Тема 1. предмет региональной экономики. понятие и типологизация регионов
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Рабочая тетрадь по курсу «Региональная экономика», предназначена для самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время, для ее лучшей организации, а также для подготовки к семинарским занятиям. Она может сопровождать изучение материала по учебникам. Тетрадь составлена с учетом нового Государственного образовательного стандарта.
Тетрадь составлена таким образом, что по каждой из 11 тем курса имеются пять видов заданий: 1) растолковать основные понятия; 2) раскрыть узловые вопросы темы; 3) поработать с тестами; 4) рассмотреть актуальные проблемы экономики Российской Федерации и регионов; 5) ответить на контрольные вопросы. Также в рабочей тетради предложены темы рефератов по каждой теме. Выполнение этих заданий позволит систематизировать полученные знания, развить способности самостоятельно работать с экономической литературой и периодической печатью. Задания-тесты и контрольные вопросы дают возможность самостоятельно проверить уровень усвоения учебного материала.
Использование рабочей тетради по региональной экономике позволит не только усвоить материал той или иной темы, но и развить экономическое мышление, умение анализировать явления окружающей действительности и делать надлежащие выводы.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет региональной экономики. Понятие и типологизация регионов.
Тема 2. Теоретические основы региональной экономики.
Тема 3. Регион как объект хозяйствования и управления.
Тема 4. Природно-ресурсный потенциал региона. Распределение
экономической деятельности в пространстве.
Тема 5. Регион как объект макроэкономического анализа. Методы регионального анализа.
Тема 6. Анализ регионального дохода.
Тема 7. Региональные рынки.
Тема 8. Региональный рост и межрегиональное неравенство.
Тема 9. Региональная политика, ее цели и инструменты.
Тема 10. Региональные финансы. Бюджетно-налоговая система.
Тема 11. Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ.
1. Предмет учебной дисциплины «Региональная экономика».
2. Методологические основы и задачи региональной экономики.
3. Теоретические трактовки понятия «регион».
4. Современная типологизация регионов.
I. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ:
1) региональная экономика – это _____________
2) региональные экономические системы – это _____________
3) размещение производительных сил – это _____________
4) региональный аспект экономической жизни – это _____________
5) территория – это _____________
6) регион – это _____________
7) административно-территориальное деление – это _____________
8) экономическое районирование – это _____________
9) экономическое пространство – это _____________
10) агломерация это _____________
11) мегаполис – это _____________
12) проблемный регион – это _____________
13) отсталые (слаборазвитые) регионы – это _____________
14) депрессивные регионы – это _____________
15) кризисные регионы – это ____________________
16) региональная наука (регионоведение, регионология, регионалистика) – это _____________
II. УЗЛОВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Определение предмета региональной экономики _____________
2. Регион и системы регионов _____________
3. Региональная экономика в системе наук _____________
III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Регионом не может называться:а) Юг Тюменской области; б) ХМАО; в) Республика Удмуртия; г) правильного ответа нет.
2. Укажите основной экономический район добычи нефти в России: а) Западно-Сибирский; б) Восточно-Сибирский; в) Уральский; г) Северо-Кавказский.
3. Укажите самый «молодой» по времени основания город России:а) Тюмень; б) Новосибирск; в) Тобольск; г) Москва.
4. Насколько губерний было разделено Российское государство по Указу Петра I от 18 декабря 1708 года:а) на 8 губерний;б) на 12 губерний;в) на 16 губерний;г) на 21 губернию.
5. Укажите численность населения России:а) 95 млн. человек;б) 120 млн. человек;в) 145 млн. человек;г) 200 млн. человек.
6. Население мира составляет:а) 5 млрд. человек;б) 6 млрд. человек;в) 10 млрд. человек;г) 16 млрд. человек.
7. Сколько субъектов Российской Федерации входит в Уральский Федеральный округ:а) 4;б) 6;в) 8;г) 10.
8. Свободные экономические зоны создаются с целью:а) привлечения ресурсов зарубежных партнеров;б) привлечения ресурсов отечественных предпринимателей;в) развития данного региона;г) все ответы правильные.
9. Выберите из предложенных направлений три, которые являются основными в изучении региональной экономики:а) закономерности размещения природных ресурсов;б) закономерности расселения людей;в) закономерности размещения производства;г) характеристика природного комплекса;д) анализ и прогнозирование социально-экономического развития регионов.
10. Для европейской зоны страны характерна:а) низкая плотность населения, богатство природных ресурсов;б) высокая плотность населения, недостаток сырьевых ресурсов;в) ведущая роль в обеспечении страны сырьем, топливом;г) огромные территории.
11. Для восточной зоны страны характерна:а) низкая плотность населения, богатство природных ресурсов;б) высокая плотность населения, недостаток сырьевых ресурсов;в) ведущая роль в производстве сельскохозяйственной продукции;г) недостаток сырьевых ресурсов.
12. Поволжье и Урал относятся к:а) восточной зоне страны;б) европейской зоне страны;в) центру;г) обеим зонам.
13. Высокоразвитые регионы – это регионы:а) в которых развиты верхние этажи экономики, высокая плотность населения;б) имеющие традиционно низкий уровень жизни;в) в которых наблюдаются застойные явления в экономике;г) старопромышленные регионы.
14. Депрессивные регионы – это регионы:а) в которых развиты верхние этажи экономики, высокая плотность населения;б) имеющие традиционно низкий уровень жизни;в) в которых наблюдаются застойные явления в экономике;г) возникшие с распадом СССР.
15. Отсталые регионы – это регионы:а) в которых развиты верхние этажи экономики, высокая плотность населения;б) имеющие традиционно низкий уровень жизни;в) в которых наблюдаются застойные явления в экономике;г) возникшие с распадом СССР.
16. Укажите правильное определение мегаполиса:а) очень обширный район сплошной городской застройки;б) группа близко расположенных городских поселений, объединенных тесными связями;в) форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций;г) территория, тяготеющая к крупному городу.
IV. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Проблема укрупнения регионов России _____________________________________________
2. Основные качественные признаки проблемных регионов _____________
3. Пути выхода регионов из депрессивного состояния (на примере РБ) _____________
V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Охарактеризуйте предмет исследования и основные задачи региональной экономики.
2. Каковы различия понятий «территория», «регион», «пространство»?
3. Что такое «районирование» и какие известны виды районирования?
4. Приведите примеры проблемных регионов.
5. Являются ли регионами Европейский союз, Северо-Американская ассоциация свободной торговли. СНГ?
6. Дайте основные характеристики экономического пространства.
7. Каковы основные формы пространственной организации хозяйства?
8. Что такое агломерация и мегаполис?
9. Как вы понимаете единство экономического пространства?
10. Как вы понимаете сходства и различия между региональной экономикой, региональной наукой, регионоведением, регионологией, экономической географией?
11. Как соотносятся между собой макроэкономика, микроэкономика и региональная экономика?
VI. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Административно-территориальное деление: от Руси до современной России.
2. Проекты регионального деления страны.
3. Общие черты и особенности кризисных регионов.