Анализ социального развития регионов Украины
Региональная дифференциация уровня социального
развития определяется спецификой демографических процессов, состоянием рынка труда, образовательно-квалификационными характеристиками трудового потенциала, уровнем материального обеспечения населения, а также уровнем развития социальной инфраструктуры.
Негативное влияние на социальное развитие регионов Украины на современном этапе оказывает сложная ситуация на рынке труда, высокий уровень безработицы, низкая доступность и недостаточное качество социальных услуг, снижение качества образования, низкий уровень доходов и личного потребления, распространение бедности.
Интегральным показателем развития социальных процессов в регионе является индекс человеческого развития, характеризующийся особенностями рынка труда, демографических процессов, материальным благополучием, условиями проживания населения, состоянием охраны здоровья, уровнем образования и состоянием социальной среды [10].
Одной из острейших и значимых проблем устойчивого социально-экономического развития регионов Украины является проблема сохранения трудового потенциала, так как именно качественные и количественные показатели трудового потенциала в современных условиях выступают важнейшим фактором результативности экономических преобразований.
Трудовой потенциал представляет собой интегральную совокупность возможностей населения к осуществлению экономической деятельности. Состояние трудового потенциала определяется с помощью оценки качественного и количественного уровня трудового потенциала.
В условиях рыночных отношений понятие полной занятости определяется равновесием спроса и предложения на рынке труда и эффективным использованием трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы— это часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе создания материальных и нематериальных благ [27].
Трудовые ресурсы формируют:
- трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от
16 до 55 лет), за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп и неработающих мужчин в возрасте от 50 до 60 лет, а также женщин в возрасте от 45 до 55 лет, получающих пенсию по старости или на льготных условиях;
- мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте
55 лет и старше, подростки моложе 16 лет, работающие на
предприятиях и в организациях различных форм
собственности [27].
Экономически неактивноенаселение — это та часть населения региона, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения [27].
Рынок трудапредставляет собой совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы в регионе. Кроме того, это место пересечения различных социально-экономических интересов и функций. Главными составляющими регионального рынка труда являются совокупный спрос, как общая потребность экономики в наемной рабочей силе, и совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу.
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Работодатель—это наниматель, содержание функций которого дифференцируется в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации и социального статуса [41].
В зависимости от соотношения между спросом и предложением выделяют три типа регионального рынка труда:
- трудодефицитпый, в рамках которого функциони
рование рыночного механизма затруднено в связи с
недостаточным предложением труда;
- трудоизбыточный, при котором формируется
избыточное предложение труда вследствие наличия на
рынке большого числа безработных;
- равновесный, в рамках которого величины спроса и
предложения труда сбалансированы.
Основными функциями регионального рынка труда являются [51]:
- организация отношений работодателей и наемных работников;
- обеспечение конкуренции как между работодателями, так и между наемными работниками;
- установление равновесных ставок заработной платы;
- решение вопросов занятости населения;
- осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами экономики.
В целом, для современного рынка труда в Украине характерны следующие тенденции:
- наличие существенных изменений отраслевой
структуры занятости;
- значительные масштабы неполной и неэффективной занятости;
- излишняя концентрация рабочей силы на убыточных предприятиях;
- снижение доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких отраслях;
- потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работников;
- постоянный рост числа молодежи среди безработных;
- преобладание в профессиональной ориентации молодежи установок на работу в социальной сфере;
- неадекватность масштабов, структуры и форм первичной профессиональной подготовки граждан;
- слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке;
- чрезвычайно сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих);
- сохранение селективного подхода при высвобождении
рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья;
- наличие значительного числа регионов с критической
ситуацией в сфере занятости, свидетельствующее о том, что
перспективы развития отдельных отраслей и производств не
предполагают пока обеспечение занятости населения.
Одним из главных критериев эффективности функционирования регионального рынка труда выступает безработица.
Под безработицей понимается несоответствие на региональном рынке труда, в связи с которым предложение труда превышает спрос на него. По законодательству, безработными являются трудоспособные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости и находящиеся в поиске работы. Принятая в Украине система учета безработицы не отражает действительных тенденций в функционировании рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются на биржах труда, ищут работу самостоятельно или прибегают к услугам негосударственных посреднических структур.
Различают следующие виды безработицы [64]:
- скрытую безработицу, которая характеризуется использованием работников в производстве, в действительности требующем меньшего количества рабочей силы. Эта форма безработицы особенно характерна для сельского хозяйства, но по разным причинам может возникать и в отраслях промышленности;
- фрикционную безработицу, которая возникает в связи с несовершенством различных технических аспектов деятельности рынка труда, например, отсутствием своевременной и полноценной информации о наличии рабочих мест;
- сезонную безработицу, которая предопределяется сезонными колебаниями в объеме производства продукции и оказании услуг определенными отраслями. К таковым относятся некоторые виды строительных, сельскохозяйственных и заготовительных работ и другие виды деятельности, которые обеспечивают занятость только в течение определенных сезонов;
- структурную безработицу, которая связана как с нехваткой производственных мощностей, так и с отсутствием возможности найти работу вследствие различных личных качеств и свойств нанимающихся работников (например, половозрастных особенностей, национальности, уровня образования, квалифика-
ции). Для данного типа безработицы характерно периодическое высвобождение определенного числа работников из-за структурных сдвигов в производстве, вызывающих изменения в спросе на некоторые профессии;
- циклическую безработицу, которая связана с тем или иным состоянием экономики и обусловлена конкретной фазой экономического цикла.
Рост безработицы является фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе.
Уровень безработицы может колебаться в значительных пределах. К резкому увеличению количества безработных приводят массовые сокращения рабочих мест из-за банкротства, снижения объемов производства, модернизации и технического перевооружения действующих предприятий. В идеальном случае допустимым считается такой уровень безработицы, который не подрывает возможностей осуществления процесса расширенного воспроизводства, включая производство продовольственных и непродовольственных товаров и оказание услуг в размерах, достаточных для поддержания прав граждан на получение доходов, образование, здравоохранение, социальную защиту на уровне прожиточного минимума.
В Украине в 2006 году численность экономически активного населения в возрасте от 16 до 60 лет составила 22,3 млн. человек, из них 20,9 млн. чел. (93,7%) были заняты экономической деятельностью, остальные не имели работы, но находились в ее поиске. На начало 2007 года уровень безработицы в Украине составил 2,7% от количества населения в трудоспособном возрасте, из них треть -молодые люди в возрасте до 35 лет, причем, каждый второй из них - житель сельской местности. Самый высокий уровень безработицы зарегистрирован в Тернопольской области -5,3%, а самый низкий - в г. Киеве (0,4%) [89].
Показатель нагрузки незанятого населения на свободные рабочие места составил 5 человек на 1 рабочее место (вакансию). В региональном отношении самый высокий уровень трудоустройства наблюдался в г. Киеве, а самый низкий -в Тернопольской области [89].
Высокий уровень развития трудового потенциала региона свидетельствует о его высокой конкурентоспособности и
наблюдается в г. Киев, Харьковской, Львовской,
Закарпатской, Черницкой, Запорожской, Тернопольской,
Ивано-Франковской областях. Средний уровень
демонстрирует достаточно высокие качественные и
количественные характеристики трудового потенциала, а
также ограниченные возможности его использования. Низкий
уровень развития трудового потенциала сохраняется в
Черниговской, Киевской, Херсонской, Черкасской,
Житомирской, Волынской областях и является
свидетельством существования кризисных тенденций в системе регионального рынка труда [89].
Качественная и количественная деформация развития трудового потенциала регионов Украины обусловлена различными демографическими тенденциями и показателями, среди которых:
- уменьшение численности населения. На 1.01.2007 года в Украине проживало 46,66 млн. человек. Общее сокращение произошло в результате природной убыли. Заметный рост естественной убыли обусловлен повышением смертности (16,0%о) и, в большей степени, снижением рождаемости [89]. Украина занимает одно из первых мест в Европе по уровню смертности и последнее по уровню рождаемости. Кроме того, в Украине остается высоким уровень детской смертности, который превышает аналогичный показатель в Австрии, Дании, Германии, Японии и Швеции. В целом, самыми высокими темпами снижения численности населения характеризуются центральные и восточные регионы. Относительно благоприятной является демографическая ситуация в западных областях и в г. Киеве [73];
- структура половозрастного состава. В Украине прослеживается тенденция к снижению удельного веса населения, которое моложе трудоспособного возраста, и повышению удельного веса населения в возрасте 55 лет и более. Такая ситуация привела к тому, что в Украине на 1 пенсионера приходится в среднем 1,88 работника (для сравнения, во Франции и США этот показатель составил - 2,5, в Японии - 2,6). Наибольший удельный вес людей старшего возраста был зарегистрирован в Черниговской, Винницкой, Черкасской и Полтавской областях, а младшего возраста - в Ровенской, Закарпатской и Волынской областях [89];
- интенсивность миграционного оттока населения.
Наибольший отток населения за пределы государства
наблюдался в Донецкой области, АР Крым,
Днепропетровской области, в г. Киеве, а также
в Харьковской и Запорожской областях. Среди прибывших в Украину: 78% - иммигранты из государств СНГ и 22% - из других государств. Среди выбывших - 71% эмигрантов направились в государства СНГ и 29% - в другие государства
[70];
- плотность населения, В Украине плотность населения составляет 78,2 человек на км2 и увеличивается в направлении от центральных областей к восточным и западным [89]. Среди областей Украины наибольшая плотность населения отмечена в Донецкой, Львовской, Черновицкой, Днепропетровской и Ивано-Франковской областях, а самая низкая — в Житомирской, Кировоградской, Херсонской и Черниговской областях. Диапазон крайних значений по этому показателю составляет 4,73:1 [70];
- уровень заболеваемости населения, который усложняет процессы качественного воспроизводства трудового потенциала, препятствует его сохранению, возможности развития и эффективного использования. Здоровье как качественный показатель трудового потенциала оценивается по определенным показателям, среди которых наибольшей информативностью отличается уровень общей заболеваемости. Самый высокий уровень заболеваемости населения отмечен в г. Киеве, г. Сева-стополе, Винницкой, Черкасской, Волынской и Черниговской областях. Средний уровень заболеваемости населения прослеживается в Днепропетровской, Киевской, Ивано-Франковской областях. Низкий уровень этого показателя отмечен в Черновицкой, Донецкой, Одесской, Тернопольской, Сумской, Хмельницкой, Кировоградской, Херсонской, Ровенской и Луганской областях [89];
- уровень профессиональной подготовки, который
выступает основой успешной трудовой деятельности и
определяет направления использования трудового потенциала.
Мировой опыт свидетельствует о том, что уровень образования
трудовых ресурсов обеспечивает около 40% темпов
экономического роста, а в Западной Европе - около 75% прироста
национального богатства [73]. В Украине самый низкий уровень
профессиональной подготовки отмечен в Тернопольской,
Хмельницкой и Черновицкой областях [89];
- уровень научного развития регионов, который
определяется по совокупности показателей, основными среди
которых выступают численность научных кадров и их
качество. В Украине сосредоточен огромный научный
потенциал (около 15 специалистов, имеющих степень
кандидата или доктора наук на 10000 населения) [89]. Самый
высокий уровень обеспеченности научными кадрами
отмечен в г. Киеве, а самый низкий — в Кировоградской,
Житомирской, Волынской, Ровенской, Черниговской и
Хмельницкой областях [89].
Значительные региональные диспропорции в качественном и количественном состоянии трудового потенциала обусловливают необходимость реализации различных методов управления его развитием.
Среди первостепенных направлений улучшения трудового потенциала следует выделить:
- совершенствование государственной и региональной
политики, направленной на создание условий оптимального
развития трудового потенциала регионов;
- стимулирование работодателей в подготовке и повышении квалификации персонала;
- повышение требований к профессиональной подготовке специалистов, обеспечение ее финансирования, формирование банка данных потребностей региона в специалистах с учетом заказов предприятий различных форм собственности и региональных центров занятости;
- обеспечение формирования прогрессивной структуры
занятости, ликвидация скрытой безработицы, преодоление теневой
занятости;
- обеспечение политики активизации и стимулирования
занятости населения через профессиональное обучение,
предпринимательскую деятельность;
- создание организационно-правового механизма предотвра
щения нелегальной трудовой миграции, в том числе и через
территорию Украины.
Помимо этого, в процессе анализа социального развития регионов актуальным является рассмотрение основных направлений преодоления неравенства доходов населения, исследование проблемы бедности, ее особенностей и социально-экономических последствий, а также механизмов государственного регулирования
доходов населения.
Так, разрыв между отдельными областями по уровню среднемесячной заработной платы составляет 2-2,5 раза [89]. Самый низкий показатель объемов доходов населения - в г. Севастополе, а максимальный - в Киевской, Винницкой и Луганской областях. При этом абсолютные значения доходов населения на одного человека также имеют региональную дифференциацию - максимальный показатель в г. Киеве превышает минимальный показатель Закарпатской области в 2,3 раза [89].
Различия регионов по степени дифференциации доходов обусловлены как проводимой региональной экономической и социальной политикой, так и причинами, не зависящими от вмешательства органов власти, а именно: имеющимися в распоряжении региона ресурсами, а также существующими в регионе климатическими и географическими условиями. В силу этого, реальное состояние материальной обеспеченности населения и его дифференциацию по уровню благосостояния точнее характеризуют показатели расходов. Структура совокупных расходов домашних хозяйств свидетельствует о низком уровне жизни как в стране в целом, так и в отдельных группах областей в частности. Самую большую долю (62,55%) совокупных расходов домашние хозяйства направляют на питание. Следующей по своей весомости -доля расходов на оплату услуг (16,68%), в том числе жилищно-коммунальных (14,8 %) [89].
Украина постепенно превращается в государство «бедных» и «богатых» регионов. Особенно это заметно по показателям уровня доходов населения. Разрыв между отдельными регионами по уровню среднемесячной заработной платы в 2006 году составил 2-2,5 раза, а по уровню среднемесячных доходов в расчете на одного человека превысил 6 раз. По площади введенного в эксплуатацию жилья разница между регионами составила 3 раза, а по уровню обеспеченности легковыми автомобилями - превышает 2 раза [90].
К проблеме дифференциации доходов населения очень тесно примыкает проблема бедности. Углубление и обострение проблемы бедности в Украине — это результат неприемлемой Дифференциации доходов. В соответствии с действующим законодательством, в качестве границы бедности используется прожиточный минимум, дифференцированный по регионам
и представляющий собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека.
Исследование регионального аспекта бедности в Украине показывает, что значительные группы беднейшего населения сконцентрированы в регионах с низким уровнем экономического развития и слабыми возможностями обеспечения приемлемого уровня развития социальной сферы за счет собственных ресурсов. Средний уровень бедности граждан в Украине составляет 28%. Почти 15 млн. украинских граждан относятся к категории бедных [90]. Самый высокий уровень бедности отмечен в Волынской, Ровенской, Житомирской, Тернопольской, Хмельницкой, Черновицкой, Херсонской областях. Наиболее низкий уровень бедности отмечен в г. Киеве, Харьковской, Закарпатской, Киевской и Одесской областях. Если Киев выделяется самым высоким уровнем зарплаты, то в пограничных областях уровень жизни поддерживается за счет трансграничной торговли (Черниговская, Харьковская и Одесская области) или высокой доли трудоспособного населения, временно работающего за рубежом (Закарпатская область) [89]. В регионах с относительно низким уровнем бедности высокая самозанятость, временная трудовая миграция, высокая доля незарегистрированного сектора экономики (теневой торговли и личного подсобного хозяйства).
Анализ социального развития регионов требует учета показателей, отражающих уровень обеспечения населения медицинскими, жилищно-коммунальными, образовательными услугами. Обеспеченность населения социальными благами и услугами можно охарактеризовать с помощью таких показателей, как розничный товарооборот и платные услуги в расчете на 1 человека (которые опосредованно выражают денежные расходы населения), обеспеченность населения жильем, услугами в сфере здравоохранения (обеспеченность врачами и больничными койками). Наивысшие значения этих показателей в 2005 году имели: г. Киев, г. Севастополь, АР Крым, а также Харьковская, Одесская и Днепропетровская области. Самый низкий уровень платных услуг наблюдался в Ивано-Франковской, Ровненской и Луганской, Волынской и Житомирской областях [90].
Обеспеченность жильем в Украине в среднем на 1 жителя
составляет 20,7 м2. Однако почти 20% жителей имеют уровень обеспеченности жильем менее 6,5 м2. Самая низкая обеспеченность жильем наблюдается в г. Киеве, а самая высокая - в Черниговской, Житомирской, Винницкой и Киевской областях [89].
Следует отметить, что на сегодняшний день количественных показателей обеспеченности населения жильем уже недостаточно. На первый план выступают качественные показатели жилищно-бытовых условий. По требованиям Совета Европы, каждая семья должна иметь отдельную квартиру, и комнат в ней должно быть столько, сколько членов семьи плюс еще одна. Такое соотношение достигается при общей площади жилья на 1 жителя не менее 25 м2. Однако свыше 60% жилищного фонда Украины по уровню благоустройства не отвечает не только международным стандартам, но и современным отечественным требованиям.
Еще одним показателем, характеризующим социальное развитие, является коэффициент преступности. «Лидерами» в этом отношении стали Днепропетровская, Запорожская и Харьковская области, что объясняется значительным количеством и высокой плотностью населения, наличием существенного количества крупных промышленных городов, где преступность всегда выше, чем в малых городах и селах [90].
По совокупности анализируемых выше показателей и индикаторов уровня социального развития первую позицию занимает г. Киев, в котором показатели уровня образования, условий проживания, демографической ситуации, особенностей рынка труда и материального благополучия населения существенно превышают соответствующие показатели всех остальных регионов. Далее в рейтинге находятся Закарпатская, Харьковская, Львовская, Полтавская области и АР Крым. Относительно высок показатель уровня социального развития в Винницкой, Киевской, Ровенской, Тернопольской, Хмельницкой и Черновицкой областях. Самые низкие показатели характерны для Донецкой, Луганской областей, в которых, отмечены самые низкие в Украине показатели продолжительности жизни, охвата населения образовательными услугами, а также самый высокий уровень загрязнения окружающей среды, невзирая на высокий уровень доходов населения [89].
Обеспечение всестороннего развития человеческого
потенциала регионов требует разработки соответствующей системы управленческих мероприятий, среди которых:
- совершенствование социальных программ по созданию
новых рабочих мест и повышению эффективности
работы служб занятости;
- формирование государственного и местных бюджетов в сфере образования, охраны здоровья, социальной защиты и культуры на основе общегосударственных социальных стандартов;
- формирование и реализация государственной политики в сфере регулирования внутрирегиональной и межрегиональной трудовой миграции;
- внедрение новых механизмов развития региональной социальной инфраструктуры;
- предотвращение развития хронической бедности населения;
- реформирование пенсионного обеспечения;
- развитие системы кредитования жилья, особенно для молодых семей.
Реализация вышеуказанных мероприятий органами государственной и местной власти позволит создать дополнительные условия для обеспечения высоких темпов экономического роста в регионах и повышения уровня жизни населения.
Контрольные вопросы:
1. Какие показатели характеризуют уровень человеческого развития региона?
2. Какова специфика дифференциации регионов Украины по совокупности показателей, отражающих уровень человеческого развития?
3. Какие существуют направления регулирования социального развития регионов Украины?