Экономическая реформа в Китае (конец 1970-х – 1990-е гг.)

История: 19в. – Китай – объект колониальной экспансии Японии, Германии, Англии  колониальная экономика

До 1949г. уровень экономического развития очень низкий. Во главе государства коммунистическая партия (Мао Дзэдун)

С 1958г. – политика «Особый курс», политика «Большого скачка»

1966-1969гг. – культурная революция.

Последствия: - огромные потери: к 1970г. экономика Китая практически потерпела крах.

Декабрь 1978г. – 3 съезд ЦК КПК 11-го созыва: Т.к. экономическая политика предыдущих десятилетий была неэффективна, то принято решение действовать в соответствие с экономическим законом стоимости, этот курс продолжается до сих пор.

Особенность: отказ от левых перегибов и перенос приоритетов сферу экономики

Сентябрь 1982г. – 12 съезд КПК: - новая формула: «социализм с китайской спецификой»

Главная особенности: - необходимо найти оптимальное сочетание между плановой (главной) и рыночной (вспомогательной) экономикой.

Октябрь 1984г. – постановление ЦК КПК о реформе хозяйственной системы: определили направление создания социалистической плановой товарной экономики: она должна базироваться на государственной собственности.

Важнейший шаг в ходе реформ: октябрь 1987г. – 13 съезд КПК: идея о равном сочетании плана и рынка в китайской экономике (теперь нет приоритета: план и рынок единое целое)

1989г. – Экономический кризис, народные волнения, но реформы продолжаются (т.к. студентов не поддержали)

Реформы: С/Х: Начаты в аграрное сфере, т.к. стоит острая проблема обеспечения государства продовольствием. Суть: внести «семейный (подворный) подряд»:

- за крестьянской семьёй закреплён участок земли

- устанавливаются определённые государственные задания, которые обязательно нужно выполнить (остаток можно использовать по собственному усмотрению)

Итог: Большой успех: рост производства увеличился настолько же насколько за все предыдущие годы реформ, к 1985 г. отказалось от монополии на заготовку и закупку с/х продукции. В основу реформы положен принцип экономической заинтересованности, в отличие от коммуны.

Главная проблема: земля в собственности государства (крестьянство только пользуется). Решение: увеличение срока аренды (с 3-5 до 15 лет в полеводстве и до 25 лет в лесоводстве и садоводстве) + право наследственного пользования участком.

Реформа в промышленности: здесь нет таких успехов как в с/х. Реформа проходит на нескольких уровнях:

- крупная промышленность

- средняя и мелкая промышленность (отдаётся либо в собственность, либо в долгосрочную аренду)

Государственные предприятия до сих пор в собственности государства и их эффективность низка.

Суть реформ: изменения в системе управления предприятием:

- от управления отошли партийные образования

- расширена хозяйственная самостоятельность предприятий:

- самостоятельно выбирают партнёров (поставщиков)

- самостоятельно сбывают излишки (сверх плана)

- сами вводят распорядок работ

- формирование одинаковых основ для предприятий государственной и кооперативной собственности (Закон о государственных предприятиях, закон об экономических договорах, закон о торговой марке, закон о борьбе со спекуляцией и др.)

Политика открытой экономики: политика направленная на расширение внешнеэкономических связей и привлечения в страну иностранного капитала

Особенность: опережающее развитие внешнеэкономических связей по сравнению с ростом ВНП. В результате степень интеграции Китая в мировую экономику достигла уникальных результатов.

Меры:

- совершенствование структуры внешнеэкономических связей

- экспортная политика: усилия на вывоз готовых товаров (в последнее время преобладает вывоз наукоёмких товаров)

- импортная политика: ввоз высокотехнического оборудования, машин, технологий и комплектующих для экспортно-ориентированных производств. Приоритет в торговом обороте отдан развитым странам и НИС.

- в последние годы новые рынки: сфера услуг (туризм и др.)

Перестройка механизма управления внешнеэкономической деятельностью. Цель: демонополизация и децентрализация внешней торговли.

Мероприятия: государство отказывается от монополии на внешнеэкономическую деятельность (право предоставляется не только провинциям, но и меньшим административным единицам, отраслям и даже мелким предприятиям)

1988г. – система государственных закупок экспортных товаров заменяется на систему контрактов между внешнеторговыми компаниями и непосредственно предприятиями.

1991г. – все внешнеторговые операции переведены на самоокупаемость:

- переход от директивного планирования экспорта и импорта к их лицензированию

- формирование системы преимуществ для экспортно-ориентированных производств:

- частичное переориентирование государственных предприятий на экспорт

- льготы для экспортёров

- всё большую долю валютной прибыли получают сами экспортёры

- привлечение иностранного капитала (удалось создать благоприятный образ КНР, как хорошего места для вложений): привлекающие стороны: - низкая цена на рабочую силу

- льготное налогообложение

- приемлемый уровень инфраструктуры

- продуманная политика по отношению к выходцам из Китая (более 70% иностранного капитала от китайской диаспоры)

В результате реализации политики открытой экономики в Китае создана многоуровневая территориальная система открытости, т.к. Китай занимает огромную территорию, раздел на 2 сектора внутренняя и внешняя экономика. Внешняя экономика – «пояс открытости» - Восточное побережье.

Результаты реформ: за последние 20 лет – темпы экономического роста самые высокие в мире, во многом от реформы выиграли сами китайцы (повышение благосостояния простых китайцев)

Наши рекомендации