Тема 6. Система государственных программ

Цель: Ознакомиться с системой государственных программ в РК

6.1 Программирование как важнейший инструмент стратегических планов

6.2 Государственные национальные программы

6.1 Важнейшим инструментом стратегических планов является программирование. Программой является указанный по ресурсам и срокам осуществления комплекс научно - исследовательских, опытно конструкторских производственных социально экономических других мероприятий обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, социального и культурного развития республики.

Программа учитывает следующее:

-специфику проблемы которая заставляет создавать не план, а программу;

-включать в себя именно , что работает на эту специфику;

-предусматривает множество вариантов достижения цели.

Выбор проблем для программной разработки и реализации на республиканском уровне должен исходить из:

1.особой из значимости для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей и регионов, образование и социальная сфера, для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.

2.сжатости сроков, решение этих проблем и необходимости концентрации ресурсов.

3.взоимосвязаность соответствующих мероприятий, обеспечивающих целевое управление межотраслевыми связями, технологически сопряженных отраслей и производств.

Обоснование выбора конкретной проблемы для программной разработки включает в себя:

-формирование проблемы и анализ причины ее возникновения, разработка предложений с целью ее решения и предварительной оценки ожидаемая социально-экономическая эффективность, меры соответствия природоохранным требованиям.

-оценка потребностей финансовых, материальных, трудовых ресурсов и указание возможных источников их обеспечения.

-определение круга возможных государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программ.

6.2 По Конституции местные исполнительные органы разрабатывают планы и соци­ально-экономические программы, а местные представительные органы маслихаты — их утверждают. В их компетенцию могли бы войти и такие вопросы муниципаль­ного характера, как: обеспечение комплексного развития эконо­мики соответствующих территорий на базе самостоятельного использования финансово-бюджетных ресурсов, стимулирова­ния инвестиционной активности юридических и физических лиц; осуществление мер по активизации предпринимательской деятельности с учетом местных особенностей природно-экономического, демографического, социально-культурного, интел­лектуального характера; принятие решений по стимулированию малой индустриализации села, позволяющей не только нивели­ровать остроту проблемы занятости сельского населения, но и получать большой экономический эффект за счет сокращения потерь продукции полей и ферм; оказание материально-техниче­ской и идеологической поддержки частному сектору образова­ния, медицинского и культурного обслуживания населения; создание условий и механизмов для привлечения иностранных инвестиций с учетом особенностей и интересов комплексного развития регионов и др.

Поэтому любая программа предусматривает:

а) конечную цель; б) перечень программных мероприятий, которые являются результатом квалифицированного и творческого подхода к реализации этих мер; в) комплекс ресурсов, необходимых для достижения конечной цели, г) этапы и сроки реализации; д) главных исполнителей и состав других исполнителей; е) выбор специфических форм участия различных хозяйственных субъектов в решении этой программы; ж) механизм производственно-хозяйственных связей; и) систему ответственности и стимулирования; к) обоснование объемов и источников финансирования; л) ожидаемые конечные результаты и экологические последствия. Следует отметить, что планирование вообще и стратегическое планирование, в частности, а в особенности разработка государственных целевых программ - это широко распространенный метод регулирования экономики в мировом хозяйстве. Практически во всех развитых странах мира разрабатываются имеющие правовую основу индикативные планы развития экономики [20, С. 37]. Сильные традиции имеет Франция. Здесь Генеральный комиссариат планирования разрабатывает индикативные планы, которые в разные временные отрезки ставит конкретные цели, например, такие как «децентрализация Франции» - ослабление чрезмерной концентрации промышленности и населения в Парижском регионе или индустриализация аграрных регионов, реструктуризация старопромышленных регионов и т.д. Первый план был принят в 1947 году на период 1947-1953 гг, второй-на 1953- 1957 гг, затем третий-на 1957 - 1961 гг, четвертый - 1962 - 1965 гг, пятый, шестой, седьмой. Сейчас Франция имеет генеральный план территориального устройства до 2015 года.

Выводы

Государственные целевые программы общенационального, регионального, местного уровня представляют важную часть регулирования экономики. Они позволяют форсировать развитие приоритетных отраслей, сфер, регионов, привлекать для этого дополнительные силы и средства.

Региональные программы Теория и практика регионального программирования. Основные черты программно-целевого метода. Типовая структура программы. Классификация региональных программ. Управление программой, механизм реализации программы. Критерии оценки, цели и ресурсы программы. Оценка вариантов программ

4.2 Региональные программы экономического и социального развития

Обострение проблем регионального развития Казахстана связано с первоочередной
необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического
равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых, эффективных методов
воздействия на экономику. К числу таких методов относится программно-целевое прогнозирование, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратеги­ческие проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.
Разработка региональных программ это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем. Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (республиканские) и собственно региональные, формируемые и реализуемые территориальными органами власти.

Региональные программы по своему составу бывают узкоспециализированные, формируемые по отраслевому признаку, и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разра­батываются в составе целевых республиканских программ например «Здравоохранение в Казахстане». В ее составе практически по всем регионам разрабатываются соответствующие программы — «Здраво­охранение в регионе», в которых определяются потребности в финансовых ресурсах по источникам финансирования, материальных ресурсах, кадрах и т.д. Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в них в целом по республиканской целевой программе. В комплексные программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный вес занимают программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т. д.). Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам. Региональные программы классифицируются по нескольким признакам (территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др.). Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием отыскания общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты - программ, особенности управления ими и т. д. Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной; по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т. д. Вместе с тем изучение практики программирования на местах свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйствования. Отмечаются перенос способов общегосударственного программирования на региональный уровень, бессистемность в разработке и принятии территориальных программ. Не устранены попытки осуществления чрезмерно большого количества одновременно реализуемых неувязанных между собой мелких и частных программ. Программы не проходят объективную экспертизу, содержат завышенные потребности в финансовых и материально-технических ресурсах. Не проводятся расчеты потребности во всех видах обеспечивающих средств и эффективности их использования. Проекты часто формируются без учета ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки. Неправильно устанавливаются сроки завершения программ и отдельных мероприятий. Не созданы организационно-управленческие и нормативно-законодательные основы регионального программирования. Разработка региональных программ осуществляется в условиях острого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов на стадии проектирования. Не организована статистика по выполнению программ.

Совершенствование программирования предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных структур, разработкой определенной системы стимулов и экономических нормативов с учетом требований рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных, республиканских, областных, городских и т.д. программ.

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне областей, городов, вытекают из общегосударственных и территориальных интересов. Отбор региональных проблем программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, административно-территориального деления Казахстана (область, город). Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства

- это в том случае, когда та или иная программа имеет республиканское значение и не может быть решена только счет средств региона.

Используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.). Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой Казахстана. Программы одного региона согласовываются с системой аналогичных и связанных программ приграничных территорий. Механизм реализации программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных «отношений региона и систему обще казахстанского рынка.

Основные задачи региональных программ:

· выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;

· формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

· сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

· максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

· развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;

· охрана окружающей среды;

· преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

· формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;

· духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

Состав и структура комплёксных программ социально-экономического развития региона представляют перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта. Рассмотрим пример такой программы.

Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона. Содержится описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона, и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описываются наличие в регионе различных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, топливно-энергетических, минеральных, сырьевых и т.д.), их количественное состояние, возможности использования для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона, рассматриваются экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Описываются сложившаяся ситуация, состояние рынка труда в регионе, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в предыдущих (1-3) разделах анализ социально-экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и формулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу.

Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.

Раздел 5. Основные целевые подпрограммы. В разделе выделяются основные для региона целевые

подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному

признакам.

Основные подпрограммы:

5.1. Транспортный комплекс.

5.2. Рыбопромышленный комплекс.

5.3. Лесопромышленный комплекс.

5.4. Агропромышленный комплекс.

5.5. Машиностроительный комплекс.

5.6. Курортно-рекреационный комплекс.

5.7. Топливно-энергетический комплекс.

5.8. Социальный комплекс.

5.9. Строительный комплекс.

5.10. Основные направления решения экономических проблем.

В каждой из этих подпрограмм определяются цели и задачи, описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных в пространстве и во времени этапов ее выполнения. Каждое программное мероприятие оценивается соответствующими количественными и качественными показателями.

Раздел 6. Механизм осуществления программы. В разделе излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.

Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых — по источникам поступления; материальных - - по видам продукции; природных, трудовых - - по профессионально-квалификационным группам; информационных — по видам, временных). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников. Раздел 8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы. Даются обоснования по организации сотрудничества региона, выполняющего программу, с сопредельными территориями Казахстана, зарубежными государствами.

Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.

Раздел 10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона. Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируются в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, а последующая — по более продолжительным срокам.

Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:

• показатели целей программы;

• показатели эффективности конечных результатов, где оцениваются экономические, социальные, научно-технические, экологические и другие эффекты, в полной мере отражающие полезность (ожидаемую, полученную) осуществления программы, эффективность обслуживания ею соответству­ющих пользователей. Различают показатели прямого эффекта (результат от реализации программы); перераспределенного эффекта (воздействие программы на сопряженные сферы деятельности); полного эффекта (сумма прямого и перераспределенного эффекта). Показатели эффекта программы могут быть как абсолютными, так и сравнительными (исчисляются как прирост по сравнению с началом осуществления программы). Для характеристики конечных результатов могут быть использованы также показатели, отражающие отношение эффекта к затратам;

• специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;

• показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);

• параметры и оценки клиентных групп, характеризующие пользователей программы;

• показатели ресурсных (финансовых, материально-технических, природных, трудовых, информационных, временных) затрат, необходимых для выполнения заданий программы. Оцениваются прямые затраты (связанные с компенсацией негативных последствий программы) и общие (сумма прямых и сопряженных затрат за вычетом доходов, полученных по программе). Помимо названных выше показателей разрабатываются формулировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.

Каждая программа стандартно оформляется. На титульном листе указываются соответствующая областная, городская администрация; дата выпуска. На листе согласования указываются утверждающая инстанция и организации, согласование с которыми необходимо.

Государство будет воздействовать на региональное развитие и размещение производительных сил разнообразными административными и (главным образом) экономическими методами. Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития станут осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Число республиканских региональных программ должно быть невелико; они разрабатываются и финансируются только для регионов с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическим проблемами.

Принципиальное значение имеет увязка процессов разработки и принятия программ с формированием и проведением бюджетной политики. Необходима инвентаризация всех уже начатых на территории Казахстана программ с пересмотром приоритетов, сроков, источников их ресурсного обеспечения. Наиболее крупномасштабные комплексные программы как документы должны проходить рассмотрение и утверждаться в высших законодательных органах. В условиях рыночных отношений управление государственными региональными программами не должно ограничиваться сущест­вующими органами исполнительной власти. В этих целях могут утверждаться на договорных началах специальные государственные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.

4.3 Организационные средства и формы государственной региональной политики ГРП Взаимодействие центральных и региональных структур

Смысл и содержание проводимых реформ связаны с ролью и местом государства в рыночной в смешанной экономике от которых зависит и тип государственного управления от признания благо.

Активного государственного регулирования рыночной экономики в духе Кейнса до полной либерализации экономики в духе Фридмана Хайека.

Территориальное развитие это режим функционирования региональных систем который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения обеспеченную устойчивым сбалансированным взаимноразрющим воспроизводством социального хозяйственного ресурсного и экологического потенциалов территорий.

Это норма регионального бытия любые отклонения от которой воспринимаются как деградация системный кризис депрессия.

Рассматривая функциональную структуру регионального менеджмента следует хот бы кратко остановится на проблеме взаимодействия функции субъектов управления на различных уровнях

Как отмечалось раннее перераспределение и взаимодействие функции указанных субъектов управления осуществляется на основе принципа выделенной компетенции.

Отказ от использования данного принципа в практике региональных реформ является сдерживающим фактором.

Кардинальное отличие принципа выделенной компетенции заключается в том что если в практике государств СНГ разграничение функции осуществляется между различными отраслями хозяйства то в зарубежной каждый субъект хозяйствования наделяется определенной компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрасли хозяйства.

Наши рекомендации