Институциональные основы инновационной деятельности в Российской Федерации и её регионах
Инновационная политика, как мы уточнили в предыдущем параграфе, неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
В целом роль государства в области поддержки инноваций можно в основном свести к следующим функциям: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров; в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.[38]
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение воздействию рыночных факторов.
В целях правового регулирования отношений в инновационной сфере в России в 1996 г. принят Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (с дополнениями 2000 и 2001 г.г.), в котором подчёркивается, что одной из основных целей государственной научно-технической политики выступает увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в материальном производстве, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции.
В развитие этих положений Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", который позволяет решать широкий спектр дополнительных задач. В нём прежде всего вводятся в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как "инновационная деятельность" и "государственная инновационная политика". Кроме этого, закон определил основы формирования государственной инновационной политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной деятельности.
В статье 1 закона указано: "государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности". В последующих статьях законодатель указывает на составную, иерархическую организацию государственной инновационной политики России. В названии статьи 5 вводится понятие государственной инновационной политики Российской Федерации, в отличии от "инновационной политики субъектов Российской Федерации, а также инновационной политики муниципальных образований". Кроме того, указывается, что "государственная инновационная политика формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В целях обеспечения государственного регулирования инновационных процессов в 2000 году утверждена "Концепция инновационной политики Российской Федерации на 2000-2005 годы и план действий по её реализации". В ней определены формы государственной поддержки, включая финансирование инноваций, размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности, предоставление льгот субъектам инновационной деятельности. Правительственной комиссией по научно-инновационной политике одобрены основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на период до 2010 года и принято решение об учреждении Венчурного инновационного фонда.
Для максимального использования возможностей Бюджета развития Российской Федерации при переходе к инновационному варианту экономического развития страны распоряжением Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение до 10% средств Бюджета развития на финансирование и государственные гарантии при реализации инновационных проектов, обеспечивающих освоение и выпуск конкурентоспособной наукоёмкой продукции, создаваемой на базе технологий, имеющих высокий потенциал рыночной реализации.
Преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников включено в ряд основных задач по обеспечению её национальной безопасности. На совместном заседании президиума Госсовета, Совета безопасности и Совета при Президенте РФ по науке и технологиям в марте 2002 г. приняты "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на перспективу". В них признано, что одной из главных задач государства на ближайшие несколько лет будет "формирование национальной инновационной системы". Она предусматривает поддержку не только развития фундаментальных и прикладных исследований, но и всего инновационного цикла, включая производство наукоёмкой продукции, имеющей платёжеспособный спрос. Таким образом, наука и технологии включены в стратегические направления развития экономики страны.
Налоговым кодексом РФ установлены нормы отнесения на себестоимость платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности, ускоренной амортизации и учёта нематериальных активов, что, несомненно, облегчает доступ к инновационным ресурсам. В первой части Налогового кодекса вводится понятие инвестиционного кредита, при котором организации предоставляется возможность в течение определённого срока и в определённых пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Важно, что осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, новых видов сырья и материалов является основанием для получения инвестиционного налогового кредита. Федеральным законом от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" разрешена передача на льготных условиях субъектам малого предпринимательства результатов НИОКР.
В соответствии с Федеральным законом № 195-ФЗ от 19 июля 2007 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" инноваторы получили дополнительные льготы при уплате НДС и налога на прибыль, коэффициент ускоренной амортизации оборудования увеличен с 2 до 3.
В целях комплексного использования всей законодательной и нормативной базы в процессе настоящего исследования систематизированы основные федеральные нормативные документы, направленные на развитие научной и инновационной деятельности, а также программные документы, формирующие цели государственной инновационной политики, которые приведены в приложении № 2.
Одновременно в стране последовательно совершенствуется и инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности. Так, постановлением Правительства РФ № 281 от 16 июня 2004 года создано Федеральное агентство по науке и инновациям. Этот федеральный орган исполнительной власти, осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Дополнительно на федеральном и региональном уровнях управления формируются структуры государственного регулирования инновационных процессов, как это показано на рисунке 1 и обобщено в приложении № 3.
Подробный анализ нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации показывает, что в 36 субъектах РФ приняты региональные законы, регулирующие правовые отношения между органами государственной власти региона, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами и определяющие правовые, экономические основы, цели, принципы реализации инновационной политики. В соответствии с этими рамочными законами разрабатываются концепции и программы инновационного развития регионов. Формы государственной поддержки, в основном, сводятся к созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и инноваций, предоставлению различных видов налоговых льгот, оказанию прямой финансовой поддержки, как правило, на осуществление инвестиционной деятельности, содействию продвижению продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках, организационной и информационной поддержке.
Например, в Липецкой области принят закон "Об особых экономических зонах регионального уровня" (от 18.08.2006 № 316-ОЗ), предусматривающий создание зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа.
|
Участникам особых экономических зон регионального уровня предоставляется государственная поддержка в следующих формах: освобождение на пять лет от уплаты налога на имущество, транспортного налога; снижение налоговой ставки, подлежащей зачислению в областной бюджет; снижение размера арендной платы за земельные участки; субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным участниками особых зон для реализации инвестиционных проектов. Благодаря этому в области уже построено 14 заводов в трех региональных особых экономических зонах, заложено ещё восемь предприятий.
В Нижегородской области действует закон о государственной поддержке инновационной деятельности (от 14.02.2006 № 4-З), реализация которого направлена на обеспечение роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, импортозамещения на внутреннем рынке. На основании данного закона формируются и реализуются инновационные программы, оказывается поддержка приоритетным инновационным проектам, в том числе путем предоставления налоговых льгот и финансовой помощи через создаваемые инновационные и венчурные фонды.
В Ульяновской области постановлением Губернатора от 04.04.2006 № 42 утверждена Концепция развития системы региональной производственной кооперации на 2006-2010 годы, в которой даны оценка состояния производственной кооперации в области и тенденций ее развития, определение и обоснование основных направлений модернизации и преобразований, осуществляемых в сфере производства товаров, работ и услуг, на основе проведения активной и согласованной системы мер государственного регулирования и поддержки.
Основным промышленным предприятием на территории Ульяновской области, определяющим организацию внутриобластной производственной кооперации, является ОАО "Ульяновский автомобильный завод". По состоянию на 01.01.2006 в кооперированных поставках с ОАО "УАЗ" участвуют 68 предприятий. В целом по Ульяновской области в кооперированных поставках задействовано более 200 предприятий в разных отраслях промышленности с общим оборотом более 8 млрд. рублей. Предприятия-партнеры, участвующие в кооперированных поставках, являются наиболее гибкими в развитии передовых технологий, повышении качества продукции, сертификации производства на соответствие международным стандартам. Не случайно в качестве мер государственной поддержки развития производственной кооперации по закону предусматриваются: предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях; предоставление преференций предприятиям, участвующим в производственной кооперации; целевое льготное кредитование модернизации технологий, актуальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоения производства высокотехнологичной продукции, продукции с длительным циклом изготовления; содействие в получении за рубежом патентов на изобретения и промышленные образцы, входящие в состав экспортируемой продукции или продукции, планируемой для продажи за пределами Российской Федерации; содействие в организации совместных производств с предприятиями регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья; проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий области заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ.
Администрация Ивановской области активно продвигает инициативу создания текстильного кластера на базе исторически накопленного опыта
и имеющегося потенциала. В апреле 2007 года подписано Соглашение между главой Минэкономразвития РФ и Губернатором Ивановской области о создании в регионе текстильного кластера[39]. Программа развития кластера рассчитана на 2008-2012 годы.
Во Владимирской области в 1999 году принят закон № 36-ОЗ “Об основах промышленной политики Владимирской области”, которым определены её правовые и экономические основы, цели и принципы.
В качестве основных целей законом определены: обеспечение занятости и роста благосостояния населения, устойчивого наполнения бюджетов всех уровней и развития социальной сферы; создание благоприятных условий для производства конкурентоспособной продукции, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий.
Промышленная политика области строится на принципах: признания самостоятельности, равенства прав и ответственности хозяйствующих субъектов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и гражданским законодательством Российской Федерации; признания конкуренции как основного стимула развития производства; гласности и обоснованности критериев, конкурсной основы предоставления государственной финансовой поддержки хозяйствующим субъектам; признания интересов собственника в сочетании с интересами общества и трудового коллектива.
Областная промышленная политика реализуется в следующих формах: создание нормативной правовой базы, основы которой составляют разрабатываемые администрацией области концепции и программы развития промышленности и ее базовых отраслей; формирование условий для привлечения инвестиций и сокращения издержек производства; содействие предприятиям в обеспечении доступа к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры области; содействие продвижению интересов области на федеральном уровне, в сфере межрегиональных и международных отношений, оказание поддержки в расширении рынков сбыта продукции; реализация кадровой политики.
В области разработана Концепция развития промышленности Владимирской области на 2006-2010 годы, которая утверждена Указом Губернатора области от 15.12.2005 № 21). Она содержит: анализ результатов реализации Концепции развития промышленности Владимирской области на 2003-2006 годы; оценку потенциала области, динамики развития промышленности и ее финансового состояния, складывающихся тенденций и проблем; цели, задачи, основные направления промышленной политики, приоритеты в развитии отраслей.
Отношения в сфере инвестиций регулируются Законами Владимирской области от 02.09.2002 № 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области» и от 11.01.2006 № 1-ОЗ «О зонах регулируемого развития».
Разработан также ряд нормативных правовых актов, регламентирующих механизмы реализации, порядок применения норм вышеуказанных основополагающих документов.
В области принят закон «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области» (от 05.04.1999 № 17-ОЗ), которым в качестве основных целей областной научно-технической политики определено: поддержание и дальнейшее развитие научно-технического и инновационного потенциала области; увеличение вклада науки и техники в развитие экономики области; выработка благоприятных условий для создания наукоемких, ресурсосберегающих и конкурентоспособных технологий; разработка и проведение антикризисных мероприятий по оздоровлению субъектов научной и инновационной деятельности; развитие межрегионального и международного научного сотрудничества.
Областная научно-техническая политика реализуется через: принятие региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, контроль за их исполнением; содействие созданию и развитию инфраструктуры научной и инновационной деятельности; формирование льготных условий ведения научной и инновационной деятельности; содействие в продвижении научных разработок и наукоемкого продукта на региональный, российский и международный рынки; представление интересов научных организаций области во взаимоотношениях с федеральными структурами и международными организациями.
При разработке областной инновационной политики органы государственной власти области исходят из того, что в современных условиях значительная часть проблем может быть решена организациями самостоятельно (через механизм рыночного саморегулирования), но часть проблем должна быть урегулирована путем государственного вмешательства.
Деятельность органов государственной власти области основывается на сочетании двух основополагающих форм государственного регулирования: формирование общих условий для эффективного развития экономики; адресная поддержка хозяйствующих субъектов в целях содействия развитию конкурентоспособных, высокоэффективных, наукоемких производств.
Формирование общих условий для эффективного развития области направлено на повышение её инвестиционной привлекательности, как стратегической цели социально-экономического развития области и создание благоприятной экономической среды функционирования организаций хозяйственного комплекса.
Резюмируя материалы исследования, проведённого в настоящей главе, можно отметить, что в целом теория инноваций разработана достаточно полно на общегосударственном уровне. Накоплен и обобщён опыт многих государств по совершенствованию форм и методов стимулирования инновационной деятельности. В то же время региональные аспекты в данном секторе экономики исследованы не достаточно полно. В субъектах РФ формирование инновационной системы нового типа только начинается. Постепенно складываются современные инновационные структуры, способные разрабатывать коммерчески привлекательные инновационные проекты, к финансированию которых подключаются экономически успешные компании. Одновременно происходит интеграция ряда наукоёмких производств в глобальное технологическое пространство. Однако эти процессы носят пока анклавный характер, поскольку важнейшая задача перехода страны от экспортоориентированного, "сырьевого" роста к инновационному в стадии решения. Предстоит создать действенную систему превращения инновационных идей в готовый продукт, востребованный на рынке.
Налоговая система в России по-прежнему избыточно ориентирована на фискальную функцию, в ущерб другим, прежде всего функции стимулирования роста конкурентоспособности. И в этой связи она должна быть более благоприятной для инвестирования и развития инновационного бизнеса, чем в странах – конкурентах.
Фазы научных исследований и распространения инноваций требуют дальнейшего приведения в соответствие между собой Законов и подзаконных актов как на федеральном, так и региональном уровнях управления.
Необходимо решить вопросы инфраструктурного сопровождения инновационных проектов, подготовки квалификационных кадров, в том числе менеджеров инновационного бизнеса, ряд других задач.
Пора увидеть в инновации не автоматизм освоения знаний для производства товаров, работ и услуг, а перевод затрат на исследования в экономическую прибыль, силу стратегического использования инновационного эффекта. Практика доказывает, что инновации жизненно необходимы, если они являются частью стратегии предпринимательства. Не случайно широкий спектр этих и других вопросов будет рассмотрен в следующих главах настоящего исследования.