Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Макроэкономика»
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Макроэкономика» являются формирование у студентов целостного представления о механизме функционирования национальной экономики рыночного типа, базовых макроэкономических проблемах и подходах к их анализу с позиций основных макроэкономических школ и направлений.
Предмет изучения дисциплины – явления и процессы, происходящие в макроэкономической системе
Задачи дисциплины:
- дать знания о понятийном аппарате макроэкономической теории;
- обучить методологии макроэкономических исследований;
- развить способности к оценке механизма функционирования национальной экономики при различных экономических условиях;
- способствовать освоению методов экономико-математического моделирования макроэкономических связей и зависимостей;
- сформировать понимание сущности и содержания экономических процессов и явлений, описанных макроэкономическими моделями и функциональными зависимостями;
- сформировать умение самостоятельного анализа конкретных макроэкономических проблем;
- развить представления о возможных соотношениях рынка и государства в различных макроэкономических процессах;
- выработать умения оценивать результативность и социально-экономические последствия конкретных правительственных мер, используемых при проведении стабилизационной политики государства.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Макроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла Б.3Б.2. основной образовательной программы бакалавриата по направлению 080100.62 « Макроэкономика».
Для её эффективного изучения необходимо успешное освоение таких предшествующих дисциплин, как: «Микроэкономика», «Экономическая история», «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Статистика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений».
В свою очередь, освоение дисциплины «Макроэкономика» необходимо как предшествующее для таких учебных дисциплин, как: «Мировая экономика и международные экономические отношения», «История экономических учений», «Государственное регулирование экономики», «Рынок ценных бумаг», «Экономика общественного сектора», «Экономика России», «Маркетинг».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Макроэкономика»
Освоение дисциплины направлено на формирование:
общекультурных компетенций
ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Знать:
– закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты макроэкономики;
– закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
– основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
– методы построения экономико-математических моделей макроэкономических объектов, явлений и процессов;
– основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне.
Уметь:
– анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
– выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
– анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
Владеть:
– методологией экономического исследования;
– методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
– навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
ОК-3 – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире.
Знать:
– закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты макроэкономики;
- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
– основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.
Уметь:
– анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
– выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
– определять и оценивать место и роль России в мировых экономических взаимосвязях.
Владеть:
– методологией экономического исследования;
– способностью понимать движущие силы экономического развития, противоречия и проблемы управления экономическим ростом в современной экономике.
ОК-4 – способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.
Знать:
– основные понятия, категории и инструменты макроэкономики;
– проблемы макроэкономического равновесия, природу, причины и последствия инфляции, безработицы и экономических спадов; экономические функции государства в рыночной экономике, сущность и механизмы фискальной, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики государства.
Уметь:
– анализировать причины и последствия инфляции, безработицы и экономических спадов, эффективность мер государственного регулирования экономики, рассчитывать основные макроэкономические показатели.
Владеть:
- навыками экономического анализа;
- методами анализа экономической ситуации и тенденций ее развития в России и в мире.
общепрофессиональных компетенций
ПК-2 – способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
Знать:
- основные понятия, категории и инструменты макроэкономической теории;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;
- понимать закономерности функционирования национальной экономики, условия макроэкономического равновесия и факторы макроэкономической нестабильности.
Уметь:
– рассчитывать макроэкономические показатели СНС /системы национального счетоводства/;
– определять причины и виды инфляции, рассчитывать уровень и темп инфляции;
– выявлять причины и виды безработицы в стране, рассчитывать уровень безработицы;
– анализировать взаимосвязь уровня безработицы и уровня инфляции;
– рассчитывать уровень и темп экономического роста, анализировать цикличность развития.
Владеть:
– методикой расчета ВВП (ВНД) и других макроэкономических показателей;
– методиками расчета индексов цен, дефлятора ВВП, уровня инфляции и безработицы, дефицита и профицита госбюджета.
ПК-6 – способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
Знать:
– основные понятия, категории и инструменты макроэкономики;
– равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов;
– макроэкономическое равновесие и реальную процентную ставку (модель IS-LM);
– технологические уклады и "длинные волны";
– теории экономического роста и экономического цикла;
– методы построения экономико-математических моделей макроэкономических объектов, явлений и процессов.
Уметь:
– строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
– прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне.
Владеть:
– методологией экономического исследования;
– методами построения экономико-математических моделей макроэкономических объектов, явлений и процессов.
ПК-8 – способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
Знать:
- отечественные и зарубежные периодические источники экономической информации, труды известных отечественных и зарубежных экономистов, интернет – ресурсы необходимые для поиска информации;
- современные методы сбора, обработки и анализа экономических и данных;
– основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
– цели и инструменты стабилизационной политики государства.
Уметь:
– анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
– выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий
– проводить сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.
Владеть:
– методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей.
– сравнительного анализа эффективности инструментов макроэкономической политики государства.
ПК-9 – способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.
Знать:
– основные понятия, категории и инструменты макроэкономики;
– отечественные и зарубежные периодические источники экономической информации, труды известных отечественных и зарубежных экономистов, интернет – ресурсы необходимые для поиска информации;
– современные методы сбора, обработки и анализа экономических и данных.
Уметь:
– использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
– подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
– последовательно и логично излагать информационный и аналитический материал;
– обосновывать свою позицию;
– представлять результаты аналитической исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного отчета, статьи.
Владеть:
– навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
– методиками анализа экономической, социальной информации.