Параграф: Экономическая политика в условиях инфляции
Экономическая политика в условиях инфляции
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции? Один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой – в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.
Адаптационная политика
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию – прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции – индексация первоначальной суммы инвестиций. Которая периодически корректируется. Согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства), В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой – ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть прибыли (прибыли за вычетом налогов) направлять на развитие производства.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. нашего века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», т.е. крайне острожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.
В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в Финляндии в 1967-1971 гг., в США в 1951-1952 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
Антиинфляционные меры.
Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использования антимонопольных мер, о которых шла речь в теме 4.
«Компромиссная» теория борьбы с инфляцией.
На практике в основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит так называемая компромиссная теория инфляции, в соответствии с которой динамика безработицы и инфляции взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор переносится на так называемую теорию естественного уровня безработицы.
Кривая Филипса иллюстрирует соотношение между годовыми темпами роста безработицы, инфляции и заработной платы. Она изображена на рис.2.
Практика показала, что кривая Филипса наиболее применима для коротких периодов времени. В долгосрочном плане (5-10 лет) она становится вертикальной. Ибо в длительный период времени даже низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую по нарастающей генерируют такие монополисты, как профсоюзы и фирмы, через неуклонное повышение заработной платы и товарных цен.
Более того, наличие множества неожиданных экономических потрясений, смещающих графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически превращают кривую Филипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы.
Естественным называют такой уровень безработицы, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменение заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность цен и заработной платы. Естественный уровень должен следующему важному требованию: занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики. Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурной ее частей при отсутствии циклической безработицы.
Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм смены фазы подъема и кризиса в ходе экономического цикла при минимизации государственного вмешательства. Остановимся на механизме достижения естественного уровня.
При падении безработицы ниже естественного уровня в период экономического бума, как правило, увеличиваются издержки, в результате растет темп инфляции. Повышенный таким образом уровень инфляции увеличивается людьми в их будущей экономической деятельности, отражается в контрактах (вспомните теорию рациональных ожиданий). Соответственно усиливается темп инерционной инфляции.
Затем, после бума, акселераторы. Как элементы государственной политики. Замедляют быстрый темп экономического оста. Данное торможение повышает уровень безработицы до естественного, но инфляция сразу не снижается, ибо определенное время остается инерционной.
В случае экономического спада безработица падает ниже естественного уровня., и события развиваются в обратной последовательности. В результате инфляция уменьшается. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможна после достижения естественного уровня безработицы. Последний определяется эмипирически. К сожалению. Не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям, о.е. для достижения естественного уровня. При этом нельзя забывать и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Многое зависит и от неожиданности самого потрясения. Все это не может не поставить под сомнение теорию естественного уровня, так же, как ранее было оспорена кривая Филипса.
Зададимся вопросом: какую цену платит общество за снижение уровня инфляции? Чем круче кривая Филипса, тем эта цена ниже, ибо удается существенно сократить темп инфляции за счет более скромного снижения занятости. Количественные оценки таковы? Для снижения инфляции на 1% безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественного уровня, по закону Оукена, это означает снижение реального ВВП на 4% от потенциального.
Проблема необходимости платить безработицей за снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов утверждает., что количественно такая плата невелика, другие же говорят о морально-психологической вредности даже незначительного роста безработицы. В любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итого большее количество продукта.
Сложности борьбы с инфляцией на текущем этапе, в настоящее время
Даже на государственном уровне очень сложно провести адекватную политику, направленную на регулирование хотя бы одной денежной массы в сфере обращения, не говоря о других факторах, влияющих на инфляцию.
Причем вроде бы размерами этой массы «ведает» Центральный банк, задача которого изначально представляется довольно простой. Все, что он должен делать – это измерять температуру экономики и соответственно регулировать сумму денег. Если экономика «перегрета», инфляция усиливается, то самое время ограничить доступность денег. Если экономика в депрессии, с растущей безработицей, то, наоборот, надо следовать противоположным курсом. Поэтому создается впечатление, что работа центрального банкира является легкой. Но, как мы увидим, это не так. По существу ЦБ – это система, предназначенная для повышения или снижения резервов своих банков- членов. Поскольку при увеличении, например, резервов остается меньше средств для займов или инвестиций, банки способны ссужать или инвестировать больше своих средств резервов, тем самым получая больше прибыли для самих себя.. Изменяя резервы ЦБ может тремя способами: непосредственно изменяя норму обязательных резервов; изменяя учетные ставки процента, операции на открытом рынке – покупка или продажа государственных ценных бумаг (используемые чаще всего)
Насколько хорошо работаю эти методы?
По существу перед Центральным Банком (федеральной резервной системой) даже при регулировании общей денежной массы стоят два типа проблем:
1. Она может не знать, что делать. Это, конечно, не означает, что ставятся под сомнение интеллект или экономический опыт Совета управляющий ФРС, с его прекрасным техничным штатом служащих. Скорее, это отражает особенность экономики, изучение вглубь одного являения протекает быстрыми темпами, но такими же быстрыми темпами происходит изменение самой экономики, и смены хода развития, с переходом иногда на другие рельсы развития. Печальное состояние сегодняшнего дня, то, что старая «добрая» (во всяком случае уже более менее знакомая) инфляция, сменилась «стагфляции», термин, который появился для характеристики экономики большинства западных стран в течение последних десяти лет или около того.
Стагфляция означает, что в экономике одновременно наблюдается инфляция и стагнация. Во многих отраслях цены могут расти, но при этом большое число мужчин и женщин не могут найти работу. Такая ситуация ставит жесткую дилемму перед руководством денежной системы. Если они ре6шат, что аспект стагнации экономики более серьезен, чем инфляционный, следует увеличивать количество денег в обращении, но результатом этого вполне может стать немедленный скачок стоимости жизни и отсутствие разительных улучшений с занятостью. С другой стороны, если ФРС более обеспокоен инфляцией, чем безработицей, он будет сокращать резервы. Это может быстро проявиться в падении занятости, особенно в экономической деятельности, сильно зависящей от банковского финансирования, как например, жилищное строительство, без немедленного улучшения для чувствительных к ценам покупателей.
Тем не менее можно увидеть, что она представляет громадную проблему для любого центрального банка. Какой бы политике он ни следовал – антиинфляционной или антистагнационной – будет болезненно тяжело. Ни то, ни другое не даст быстрого излечения. Опасность, к тому же, состоит в том, что руководство центрального банка будет колебаться, сначала снимая денежные ограничения, затем ужесточая их, потом освобождая снова, и снова зажимая. Едва ли удивительно, что экономика не реагирует как следует на такое образ лечения.
2. Она не может эффективно выполнить то, к чему стремиться. Даже когда ЦБ или ФРС знает, что хочет сделать, она не всегда может достигнуть своей цели. Способность ФРС. Точно так же и с ФРС.
Стремиться ограничить денежную массу. Но контролирование денежной массы часто уподобляется нашей способности манипулировать веревкой: с ее помощью легко тянуть, но трудно толкать манипулирование
Легко зажать деньги, сокращая различными путями резервы банков-членов. Но увеличивать массу денег не так легко, как уменьшать ее. ФРС может уменьшать нормы обязательных резервов или монетаризовать долг, покупая государственные облигации на открытом рынке, накачивая тем самым резервы в банковскую систему. Но это не может заставить банки предоставлять займы, если они не хотят этого делать. В нормальной ситуации банки будут хотеть, но в плохие времена – такие как Великая Депрессия – они могут предпочесть увеличивать резервы, чем рисковать на рынке ссуд. Если такое случится, ФРС ничего не сможет сделать для того, чтобы банковские резервы попали в руки общественности.
Увеличение или уменьшение количества денег не всегда используется для финансирования или сокращения расходов на товары и услуги. Они могут также быть использованы для приращения или уменьшения денежной наличности у населения, ее ликвидности.
a) Представим, например, что должностные лица в ФРС ожидают ускорения инфляции и решают закрутить денежные винты, чтобы банкам было труднее ссужать деньги. Если все сработает именно так, будет меньше займов и, соответственно, меньше расходов, и , поэтому меньше давления на цены рынка. Но если люди имеют точно такие же ожидания, как и ФРС, то они могут решить сократить ликвидность, потратить свои деньки «пока они еще хороши». В таком случае, сдерживающее действие ФРС могут быть сорваны ростом покупательских намерений населения.
b) Такое же крушение надежд может блокировать действия ФРС, если она решит увеличить количество денег, чтобы стимулировать кредитование по причине неминуемого спада. И опят, если население тоже почувствует неуверенность в будущем, домашние хозяева и бизнесмены могут решить, что им следует сократить свои расходы и удержать побольше наличности. Все деньги, которые ФРС создаст для финансирования новых расходов, могут просто уйти на удовлетворение возросшей потребности в ликвидности.
http://yourlib.net