Концепция конкурентоспособности регионов

Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Процессы глобализации и регионализации, с одной стороны, и ограниченность факторов экономического развития (инвестиций, квалифицированной рабочей силы и других), с другой стороны, объективно порождают конкуренцию между регионами за создание благоприятных условий ведения бизнеса и проживания населения. Инвестиции в производство и трудовые ресурсы закономерно поступают в наиболее привлекательные, конкурентоспособные регионы как места функционирования бизнеса, работы и жизни людей.

С повышением уровня и качества жизни людей возрастает значение не только экономических, но и социальных, экологических и других аспектов конкурентоспособности регионов. Люди выбирают места обучения, лечения, отдыха, проживания по всему миру в зависимости от соотношения «цена–качество». Доступность услуг расширяет сферу конкуренции регионов за пределы только экономического пространства.

В этих условиях именно конкурентоспособность становится решающим фактором инновационного развития экономики и одной из основных целей стратегии развития региона.

В последнее время, несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования фирмы усилилась. Значимость местных условий для создания конкурентных преимуществ бизнеса исследована в теории международной конкуренции М. Портера.

Базовый подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать на основе концепции конкурентоспособности страны, предложенной М. Портером. Она включает два аспекта оценки конкурентоспособности: факторный и результатный. Факторную оценку конкурентоспособности можно построить на основе детерминант регионального ромба. В основу результирующей оценки конкурентоспособности региона можно положить определение М. Портера.

Европейский эксперт Д. Сепик отмечает, что конкурентоспособность на уровне региона определить значительно трудней, чем на уровне предприятия. Во-первых, потому, что конкурентоспособность на уровне региона обычно рассматривается в рамках макроконцепции, а не как специфически региональный вопрос. Во-вторых, потому, что отсутствует широкий консенсус относительно конкурентоспособности на макроуровне. В-третьих, потому, что само определение конкурентоспособности эволюционирует во времени.

Согласно классификации факторов конкурентоспособности страны, которому они делятся на следующие группы: внешние, в зависимости от степени влияния на конкурентное положение страны, на субъектные, регулируемые, постоянные; внутренние, в зависимости от функциональной направленности, на макроэкономические, институциональные, микроэкономические, ресурсные, социокультурные. Такая градация позволяет наиболее комплексно и системно подойти к разработке направлений и мер государственного регулирования процесса конкурентоспособности, сформировать стратегические ориентиры, учитывающие разноплановые аспекты страновой конкурентоспособности.

Международная конкуренция рассматривается в качестве инструмента в борьбе за место в мирохозяйственной системе, как механизм повышения эффективности национальной экономики. Неслучайно общей тенденцией последнего периода стал переход многих стран к стратегии открытости, к углублению ориентации на мировой рынок.

Традиционным направлением анализа проблем конкурентоспособности являются расчеты и исследования микроконкурентоспособности. Однако в современных условиях интенсификации и усложнения экономических взаимосвязей, с ростом наукоемкости во всех сферах хозяйства и распространением процессов глобализации повышаются требования к национальной инфраструктуре в области науки и техники, образования, коммуникаций, информации, а также к обеспечению правопорядка. В этой связи значительно повышается роль государства в обеспечении благоприятных условии экономической среды. И как следствие - рост интереса к исследованию национальной, или макроконкурентоспособности, и факторов, ее формирующих, в частности, в рамках сопоставительного межстранового анализа конкурентных преимуществ. Применительно к анализу конкурентоспособности речь идет о комплексе характеристик, определяющих «секрет успеха» наиболее преуспевающих стран. Выявление такого рода типичных соотношений, выяснение закономерного их формирования позволяют использовать аналоговый подход при разработке программ повышения конкурентоспособности, при прогнозировании.

Заслуживает также внимания проблема соотношения и взаимосвязи между различными уровнями анализа конкурентоспособности. Наиболее актуальной и продуктивной представляется работа с совокупностью факторов различного уровня, разработка процедур взаимодействия субъектов разных уровней.


Наши рекомендации