Задачи к практическим занятиям
Задача 1.
Предположим, что две фирмы (А и Б) производят два товара: велосипеды и теннисные ракетки. Обе фирмы используют общую валюту. Исходные данные о затратах труда представлены в следующей таблице:
Товары | Затраты труда, часы на единицу выпуска | |
фирма А | фирма Б | |
Велосипеды Ракетки |
· Постройте на одном графике линии производственных возможностей для каждой фирмы. Какая фирма обладает преимуществом в производстве обоих товаров?
· Рассчитайте для каждой фирмы альтернативные издержки производства велосипедов, выраженные в ракетках, и альтернативные издержки производства ракеток, выраженные в велосипедах. Какая фирма обладает сравнительными преимуществами в производстве велосипедов?
· Предположим, что торговля отсутствует. Каждая фирма имеет 300 работников, занятых по 40 часов в неделю. Первоначально в каждой фирме половина работников занята в производстве велосипедов, а другая половина – в производстве теннисных ракеток. Рассчитайте объёмы производства велосипедов и ракеток в каждой фирме. Результаты расчётов внесите в следующую таблицу:
Товары | Объём производства, единиц в неделю | ||
фирма А | фирма Б | сумма | |
Велосипеды Ракетки |
· Предположим, что начался процесс торговли. Специализация следующая. Фирма, обладающая сравнительным преимуществом в производстве ракеток, выпускает только ракетки. Другая фирма производит велосипеды на уровне суммарного объёма производства, имеющего место при отсутствии торговли, а оставшиеся трудовые ресурсы направляет на выпуск ракеток. Рассчитайте объём производства велосипедов и ракеток в каждой фирме. Результаты расчётов внесите в таблицу, макет которой дан в предыдущем пункте. Какие выгоды имеют фирмы от торговли?
Задача 2.
Фирма считает свою прибыль максимальной, если производит продукт А на сумму 90 тыс. рублей. Фирма выпускает желаемый объём продукции (в штуках) при каждой из показанных в следующей таблице технологий:
Ресурс | Цена за единицу ресурса, тыс. руб. | Техно-логия 1 | Техно-логия 2 | Техно-логия 3 | Новая техноло-гия 4 |
Труд Земля Капитал Предпринимательская способность |
· Рассчитайте издержки на производство продукта А по технологиям 1, 2 и 3. При данных ценах на ресурсы какую технологию выберет фирма и почему? Даст ли производство прибыль или убыток? Расширится ли отрасль или сократится?
· Создана новая технология 4. Применит ли её фирма?
· Произошло увеличение предложения рабочей силы и увеличение цены единицы труда до 9 тыс. рублей. Какую технологию предпочтёт фирма?
Задача 3.
Определите равновесную цену товара, равновесный объём продаж, дефицит и излишек, постройте график на основе следующих данных:
Цена, руб. | Объём спроса, тыс. шт | Объём предложения, тыс. шт | Превышение спроса над предложением (+,-) |
P | QD | QS | |
· Каким будет объём продаж при цене 100 или 140 рублей ?
Задача 4.
5. Определите коэффициент эластичности на основе следующих данных о спросе на мороженое:
Цена за продукцию, рублей (P) | Объём спроса, тыс. порций (QD) | Расчёты | Коэффициенты ценовой эластичности | Примечания |
2,1 1,8 1,5 1,2 0,9 0,6 0,3 |
Задача 5.
Для регулирования лова рыбы из охраняемого озера местные власти приняли решение ограничить улов на одного рыбака до 10 кг рыбы и продавать лицензии, разрешающие такой улов. Озеро расположено вдали от транспортных магистралей, поэтому на рыбалку ходят только жители близлежащих сёл. Всего в них живёт 100 рыбаков, из них 20 готовы заплатить за лицензию 200 рублей, 30 – 150, 30 – 100 и остальные 20 рыбаков могут себе позволить уплатить только 50 рублей.
· Постройте кривую совокупного спроса на лицензии среди местных жителей.
· Что произойдёт, если к продаже будут предложены 40 лицензий по 150 рублей?
· Какую цену на лицензии должны установить власти, чтобы максимально ограничить вылов рыбы из озера и получить максимальную выручку от продажи лицензий?
· Что произойдёт со спросом на лицензии, если через соседний с озером населённый пункт будет проложена железная дорога, по которой можно быстро доехать до Москвы?
· Покажите эти изменения на кривой совокупного спроса.
Задача 6.
Функция потребления задана формулой: С=80+0.5Y.
а/заполните таблицу
Доход | Потребление | Сбережение |
б/ постройте график потребления;
в/проведите линию 45 градусов. Рассчитайте: при каких уровнях располагаемого дохода затраты на потребление равны, меньше и больше его объема.
Задача 7.
Постоянные издержки запланированы в размере 50 тыс. рублей. Рыночная цена равна 100 рублей за 1 штуку. Сделайте необходимые расчёты. Используйте для расчётов следующую таблицу:
Q, тыс. шт. | VC, тыс. руб. | FC, тыс. руб. | TC, тыс. руб. | TR, тыс. руб. | PF, тыс. руб. | MC, руб. | MR, руб. | AVC, руб. | ATC. руб. |
· Изобразите на одном графике динамику постоянных (FC) и совокупных (TC) издержек.
· Определите с помощью метода сопоставления совокупного дохода с совокупными издержками наиболее выгодный для предприятия объём производства. Постройте график.
· Определите с помощью метода сопоставления предельного дохода с предельными издержками наиболее выгодный для предприятия объём производства. Постройте график.
· Какова наименьшая цена реализации, которую может принять предприятие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе?
Задача 8.
На основе приведённых ниже данных по статьям расходов государства определите величину валового национального продукта (ВВП) и чистого национального продукта (ЧВП) (в условных денежных единицах):
· государственные расходы (закупки) товаров и услуг (60);
· конечное потребление населения (230);
· доходы собственности (80);
· прирост запасов материальных оборотных средств (34);
· амортизационные отчисления (25);
· дивиденды (10);
· заработная плата наёмных работников (200);
· косвенные налоги на бизнес (15);
· чистые внутренние инвестиции (28);
· трансфертные выплаты (10);
· налоги на доходы корпораций (28);
· поступления процентов от вложенного капитала (10);
· прибыли корпораций (50);
· личные сбережения граждан (15).
Задача 9.
Рассчитайте объёмы ВВП по доходам, ВВП по расходам, ЧВП и НД, используя следующие данные (условные денежные единицы):
· процент за кредит (12);
· инвестиции (55);
· заработная плата (218);
· прибыль корпораций (113);
· косвенные налоги (22);
· рентные платежи (20);
· чистый экспорт (9);
· государственные закупки (90);
· доходы от собственности (19);
· потребительские расходы (260);
· плата за потребление капитала (10).
Задача 10.
В прошлом году из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 человек (желающих работать), 1 млн. из 10 млн. человек официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.
· Определите уровень безработицы.
В текущем году естественный уровень безработицы составил 5%, а фактический – 9%. Определите величину отставания ВНП в %. Если потенциальный ВНП в том же году равнялся 500 млрд. долларов, то какой объём продукции был потерян из-за безработицы?
Задача 11.
. Предположим, что США могут производить 3 компьютера или 3000 бочек вина, используя при этом 1 единицу ресурсов. Франция может производить 1 компьютер или 5000 бочек вина, используя 1 единицу ресурсов.
· Как будет выглядеть линия производственных возможностей США, если максимальное количество компьютеров, которое может быть произведено в этой стране, составляет 1000 штук. Постройте график 1
· Предположим, что США производят только компьютеры и продают их Франции в обмен на вино (цена одного американского компьютера равна цене 2000 бочек вина). На том же графике 1 нарисуйте линию торговых возможностей США.
· Как будет выглядеть линия производственных возможностей Франции, если максимальное количество бочек вина, которое может быть произведено в этой стране, составляет 2 млн штук. Постройте график 2.
· Предположим, что Франция производит только вино и продаёт его в США в обмен на компьютеры (цена одного американского компьютера равна цене 2000 бочек французского вина). На том же графике 2 нарисуйте линию торговых возможностей Франции.
· Предположим, что цена компьютера растёт. Теперь один американский компьютер обменивается на 4000 бочек вина. Нарисуёте на графике 1 новую линию торговых возможностей США, а на графике 2 – новую линию торговых возможностей Франции.
Задача 12.
Функция спроса населения на данный товар: QD= 7-P. Функция предложения данного товара: QS= -5+ 2P.
· Определите равновесную цену и равновесный объём продаж.
· Постройте график.
· Что произойдёт, если цена будет установлена на уровне 3 рублей?
Задача 13.
Предположим, что спрос и предложение на рынке техники в США и Японии характеризуются следующими данными:
Цена, долларов | Объём спроса, млн. штук | Объём предложения, млн. штук | |||
США | Япония | США | Япония | США | Япония |
2,5 2,0 1,5 1,0 |
· Предположим, что между странами существует свободная взаимная торговля. Какой будет равновесная цена на технику? Спрос и предложение двух стран охарактеризуйте следующей таблицей:
Цена, долларов | Объём спроса, млн штук | Объём предложения, млн штук |
· Какая страна будет экспортировать радиоприёмники в другую страну? Каким будет объём экспорта?
Задача 14.
В таблице представлены данные о спросе на учебники в течение года:
Объём спроса, штук (QD) | Цена за один учебник, руб. (P) | Расчёты ценовой эластичности спроса | Выручка, руб. (TR) |
· Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности и выручку.
· Определите, при каких значениях цены спрос является эластичным или неэластичным.
· Как влияет изменение цены на учебники на величину выручки при эластичном спросе?
Задача 15.
Продавец газеты решил проверить эластичность спроса на неё и стал снижать цену за номер с 1,8 до 1,5, а затем до 1,3 рублей. При этом количество проданных экземпляров в день выросло с 200 до 240, затем до 270. Оправдано ли экономически снижение цены, если продавец покупает газеты по 1,2 рубля за номер? Используйте для расчётов следующую таблицу:
Цена, руб. (P) | Количество, штук (Q) | Выручка, руб. (TR) | Издержки, руб. (TC) | Прибыль, руб. (PF) |
Задача 16.
Функция потребления задана формулой:
С=100+0.2Y.
а/постройте график потребления;
б/ постройте график сбережения;
в/ определите равновесный объем Y;
г/ определите величину мультипликатора расходов.
Задача 17.
Данные об общих издержках фирмы приведены в таблице. Сделайте необходимые расчёты:
Q, штук | LTC, долларов | LAC, долларов | LMC, долларов |
· Определите оптимальный объём выпуска, используя долгосрочные средние и долгосрочные предельные издержки.
· Постройте график долгосрочных средних издержек. Определите, при каких объёмах выпуска фирма испытывает положительный либо отрицательный эффект от увеличения масштаба производства.
Задача 18.
В отчетном году результаты социально-экономического развития страны отразились в следующих макроэкономических показателях (в условных денежных единицах):
· ВНП (200);
· амортизация основного капитала (10);
· расходы домохозяйств (50);
· государственные закупки товаров и услуг (15);
· чистый экспорт (-4);
· косвенные налоги (5);
· трансфертные платежи (2).
Определите чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД).
Задача 19.
Имеется следующая информация:
Численность занятых 85 млн. человек. Численность безработных 15 млн. человек.
а/ рассчитайте уровень безработицы;
б/ месяц спустя из 85 млн. человек, имеющих работы, были уволены 2.5 млн. человек; 2 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите каковы теперь численность занятых, безработных и уровень безработицы.
Задача20.
Рассчитайте уровень инфляции для каждого года, а также количество лет, необходимых для удвоения цен. Используйте следующие данные:
Год | Индекс цен | Уровень инфляции | Количество лет, необходимых для удвоения цен |
В соответствии с рабочим учебным планом по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (МГЭИ, 2011 г.) в качестве формы промежуточного контроля является экзамен. Экзамен проводится в форме тестирования или традиционной форме.
В соответствии с Положение «О кредитно-рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков студентов» экзамен может быть проведен по результатам работы студента в период теоретического обучения.