Место и сущность программирования. Виды программ. Методика и организация разработки и реализации комплексных программ
Тема 10.
ПРОГРАМИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Место и сущность программирования. Виды программ. Методика и организация разработки и реализации комплексных программ
2. Сущность и способы экономического прогнозирования. Классификация прогнозов
3. Макроэкономическое прогнозирование и его принципы. Основные функции прогнозирования
4. Методы и модели социально-экономического прогнозирования
1. Государственное регулирование экономики. Учеб. пособие / Под ред. С.М. Чистова, А.С. Никифорова и др. – К.: КНЭИ, 2000. – разд. 2. – С. 50-60.
2. Государственное регулирование экономики. Учебник / Под ред. д.э.н., проф. И. Михасюка. – Львов, 1999. Т.5. – С. 91-107.
Место и сущность программирования. Виды программ. Методика и организация разработки и реализации комплексных программ.
Программирование национальной экономики как явление в системе государственного регулирования экономики появилось в мировой практике в середине ХХ века. Первыми на этот путь стали США, Канада, Франция, Япония. Так в Японии наиболее известными являются национальные программы «Технополис», «План реконструкции Японских островов».
Сущность программирования состоит в анализе состояния национальной экономики, выяснении проблем, которые не могут решить рыночные механизмы, разработке и реализации отдельных экономических программ.
Программирование может быть успешным лишь при условии централизованного подхода к разработке управлению и реализации масштабных национальных программ. Главными задачами программирования являются:
1) поддержка экономического равновесия;
2) воздействие на качественное изменение экономики;
3) стимулирование развития экономики.
Цель государственного программирования – достижение принятого для государства варианта развития экономики.
Программирование, как форма государственного регулирования имеет такие специфические особенности:
1) вмешательство государства в экономику не ликвидирует стихийность в рыночных преобразованиях, а лишь корректирует этот процесс;
2) программирование является элементом современной рыночной организации экономики, поскольку государство не руководит агентами рынка, а лишь направляет их деятельность;
3) основой программирования является структурное регулирование;
4) программирование, как форма воздействия на экономику, является системным и комплексным.
Основа государственного программирования – это разработка и выполнение долго-(10-20 лет), средне- (4-5 лет) и краткосрочных- (1 год) программ.
В государственных программах можно выделить:
1. Специальные программы развития отдельных отраслей, секторов или районов (например: программа развития угольной промышленности, программа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и др.).
2. Программы, которые касаются определённых общенациональных проблем (занятости, социальной защиты населения, приватизации, «Украины-2010»).
3. Программы для достижения экономического равновесия (программа стабилизации экономики и выход её из кризисного состояния, финансовые программы, программы региональной перестройки экономики).
По уровню масштаба разрешения проблем различают:
1. Крупномасштабные комплексные программы (комплексная программа НТП в национальной экономике).
2. Программа социально-экономического развития (жилищная программа).
3. Узкие научно-технические программы.
Особое место в системе государственных программ занимают целевые комплексные программы.
Целевая комплексная программа – это государственный адресный плановый документ, в котором определённый по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс экономических, технико–производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных мер.
По содержанию целевые комплексные программы классифицируются:
1. Социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования способа жизни, повышения материального и культурного уровня жизни населения, повышение социальных условий труда и отдыха.
2. Производственные, направленные на увеличение объема производства определённых видов продукции, развитие новых видов производства, повышение качества продукции, рост эффективности труда.
3. Научно-технические, направленные на развитие научных исследований, разработку и внедрение в практику новых видов техники и технологий.
4. Экологические, направленные на выполнение природоохранных проектов.
5. Институциональные, направленные на усовершенствование организации управления народным хозяйством.
6. Региональные, направленные на совершенствование структуры народно-хозяйственных регионов.
По структуре целевая комплексная программа имеет следующие элементы – блоки:
1) целевой, где поясняются главная цель и подцели программы;
2) структурный, формирование которого даёт возможность определить набор и контуры целереализационных систем;
3) блок технико-экономического обоснования;
4) ресурсный, который характеризует объём и структуру распределения ресурсов для отдельных программ;
5) организационный, в котором по всем элементам программы предусмотрены ответственные исполнители, источники и сроки.
Показатели целевых комплексных программ есть в индикативном плане – Государственной программе социально-экономического развития:
1) производство важнейших видов продукции для потребностей программы;
2) лимиты капитальных вложений и объём строительно-монтажных работ на реализацию программы;
3) госзаказ на поставку продукции (услуг);
4) госзаказ на ввод в действие производственных мощностей и основных фондов;
5) затраты из Госбюджета на реализацию целевой комплексной программы;
6) затраты валютных ресурсов и внешнеэкономические связи.
Целевые комплексные программы разрабатывают для достижения социально-экономических целей на принципах повышения эффективности общественного производства.
Организационными условиями целевых комплексных программ являются:
1) своевременное определение перечня проблем, для решения которых нужно создавать такие программы;
2) формирование коллектива разработчиков с выделением ведущей организации;
3) предварительное ориентировочное определение потребности в ресурсах;
4) определение главных методических принципов формирования программ.
Для разработки и обоснования разных вариантов целевых комплексных программ используются такие методы:
1) экономического анализа;
2) структурного анализа;
3) балансовые;
4) обоснование уровня развития производства и основных показателей.
Механизм формирования целевых комплексных программ детально можно описать на примере целевых комплексных научных и научно-технических программ (см. рис. 5.1).
Приоритетные направления, которые требуют программного решения одобряет ВР Украины с предоставления экспертных оценок по данным Национальной Академии Наук при участии соответственных министерств и научно-исследовательских институтов. Формирование системы целей (главная цель, подцели) производят по принципу «дерева целей». Процедура построения дерева целей является эвристической, т.е. основывается на оценке экспертов и имеет такие стадии:
1) построение функционального дерева целей;
2) формирование комплекса целереализационных систем;
3) предварительные оценки и отбор целереализационных систем;
4) разработка целевых нормативов;
5) ранжирование целей.
Этапы формирования целевых научных и научно-технических программ.
Рис. 5.1
В случае развёртывания конечных целей программы используют метод дезагрегации или метод обеспечивающих условий.
Метод дезагрегации используют тогда, когда конечная цель программы не удаётся связать со средствами её достижения.
Метод обеспечивающих условий предусматривает, что исходную проблему сначала предлагают для оценки эксперта, специалиста по этой проблеме.
Процедура построения дерева целей имеет следующий порядок:
1. Экспертный анализ соответствия исходной цели программы решаемой проблемы.
2. Выявление частичных целей программы и их анализ.
3. Оформление данных, полученных в процессе экспертизы в виде таблицы или матрицы.
4. Анализ общих мнений экспертов на основе статистического анализа сравниваемых вариантов.
5. Определение усреднённого варианта частичных целей.
6. Подача экспертам усреднённого варианта в виде таблицы.
Функциональное дерево целей программы является основой для построения дерева систем, в котором значение какого-либо компонента и его составных выражений предметно и является ответом на вопрос «из чего состоит» или отображает реальную возможность достижения целей. Для этого проводят процедуру оценки и выбора системы путём построения функционально системной матрицы, которую выполняют в виде таблицы экспертным путём. Если система реализует функцию, на пересечении колонок и рядов функционально системной матрицы ставят 1, если нет – 0. Выбирают базовый вариант и выполняют сравнительный анализ свойств и затрат каждой альтернативной системы. Во время формирования целей программы количественно определяют измерительные показатели, которые характеризуют достижение цели и называются целевыми нормативами. Они существуют в трёх формах: интегральный, индексный, удельный.
Этот этап работы над формированием программы заканчивается ранжированием целей, что вызывается потребностью наиболее эффективного распределения ограниченных ресурсов. Предварительный и развёрнутый проект программы формируют поэтапно по принципу последовательных итераций (приближений).
Эффективность вариантов программы можно оценить двумя путями:
1) построение системы экономико-математических моделей;
2) расчёт вариантов с помощью системы экспертных оценок.
На практике оба способа объединяют.
Варианты научно-технических мер необходимо выбирать на основе сравнения их научно-технической результативности и социально-экономической эффективности.
Для сравнения социальных результатов вариантов программы используют показатель общественной социальной эффективности затрат на её реализацию, определяемый числовым рядом. ,і=1,2,3,…,n,
где - социальная эффективность затрат;
- социальные результаты (эффективность) і-го вида в натуральном выражении;
S – затраты на выполнение варианта программы.
Экономический эффект рассчитывают для формализации процесса оценки и выбора вариантов программы по критерию экономической деятельности. Для этого можно пользовать методы балловой оценки с весовыми коэффициентами по формуле:
,
где Ээ – значение обобщающего показателя экономической эффективности;
ai – весовой коэффициент і-го частичного показателя;
xi – балловая оценка і-го показателя;
m – количество отраслей народного хозяйства, которые участвуют в варианте программы.
Для формализованного отбора варианта программы можно использовать формулу:
,
где ЭО – эффективность общая приобретает значение 1,0;
ЭС – эффективность социальная, коэффициент;
ЭЗ – эффективность затрат, коэффициент;
ЭНТ – обобщённая оценка научно-технической эффективности.
На разных этапах формирования программы для определения затрат ресурсов используют методы: экспертных оценок, аналогов, структурный, нормативный.
1. Метод экспертных оценок предусматривает оценку ресурсов на отдельные этапы и программу в целом группой экспертов и обобщения экспертных выводов.
2. Затраты методов аналогов определяют по аналоги с учётом достигнутого уровня распределения ресурсов с учётом его изменения в программе.
3. Структурный метод основывается на приблизительной оценке затрат на реализацию программы по удельному весу отдельных этапов цикла в общей стоимости работ или удельного веса отдельных элементов в общей смете затрат.
4. Нормативный метод предусматривает определение затрат на реализацию программы с помощью нормативов.
На этапе формирования развёрнутого проекта программы выполняют комплексную оценку научно-технической программы и программных мер. Суммарно за расчётный период экономический эффект исчисляется по формуле:
Эm=Pm-Зm,
Где Эm – экономическийэффект программных мер за расчётный период;
Pm – стоимостная оценка результатов от выполнения программных мер;
Зm – стоимостная оценка затрат на выполнение программных мер.
В случае определения экономической эффективности результатов программы в целом выполняют системную оценку всех видов результатов программы по формуле:
ЭЦНТП = F (PЭК, РС,, РНТ, РЭКЛ ),
Где эффективность научно-технической программы (ЭЦНТП) является функцией (F) от экономических (PЭК ), социальных ( РС,), научно-технических (РНТ ), экологических (РЭКЛ ) результатов.
Целевые научно-технические программы выбирают с учётом экономического эффекта и интегрального коэффициента эффективности:
ЭЦНТП = ЭЭК × КИНТ ® max
Одной из основных функций управления программой является контроль за ходом её формирования и реализации. Источником информации для целей контроля является комплект утверждённой документации, формы государственной статистической отчётности, отчёты организаций и предприятий – исполнителей, формы бухгалтерской отчётности, специальная отчётность по программам.