Кривые безразличия нестандартного вида

Форма кривых безразличия и их наклон в данной точке определяются исключительно потребительскими предпочтениями. Для отдельных товаров в силу их специфических характеристик кривые безразличия могут иметь вид, отличный от стандартного.

Товары – совершенные заменители

К данной группе товаров относятся все предметы и услуги, которые потребитель готов заменить один на другой в постоянном соотношении, т.е. МRS = const (например, конкурирующие марки карандашей, конкурирующие марки практически одинаковых продуктов питания – молока, йогурта, сахара и т.д.). Проанализируем наиболее простую ситуацию, когда товары замещаются в пропорции один к одному (МRS = 1). Например, выбор между синими и черными маркерами. Потребителю необходимо приобрести 4 маркера и ему безразлично, какого они цвета. Функция полезности в этом случае будет иметь вид прямой с тангенсом угла наклона равным -1.

TU = q1 + q2,

при TU = 4, 4 = q1 + q2, или q2 = 4 – q1.

Кривые безразличия более высокого порядка будут располагаться на параллельных прямых выше и правее начальной (рис. 5.5), но МRS будет прежней.

Кривые безразличия нестандартного вида - student2.ru

Рисунок 5.5 – Товары – совершенные заменители

Товары, совершенно дополняющие друг друга

В эту группу входят товары и услуги, потребляющиеся всегда вместе и в строго фиксированных пропорциях, например, перчатки правая и левая. Если потребитель выбирает потребительскую корзину, состоящую из одной правой (q1) и одной левой перчатки (q2), то прибавление к ней любого количества только правых или только левых перчаток не увеличит совокупной полезности данного набора) Следовательно, все потребительские корзины типа (1;2), (1;3),... (1;n) или (2;1), (3;1),... (n;1) будут находиться на одной кривой безразличия с потребительским набором (1;1), а сама кривая будет иметь вид буквы L (рис. 5.6).

Кривые безразличия нестандартного вида - student2.ru

Рисунок 5.6 – Товары, совершенно дополняющие друг друга

Товары, нежелательные для потребления (антиблага)

К нежелательным товарам относятся те товары, которые потребитель активно не любит, но без которых в силу каких-либо причин не может обойтись. Так, маленькие дети стараются избежать приема горького лекарства, охотно потребляя при этом сладкий сироп, которым это лекарство запивается. Степень удовлетворения потребителя и его оценка полезности будет тем выше, чем в меньших количествах нежелательный товар будет присутствовать в наборе. Кривая безразличия в этом случае будет иметь вид прямой с положительным углом наклона (рис. 5.7).

Кривые безразличия нестандартного вида - student2.ru

Рисунок 5.7 – Нежелательный товар

Нейтральные товары

Подобная ситуация может возникнуть, когда нам продают нужный товар с абсолютно бесполезной, с нашей точки зрения, но бесплатной нагрузкой. В этом случае количество нагрузки не будет оказывать влияния на покупку основного товара, и кривые безразличия будут иметь вид вертикальных прямых, параллельных друг другу (рис. 5.8). Более высокому уровню удовлетворения соответствуют кривые, лежащие правее по оси q1.

Кривые безразличия нестандартного вида - student2.ru

Рисунок 5.8 – Нейтральный товар

Явление насыщения

Теоретически можно представить ситуацию, при которой существует идеальный потребительский набор, максимально удовлетворяющий потребности человека, т.е. находящийся в точке насыщения (например, доза лекарства, которую необходимо принять за день. Уменьшение данной дозы не даст улучшения, а превышение – может привести к негативным последствиям, например отравлению. Чем ближе потребитель находится к точке насыщения, тем выше полезность его потребительского набора. Графически кривые безразличия этого потребителя будут иметь вид эллипсов (рис. 5.9), где (q1*,q2*) – точка насыщения.

Кривые безразличия нестандартного вида - student2.ru

Рисунок 5.9 – Явление насыщения

Наши рекомендации