· На рынке сталкиваются интересы продавцов и покупателей. Покупатели предлагают цену спроса, т.е. максимальную цену, за которую они готовы купить товар, а продавцы предлагают цену предложения, т.е. минимальную цену, за которую они готовы продать товар.
· Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном ценовом уровне, называется равновесным.
· Цена, по которой товар реально продается и покупается, называется рыночной и она не обязательно совпадает с равновесной в данное время. Равновесное состояние рынка очень нестабильно, так как постоянно меняются рыночные условия, вызывая колебание спроса и предложения.
· Между спросом, предложением и ценами возникают определенные связи, которые можно выразить графически:
E – Точка равновесия
Ре - Равновесная цена
Q – Объем предложения
P – Цена
Этот график получил название графика Маршала, а пересечение кривых – крестом Маршала в честь английского экономиста Альфреда Маршала, разработавшего теорию равновесных цен.
· Если спрос на данный товар растет, то кривая спроса перемещается вверх (положение СП1) и при том же предложении равновесная цена так же увеличивается Ц1
Спрос (СП) Предложение (ПР) |
ü В условиях свободных рыночных цен при их увеличении, спрос падает (кривая СП), а предложение растет ( кривая ПР)
ü Процесс стабилизируется, когда спрос и предложение уравновесятся (эта точка РВ1) ей соответствует цена Ц1 – которая называется равновесной ценой
· Принципиально, нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях:
ü При отклонении средней рыночной цены на данный вид товара от равновесной цены
ü При сдвиге кривых спроса и предложения
Рассмотрим первый случай:
Q |
Q |
Q |
Q |
А) Допустим, при каких-либо условиях цена продажи товара поднялась выше равновесной цены до уровня Р1. При этом:
ü Объем спроса уменьшился до Q .
ü Число желающих продать товар наоборот возрастет, т.е. объём предложения вырастит до Q .
ü Это приведет к затовариванию рынка, т.е. возникнет избыток Q - Q .
ü Чтобы избавится от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а производители сокращать производство. Это будет происходить до восстановления уровня равновесия.
Б) При противоположной ситуации, если рыночная цена опустилась ниже равновесной цены до величины Р2. При этом:
ü Количество потребителей, желающих купить товар, увеличится до величины Q ,
ü Количество продавцов и объём предложения сократится до Q . Возникнет дефицит: Q - Q .
ü Появятся покупатели, готовые заплатить большую цену за товар, и повысится спрос уже по более высокой цене,
ü Увеличится объём предложения данного товара и рыночная цена на него постепенно вернется к равновесному состоянию.