Интеграционные процессы в рамках СНГ

С цель взаимного сотрудничества в политике, экономике, культуре, науке, финансах и иных областях, из республик, ранее входивших в состав СССР, 8 января 1991 г. была создана новая региональная международная группировка независимых государств – Содружество Независимых Государств (СНГ). В состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.

С одной стороны, СНГ сравнивают с недееспособным объединением независимых государств с небольшим количеством точек соприкосновения лидеров стран Содружества, с чем нельзя согласиться. После распада СССР неоценим вклад СНГ как точки начала интеграционных процессов на постсоветском пространстве, повлекших необходимость создания альтернативных и интеграционных группировок.

Начало экономической интеграции на пространстве СНГ было положено в 1994 г. (таблица 23).

Таблица 23 – Этапы формирования Евразийского союза с 1994–2015 гг.

Год Характеристика этапов интеграционного процесса
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев выступил с предложением о создании Евразийского союза как объединения независимых государств на постсоветском пространстве
Подписано соглашение о создании Таможенного союза. Определилась «тройка» стран, как «ядро» интеграционных процессов
Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях
26 февраля президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (ЕЭП)
  Учреждена новая интеграционная структура – Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в состав которой вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан
Подписано Соглашение о ЕЭП
Главами государств ЕврАзЭС принято решение об активизации работы по формированию Таможенного союза с возможностью присоединения иных государств по мере готовности экономик этих стран
Начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации. Вступили в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, Единый таможенный тариф (ЕТТ), Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТНВЭД ТС), на внутренних границах отменены таможенное оформление и таможенный контроль
Лидеры государств – членов Таможенного союза подписали Договор о создании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), являющейся постоянно действующим наднациональным регулирующим органом, обеспечивающим функционирование союза и разработку предложений по экономической интеграции
Характеризуется как начало функционирования ЕЭП Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации
29 мая президентами государств – членов Таможенного союза и ЕЭП подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), мотивами создания которого явились не только объективные обстоятельства, но и предпосылки выживания в конкурентном мире. 10 октября в Минске подписан Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС. 23 декабря в Москве подписан Договор о присоединении Кирзизской Республики к ЕАЭС
01 января вступил в силу Договор о ЕАЭС, призванный обеспечить стабильное развитие и конкурентоспособность национальных экономик, повышение жизненного уровня населения. Договор о ЕАЭС закрепил договорённости государств в формировании и реализации транспортной, агропромышленной, энергетической, финансовой, миграционной, социальной политики и в отдельных отраслях экономики. Утверждена структура ЕАЭС, в состав которой вошли Высший совет, Межправительственный совет, Суд ЕАЭС, ЕЭК. Предусмотрено создание нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. 02 января Республика Армения стала четвертым полноправным членом ЕАЭС.

Идея о формировании нового интеграционного объединения в форме Евразийского союза принадлежала президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву. Евразийский союз должен был стать «рычагом экономического роста», в основе которого лежали бы принципы взаимодействия и сотрудничества независимых государств на взаимовыгодной основе с учётом их суверенитета и приоритета национальных интересов, стабильности и улучшения жизни граждан. Однако реализация этой идеи была невозможна без политической воли лидеров независимых государств Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации.

Вступление в силу Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. законодательно закрепило понятие Единого экономического пространства (ЕЭП), которое представляет собой пространство, состоящее из территории Сторон, где функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, работ, капитала, рабочей силы.

Интенсивное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства предопределило создание Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), которое стало главным органом управления интеграционными процессами, в связи с чем 10 октября 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан.

На протяжении 2000–2006 гг. государствами – членами Евразийского экономического сообщества были приняты документы, регламентирующие порядок экспортного контроля; механизм применения специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств – участников Таможенного союза; основы гармонизации технических регламентов государств, что способствовало созданию благоприятных условий для функционирования экономического и таможенного пространства.

По решению глав государств ЕврАзЭС в течение 2008–2010 гг. был сформирован Таможенный союз трёх государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Функционирование Таможенного союза трёх государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан и России планировалось начать с 1 января 2011 г. Однако в связи с необходимостью следовать глобальным процессам интеграции, а также для скоординированного противодействия мировому финансово-экономическому кризису, было принято решение об ускорении процессов создания Таможенного союза, в связи с чем фактически Таможенный союз «заработал» с 1 июля 2010 г., то есть со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, Единого таможенного тарифа, товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Таможенный кодекс Таможенного союза был определён в качестве основополагающего источника таможенного права Таможенного союза, нормам которого должны соответствовать все иные международные договоры и решения Евразийской экономической комиссии. Таким образом, положения Таможенного кодекса Таможенного союза признаны имеющими преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства.

Таможенным кодексом Таможенного союза закреплена трёхуровневая структура таможенного законодательства Таможенного союза: верхний уровень занимает Таможенный кодекс, наделённый высшей юридической силой среди всех актов таможенного законодательства; на втором уровне находятся Международные договоры государств – членов Таможенного союза; на третьем – решения Евразийской экономической комиссии (КТС), принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом и Международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС стал первым, реально функционирующим интеграционным объединением, с единой системой таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, единой таможенной территорией, единым таможенным законодательством.

С 1 января 2009 г. начал функционировать наднациональный орган таможенного союза – Комиссия таможенного союза (КТС), а со 2 февраля 2012 г. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которой были переданы полномочия упразднённой комиссии Таможенного союза.

Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

Основную долю решений Таможенного союза составляют решения, принятые предшественницей Евразийской экономической комиссии – комиссией Таможенного союза: решение от 18 июня 2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»[98], решение от 20 сентября 2010 г. № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур»[99]; решение от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»[100] и др.

Перечень сфер, в которых ЕЭК осуществляет свои полномочия, свидетельствует о том, что Евразийская экономическая комиссия является постоянно действующим органом, осуществляющим регулятивные функции не только в сфере Таможенного союза и единой таможенной политики, но и во всех иных областях экономической политики, составляющих содержание Единого экономического пространства.

Отличительной чертой интеграционного объединения трёх стран является наличие единого органа наднационального регулирования – ЕЭК, так как правительства государств – членов Таможенного союза передали ЕЭК часть своих полномочий, в том числе те, которые можно отнести к правам, составляющим суверенитет государства (например, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование)[101].

Принятие Таможенного кодекса Таможенного союза[102] привело к отмене Таможенного кодекса Российской Федерации и не означало автоматического упразднения национального законодательства по таможенному регулированию. В связи с этим существуют вопросы, не урегулированные на уровне Таможенного союза, требующие выработки взаимных подходов к организации таможенного контроля, унификации национальных систем управления рисками и административной ответственности, таможенному транзиту, налогообложению, которые должны быть разрешены с принятием нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Следовательно, вопросы интеграционного взаимодействия со странами бывшего Советского Союза на евразийском пространстве имеют приоритетное направление.

Знаковым событиям на постсоветском пространстве является подписание 29 мая 2014 г. в Астане Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерацией Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), обеспечивающего перемещение «четырёх свобод» – товаров, услуг, рабочей силы, капитала, а также подписание договоров о присоединении к ЕАЭС Республики Армения, Республики Киргизия.

02 января 2015 г. Республика Армения стала четвёртым полноправным членом ЕАЭС. Вступление в ЕАЭС обеспечивает Республике Армения:

– увеличение товарооборота;

– мобильность трудовых ресурсов;

– унификацию и гармонизацию национального законодательства;

– снятие барьеров во взаимной торговле;

– участие в распределение таможенных пошлин от ввоза товаров в размере 1,13% с одновременным снижением доли Республики Беларусь с 4,7% до 4,65%, Республики Казахстан с 7,3% до 7,25%, России с 88,0% до 86,97%.

Безусловно, в ближайшее время Республика Киргизия станет следующим полноправным членом ЕАЭС. Следовательно, немаловажным является принцип, согласно которому участие в ЕАЭС возможно для всех государств, которые разделяют цели этого интеграционного объединения и готовы принять на себя требуемые обязательства.

До сих пор остаётся неразрешённой дилемма, что представляет собой ЕАЭС.

Таблица 24 – Основные показатели ЕАЭС в 2013 году [103]

Показатель Величина Доля в мире Место в мире
1. Внутренний валовый продукт 2411,2 млрд долл. США 3,7% в структуре мирового ВВП 6-е
2. Численность населения 173 млн чел. 5,5% от мировой доли 8-е
3. Внешнеторговый оборот 932,9 млрд долл. США 2,2% от мировой доли  
4. Металлургическое производство 130,2 млрд долл. США 3,2% мирового производства 6-е
5. Производство стали 74,8 млн тонн 4,5% мирового производства 5-е
6. Производство минеральных удобрений 23981,0 тыс. тонн 10,8% мирового производства 2-е
7. Добыча природного газа 710,2 млрд куб. 20,9% мировой доли 1-е
8. Добыча нефти 605,1 млн тонн 14,6% мировой доли 1-е
9. Выработка электроэнергии 1183,2 млрд кВт. ч. 11,2 мировой доли 3-е

Занимая доминирующее положение по добыче нефти, газа, стали – ЕАЭС выступает как интеграционная группировка, имеющая стратегическое преимущество, с одной стороны, но упрощение порядка перемещения рабочей силы, равное социальное и пенсионное обеспечение приезжих из «союзных» государств, гармонизация финансового законодательства, единые фитосанитарные и ветеринарные требования, отмена внутренних таможенных пошлин и налогов определяет ЕАЭС как новую экономическую реальность на постсоветском пространстве. Немаловажным является и расположение, что определяет ЕАЭС как экономический макрорегион, связывающий производителей и потребителей Европы и Азии, обеспечивая тем самым конкурентное преимущество ЕАЭС перед другими интеграционными объединениями. И в-третьих, ЕАЭС является центром глобальных инициатив, то есть, площадкой, на которой реализуются не только интеграционные процессы.

Термины и понятия

Интеграционные процессы

Зона свободной торговли

Международная экономическая интеграция

Интернационализация

Регионализация интеграционных процессов

Глобализация мирового хозяйства

Транснациональные корпорации

Протекционизм

Пересекающаяся интеграция

Международные институциональные стандарты

Вопросы и задания к самостоятельной работе

1. В чём состоят отличительные особенности мирового хозяйства современного этапа развития мировой экономики?

2. Дайте характеристику пяти этапов развития региональной экономической интеграции.

3. Раскройте сущность факторов успеха региональной экономической интеграции.

4. Дайте характеристику основных моделей интеграционных сообществ.

5. Каково место России в региональных интеграционных процессах?

6. Охарактеризуйте структуру ЕврАзЭС.

7. Что относится к источникам таможенного права на уровне Российской Федерации?

8. Назовите отличительные черты интеграционного объединения стран в форме Таможенного союза.

Наши рекомендации