Тема № 8. Оценка эффективности образования
Цель –выявить критерии и методики определения эффективности образования
Понятия: Экономическая эффективность образования, валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, инвестиции
Вопросы для обсуждения:
1. Критерии экономической эффективности образования.
2. Методики определения экономической эффективности образования.
3. Взаимосвязь экономической эффективности образования и величины платы за обучения.
Базовый учебник: Беляков С.А. Лекции по экономике образования. – М., ГУ-ВШЭ, 2009.
Список источников и литературы:
1. Инюхина Е.В., Старцева Ю.И., Ферова И.С. Составляющие индекса «экономики знаний» //ЭКО. 2006. № 12, С. 59 – 66.
2. Тихомирова Н.В. Система показателей и индикаторов качества образования // Вопросы статистики. 2004. №9. С.50 – 53.
3. Щетинин В.П., Рябушкин Б.С. Экономика и социология образования: Учебное пособие. – М., 2002.
Тема №9 Налогообложение в сфере образования
Цель -выявить особенности налогообложения в сфере образования.
Понятия:Объект налогообложения, налоговая ставка, налоговая база по налогу, налоговая декларация.
Вопросы для обсуждения:
1.Объекты обложения в сфере образования.
2. Виды и типы налогов в РФ.
3. Налоговая декларация образовательного учреждения
Базовый учебник: Беляков С.А. Лекции по экономике образования. – М., ГУ-ВШЭ, 2009.
Список источников и литературы:
1. Налоговый кодекс РФ
2. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. –718с.
3. Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения: учебное пособие.- М.:ФОРУМ:МНФРА-М,2007.-104с.
Семинары №10, №11 и №12 посвящены защите творческих исследовательских работ.
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
Лабораторные работы не проводятся
Формы и методы обучения
Формы обучения
1. Лекция
Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям: изложение материала от простого - к сложному, от известного - к неизвестному; логичность, четкость и ясность в изложении материала; возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов; опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные; тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.
2. Семинар и практическое занятие
Семинарское и практические занятия – важное звено дидактического цикла обучения, предполагающее активную самостоятельную работу студентов. Назначение семинара: углубить, развить, систематизировать и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях. Дидактические цели семинара: превращение знаний в убеждения; формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения; обучение корректному и правильному формулированию вопросов; приобретение умения слушать других и отвечать на их вопросы. Задачи семинарских занятий: научить студентов самостоятельно работать, привить им навыки поиска нового материала, и его логического изложения на занятии, помочь овладеть категориальным аппаратом дисциплины «Экономика образования». Кроме указанных общих задач, преподаватель решает и ряд частных задач. Это повторение и закрепление знаний, систематический контроль, а также педагогическое общение.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
- полнота и конкретность ответа;
- последовательность и логика изложения;
- связь теоретических положений с практикой;
- обоснованность и доказательность излагаемых положений;
- наличие качественных и количественных показателей;
- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
- уровень культуры речи;
- использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; недостатки в работе студентов; ценные и конструктивные предложения.
Методы обучения
В процессе обучения используются как классические (традиционные) методы обучения, так и неклассические (нетрадиционные) методы обучения. К классическим традиционным отнесем: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский методы, метод проблемного изложения, к неклассическим - дискуссионный, игровой (деловая игра и т. п.), интерактивный методы. Преподавателю необходимо оптимально сочетать разные методы обучения. Удельный вес тех или иных методов в учебном процессе будет определяться спецификой читаемой дисциплины, профессиональными возможностями преподавателя, уровнем теоретической и практической подготовки студентов, а также стратегическими задачами вузовского образования.
7 Структура и содержание самостоятельной работы студентов