017 года и целевой ориентир на 2022 год, прописан в Стратегии-2022. Сравнение достигнутых результатов в отчетные периоды с прогнозами позволяет оценить правильность выбранных в Стратегии направлений деятельности и способов достижения целевых ориентиров.
При этом следует отметить, что в условиях, когда достижение конечных целей зависит от действий как внутренних, так и внешних (по отношению к муниципалитету) субъектов, необходима новая схема включения целевых показателей в механизмы стратегического управления. Совокупность целевых показателей для системы результативных целей должна выступать в качестве точки отсчета для оценки не действий отдельных ведомств и муниципалитета в целом, а успешности процесса взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества. Иначе говоря, выявление отступлений от целевых показателей или неудовлетворительная динамика их реализации - это не основание для санкций, а исходный пункт начала аналитического процесса, направленного на обнаружение препятствий на намеченном пути. Ведь смысл такого анализа - поиск не виновных, а путей преодоления возникших проблем, то есть направлений корректировки ранее намеченных действий, соглашений, проектов и т. п., вариантов новой настройки стимулов субъектов, участвующих в процессах достижения целей.
3. Важным элементом мониторинга реализации Стратегии является отслеживание состояния общественного мнения по этому вопросу. Социологические исследования, телефонные «горячие линии», интернет-форумы и другие формы обратной связи с населением являются источником получения информации, дающей участникам стратегического планирования сведения о том, насколько чувствительные изменения происходят в жизни города, какой характер (позитивный или негативный) они носят, а также о том, в каком направлении следует двигаться дальше. Задачей аналитиков является вычленение и систематизация проблемных (с точки зрения жителей) точек развития города, поиск путей их решения и учет при последующих корректировках стратегических документов.
Эффективность мониторинга требует решения следующих задач:
· обеспечение постоянного контроля над реализацией стратегии в целом и ее отдельных направлений, сопоставление фактических значений с намеченными темпами и ориентирами развития;
· выявление отклонений социально-экономических показателей от намеченного уровня, анализ причин отклонений и оценка их влияния на возможность достижения целевых ориентиров;
· формирование рекомендаций по корректировке существующих мер по обеспечению необходимых темпов достижения поставленных целей.
Итогом проводимого в результате мониторинга анализа становится планирование, а в процессе реализации стратегии - ее корректировка и актуализация. Внесение изменений в стратегию проводится раз в пять лет, а документы, принятые во исполнение стратегии, корректируются по мере необходимости, в том числе в связи с изменениями в законодательстве, в текущих приоритетах социально-экономического развития. Результаты анализа и предложения по корректировке стратегии и иных стратегических документов выносятся на обсуждение общественности и утверждение Череповецкой городской Думой.
Цикл работы со стратегией (рис.2)
Корректировка
Разработка
Реализация
[1] Foresight (англ.) - взгляд в будущее, видение
[2] Более развернутый анализ реализации стратегии развития города до 2012 года «Череповец – город лидеров» представлен в приложении 1.
[3] Евро-2 -экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах
[4] Евро-3 -экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями
[5] Сводный перечень целевых показателей, установленных Указами Президента РФ от 07.05.2012, приведен в приложении 2
[6] Национальный доклад «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции», Москва, 2011 год
[7] Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
[8] Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)", утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186
[9] будет скорректирован по итогам внедрения электронной системы оплаты проезда в 2014 году.
[10] 1 класс – условно чистая; 2 класс – слабо загрязненная; 3 класс – загрязненная, разряд «А» - загрязненная, разряд «Б» - очень загрязненная; 4 класс – грязная, разряд «А», «Б» - грязная, разряд «В», «Г» - очень грязная; 5 класс – экстремально грязная.
[11] Сточные воды — любые воды и атмосферные осадки, отводимые в водоёмы с территорий промышленных предприятий и населённых мест через систему канализации или самотёком, свойства которых оказались ухудшенными в результате деятельности человека. Очистка сточных вод — комплекс мероприятий по удалению загрязнений, содержащихся в бытовых и промышленных сточных водах.
[12] Определяется как отношение суммы всех средств затраченных на реконструкцию и капитальный ремонт к общей площади жилого фонда. Может являться критерием оценки следующих рисков: риск увеличения износа жилищного фонда, технологические риски.
[13] В 2012 году разрабатываются изменения в указанную программу согласно Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 204«О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований».