Международный рынок ценных бумаг
Облигации — способ заемного корпоративного и межгосударственного финансирования путем продажи облигаций, являющихся ценными бумагами со средним сроком погашения в 3-10 лет, издающихся под залог корпоративного или личного имущества. Облигации могут либо просто погашаться по наступлению срока платежа, либо конвертироваться в долг или акции компании. Облигации бывают купонными и бескупонными .Выплата купона может быть зафиксирована как твердая величина при размещении облигаций либо устанавливаться периодически в зависимости от изменений ставки ЛИБОР.
Рисунок 6. Структура международного рынка ценных бумаг
Облигации могут размещаться на национальном рынке резидентами и на международных рынках (международные облигации).
Международные облигации подразделяются на иностранные и еврооблигации.
Иностранные облигации — это ценные бумаги, которые выпускаются нерезидентом на национальном рынке облигаций и выражены в национальной валюте этого рынка. Пример: американская компания размещает на нац. рынке Японии облигации номинированные в иенах. Зарубежные рынки облигаций имеют специфическое название – так облигации размещаемые иностранными фирмами в США называются – янки-облигации, Японии – самурай-облигации, Англии – бульдог-облигации, «шоколад-облигации» — в Швейцарии, «матадор-облигации» — в Испании, «кенгуру-облигации» — в Австралии, «Рембрант-облигации» — в Голландии.
Иностранные облигации имеют продолжительные сроки погашения — 20-30 лет.
Еврооблигации — это, долгосрочные ценные бумаги которые размещаются одновременно на нескольких рынках транснациональными синдикатами, а валюта их эмиссии является иностранной для инвесторов, которые их покупают.
Пример: американская компания размещает на нац. рынке Японии, Евросоюза и других стран облигации номинированные в американських доларах.
Механизм первичного размещения частных долговых обязательств, который называется традиционным синдицированием, весьма сложен: между правительством или компанией, размещающей облигации, и конечным инвестором находятся как минимум три посредника.
Первый — синдикат фирм во главе с одной, являющейся управляющей.
Второй — банк-андеррайтер, согласившийся приобрести облигации по фиксированной цене в случае, если управляющим не удастся разместить их по более высокой цене на открытом рынке.
Третий— группа фирм-продавцов, ответственная за маркетинг облигаций в различных странах и регионах.
Другим механизмом размещения долговых обязательств является аукцион, на котором на принципах голландского аукциона правительство или фирма, размещающая облигации, объявляет свои условия, а другие фирмы и банки, заинтересованные в их приобретении, представляют свои заявки. Аукцион позволяет устранить издержки на найм посредников, но сужает рыночные возможности. Примерно 65% еврооблигаций выпускаются в Лондоне. Они могут выпускаться в любой валюте, но подавляющее большинство выпускается в долларах, иенах, марках и швейцарских франках. Наблюдение и регулирование рынка еврооблигаций осуществляется Ассоциацией международного рынка ценных бумаг.
В практически все облигации получают рейтинг, который определяется частными аналитическими компаниями наиболее известные из них - Морган Стенли и Standart and Poors, Moodys, Fitch — исследующими финансовые рынки. Эти же компании выставляют рейтинг примерно 1000 облигаций неамериканских фирм. В классификации Standart and Poors самый высокий рейтинг равняется ААА. Другими рейтингами инвестиционного уровня являются АА, А и ВВВ. Для более точного различия между качеством отдельных облигаций используются знаки плюс (+) и минус (—). Если облигации получают рейтинг ниже ВВВ, такой как ВВ, В, С или Б, они считаются высокоспекулятивными облигациями, которые иногда называют бросовыми облигациями Их, зачастую законодательно, запрещено держать в портфелях институциональных инвесторов. Примерно 90% облигаций, размещаемых на рынке, получают рейтинг АА и выше. Рейтинг выставляется и государствам - так называемый «суверенный рейтинг». Он является базовым для рейтинга частных компаний из этих стран.
• Ноты и коммерческие бумаги— средне-и краткосрочные негарантированные расписки на предъявителя, выпущенные на свободный рынок со скидкой от объявленной стоимости. Расписки используются небольшими фирмами как субститут банковских займов. Такие расписки выпускаются относительно небольшим числом фирм. Еврокоммерческие бумаги отличаются тем, что они продаются за пределами тех стран, где они выпущены. Небольшие фирмы, выпускающие для заимствования на рынке краткосрочные расписки, подвергают себя определенному риску, ибо такие расписки могут оказаться непроданными. Для страховки от этого риска фирма может прибегнуть к созданию долговых обязательств с банковской поддержкой, которая представляет собой договор между фирмой-заемщиком, выпускающей расписки, и группой банков, которые гарантируют покупку этих расписок в течение определенного периода времени в будущем. Механизм по размещению расписок типичен для еврорынков — кредитов, размещаемых за пределами стран, где находятся заемщики, где расписки, размещаемые с помощью этого механизма, называются евронотами.