Формирование и развитие институтов рынка
В экономической теории, представленной различными научными и идеологическими школами, встречается множество определений рынка, рыночной экономики. Вот некоторые из них.
Рынок – всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок – это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них.
Рыночная экономика – экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С системных позиций – это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.
В основу структурирования и классифицирования рынка положим такие признаки и критерии, как экономические субъекты и объекты, отрасли и другие характеристики. Укрупненно данная классификация будет выглядеть следующим образом: по субъектам рынка - покупателей, продавцов, госзакупок, посредников; по объектам рынка - товаров и услуг, рабочей силы (труда), капитала, финансовый, информационный, жилья и т.д.; по отраслям - автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.; по характеру продаж – оптовый, розничный; по территории – мировой, региональный, национальный, местный.
Рынки характеризуются также по уровню насыщения (соответствия спросу и предложению), степени конкурентной зрелости, монополизации, правовому статусу (легальный, нелегальный) и другим признакам и критериям.
Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства (труда, капитала, земли), денежный, валютный и фондовый рынки, совокупность товарных рынков.
Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (или рынок ресурсов).
Факторы производства представляют собой используемые в процессе производства материальные блага и услуги ресурсов экономики. Обычно их подразделяют на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Они непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Их рассматривают также как факторы предложения. Иногда, в зависимости от цели анализа, в рассмотрение включают технологию, информацию и экологию.
В соответствии с четырьмя группами факторов производства различают и четыре основных вида доходов: земельную ренту, заработную плату, процент, предпринимательский доход (прибыль), которые называются платой за услуги этих факторов. В условиях рыночной экономики все факторы производства покупаются и продаются, и рынок этих факторов имеет дело с ценой каждого из них, или его доходом. Но поскольку речь идет об оплате услуг, предоставляемых фактором, а не факторе как таковом, то заработная плата рассматривается как плата за услуги рабочей силы, процент – плата за «услуги» капитала, рента – за «услуги» земли и прибыль – плата за предпринимательские услуги.
Рынок факторов производства как один из секторов рыночной экономики функционирует по законам спроса и предложения, но при этом нужно иметь в виду, что спрос на факторы – это не первичный (как на рынке конечных товаров и услуг), а вторичный спрос, поскольку предприниматель приобретает их не для удовлетворения личных потребностей, а для производства конечной продукции, приносящей прибыль.
Рынку предложения факторов производства также присущи специфические черты. Предложение факторов рассматривается, как правило, с двух сторон: со стороны общего предложения и со стороны их распределения между отраслями и предприятиями, что связано с мобильностью конкретного фактора.
Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. Как фактор производства труд является самым значимым из всей совокупности факторов. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП.
Отношение двух агентов (сторон) в акте купли-продажи рабочей силы, нанимателя и наемного работника образует первичный элемент рынка труда, который в реальной экономике «погружен» в многочисленные отношения социального, экономического, политико-правового и другого характера.
Эффективно действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы, где его труд наиболее производителен. При этом главную роль играют: методы установления заработной платы, дающие стимул к производительной работе и мобильности рабочей силы и при этом сводящие к минимуму инфляционное деление; меры по обеспечению занятости, которые бы одновременно облегчали перемещение трудовых ресурсов с целью большей продуктивности.
На микроуровне, на уровне фирм, ряд этих проблем решается в правовом поле кадровыми службами предприятий, организаций с помощью местных, территориальных органов занятости (бирж труда, юридических служб, информационно-рекламных агентств и др.). На макроуровне, на уровне экономики страны в целом, весь комплекс проблем рынка труда решается соответствующими государственными и общественными структурами, союзами предпринимателей в рамках конституционных гарантий основных прав человека, в том числе права на труд, образование и так далее.
При формировании рынка труда в Республике Беларусь определяющим фактором в начале рыночных реформ явилось наследие длительного периода административно-командных методов управления на основе всеобщего и обязательного вовлечения трудоспособного населения в общественное производство, а также отсутствие безработицы как социального феномена и борьба с «тунеядством». Сложное положение в социально-трудовой сфере усугублялось общим кризисом экономики страны.
Совершенно новым явлением для переходной экономики стало появление безработицы. Некоторый уровень безработицы – неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий уровень безработицы ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей.
Причины безработицы различны. Ряд из них связан с объективным процессом рационализации производства, внедрением новых трудосберегающих технологий, с переходом к рыночным отношениям и новыми конкурентными критериями оценки профессионализма работников. В числе причин безработицы – движение работающих по личным, субъективным мотивам (поиск лучших условий работы, стремление к самореализации и т.д.). В экономической литературе в этой связи различают фрикционную, структурную (технологическую), сезонную, циклическую формы безработицы.
Вся деятельность органов государственной службызанятости направлена на поддержание стабильной и управляемой ситуации на регистрируемом рынке и удержание безработицы в социально приемлемых пределах.
Государственная служба занятости обеспечивает в полном объеме предоставление гражданам социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.
С целью эффективного регулирования безработицы государственная политика занятости осуществляется по следующим направлениям:
§ содействие предпринимательской деятельности безработных;
§ содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
§ переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы;
§ регулирование безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин;
§ реструктуризация градообразующих предприятий.
Государственное регулирование занятости населения представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Это целенаправленные меры воздействия государства на занятость населения путем развития эффективной системы рабочих мест и повышения качества труда, и разработка комплекса мер по минимизации социально-экономических издержек действия рыночного механизма в сфере труда. Это повышение конкурентоспособности безработных граждан и их социальная защита.
В прогнозных документах долгосрочного характера (НСУР-2020, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и др.) предполагается более углубленно решать следующие задачи:
§ на 2006–2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
§ после 2010 г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.
Основные усилия в эти периоды должны быть направлены: на формирование эффективной системы повышения конкурентоспособности кадрового потенциала на рынке труда; совершенствование структуры рабочих мест; содействие межотраслевому перераспределению рабочей силы; создание действенной системы поддержки малого бизнеса; развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; широкое внедрение альтернативных видов занятости и гибких режимов рабочего времени; формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и роста его эффективности.
В экономической теории рынок капитала – это органическая часть рынка факторов производства. И когда речь идет о капитале как факторе производства, то имеют в виду реальный (физический) капитал, включающий созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, или средства производства, инвестиционные товары, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека.
Когда речь идет о рынке капитала, то имеют в виду рынок финансового капитала, прежде всего кредитный рынок. Кредит является старейшей формой экономических отношений, приносящей доход в виде процентов по займам, торговым кредитам, депозитам и т.д. И ссудный капитал – это денежный капитал, предоставляемый в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками, собственниками и их фирмами образует движение капитала.
Потоки капитала, в том числе международные, подразделяют на ряд форм. По функциональному предназначению различают движения ссудного капитала (в виде кредита) и предпринимательского капитала (в виде инвестиций); по принадлежности выделяют частный и государственный капитал, по целевому назначению – частные и государственные, прямые и портфельные инвестиции; по срокам движения – кратко-, средне- и долгосрочный капитал.
Краткосрочный капитал – капитал, мобилизованный на краткосрочный период с целью покрытия дополнительного спроса на денежные средства. Соответственно, рынок краткосрочного ссудного капитала, или денежный рынок, – это рынок сделок по краткосрочным ценным бумагам с низким уровнем риска (коммерческим векселям, банковским акцептам, переуступаемым депозитным сертификатам). Это рынок для биржевых дилеров, которые покупают и продают надежные краткосрочные ценные бумаги.
Денежный рынок включает все финансовые организации, которые занимаются покупкой, продажей и передачей краткосрочных (до 1 года) кредитных обязательств и векселей, а также международный дилерский рынок краткосрочных финансовых обязательств, выпускаемых государством, фирмами и финансовыми организациями.
Основными ценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские акцепты и свободно обращающиеся депозитные сертификаты. Денежный рынок обычно включает несколько сегментов, наиболее важным из которых сегодня является так называемый межбанковский рынок, или рынок межбанковских депозитов.
Доминирующее положение в системе финансовых рынков занимает ранок капитала. Рынок капитала функционально подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала.
Рынок ссудного капитала – это рынок среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосредующий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для целей финансирования (инвестиций). Часто его называют рынком капитала. Он охватывает рынок банковских ссуд и рынок долгосрочных ценных бумаг (облигаций, векселей и т.д.).
Рынок ценных бумаг – часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них. Ценные бумаги – платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в национальной и иностранной валютах. Ценная бумага выступает как документ, определяющий долю собственности в компании-эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эмитентом в лице компаний, муниципалитета или государства, а также указывающий другие права собственности.
Капитал может выступать в денежной, производственной и товарной формах. Именно рынок ценных бумаг (фондовый рынок) позволяет ускорить его переход от денежной к производственной форме. Рынок выполняет две функции. Первая – в обеспечении гибкого межотраслевого перераспределения капиталов и мобилизации денег населения, с тем, чтобы направить их на развитие отраслей, где может быть обеспечена более высокая экономическая эффективность в выпуске конкурентоспособной продукции и в оказании услуг. Вторая – мобилизации временно свободных денежных средств для удовлетворения нужд государства и других организаций.
Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой, срочный и спотовый.
Первичный рынок обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг, вторичный – предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг.
На биржевом рынке порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется фондовыми биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи (не прошедших листинг). Он занимает значительную часть фондового рынка.
На спотовом рынке обмен активов на денежные средства осуществляется непосредственно во время сделки. На срочном – осуществляется торговля срочными контрактами, предусматривающих поставку базисных активов в будущем.
Важнейшая проблема на современном этапе развития рынка капиталов – отставание его объема и динамики от динамики роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор экономики. Для создания условий экономического роста рыночные инструменты должны не столько обслуживать преимущественно спекулятивные сделки, сколько обеспечивать трансформацию сбережений в инвестиции, осуществляя при этом свою основную макроэкономическую функцию. Это позволит создать в Беларуси эффективную инвестиционно-инновационную модель развития.
Валютный рынок – это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями, по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах; рынок, посредством которого реализуются краткосрочные кредитные операции с валютой; официальный или неофициальный центр, где осуществляются операции по купле-продаже иностранных валют; валютная биржа.
Валюта – национальная денежная единица, участвующая в международных торговых и финансовых операциях, международных расчетах. Валюта обслуживает внешнюю торговлю товарами и услугами, международное движение капитала, перевод прибылей из одной страны в другую, внешние займы и субсидии, международный туризм, государственные и частные денежные переводы и др. Важной характеристикой валюты является ее конвертируемость.
Валютный курс (обменный курс) – цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты. Различают фиксированный валютный курс и плавающий валютный курс.
Основные участники валютного рынка – это коммерческие банки, которые не только диверсифицируют свои портфели за счет иностранных активов, но и осуществляют валютные сделки от лица фирм, выходящих на внешние рынки в качестве экспортеров и импортеров.
Основные сегменты валютного рынка – биржевые торги (на валютных биржах), внебиржевой (межбанковский) рынок, рынок наличных валют, международные финансовые центры.
Валютный рынок прежде всего обеспечивает валютно-кредитное и расчетное обслуживание экспортно-импортных операций, а также валютных операций, связанных с инвестированием капитала за пределы национальной экономики. В самом общем виде валютные операции – это сделки по купле-продаже иностранной валюты.
Главным структурным компонентом валютного рынка являются банки, располагающие суммами требований и обязательств по каждой валюте.
По мере расширения валютных операций при общей неустойчивости валютно-кредитного обращения актуальной становилась потребность в страховании рисков, связанных с курсовыми колебаниями. Система мер по уменьшению валютных потерь называется хеджированием (от англ. hedging — ограждение).
Республика Беларусь приступила к формированию валютного рынка в 1992 г. Оно осуществлялось не с чистого листа, а в недрах плановой экономики, командно-административной системы, которые предстояло демонтировать.
Впервые Национальный банк ввел понятия внутреннего валютного рынка и валютных аукционов и определил порядок их функционирования в «Положении о временном порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь» (1992 г.). Операции по купле-продаже иностранной валюты осуществляют прежде всего валютные биржи.
В экономической системе государства фондовый рынок является одним из базовых рыночных институтов и частью рынка капиталов, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Основное назначение фондового рынка состоит в обеспечении аккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Кроме того, фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, решает такие задачи, как обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности, спекулятивные операции.
Функционирование фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники: операторы (брокеры, дилеры); организаторы работы бирж (торговых площадок); клиринговые организации, банки и депозитарии; реестродержатели.
Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:
§ инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства и технического прогресса;
§ передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.
Посредством фондового рынка обеспечивается перелив капитала между отраслями и регионами, что позволяет проводить своевременные структурные преобразования в экономике, повышать ее адаптационную способность к новым условиям глобализации.
В настоящее время финансовые активы Республики Беларусь включают различные ценные бумаги, которые могут быть объектами инвестиционной деятельности.
Ценные бумаги (акции и облигации) – денежные документы, удостоверяющие выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту.
Акция (простая) – ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственности акционерного общества, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом.
Акция (привилегированная) – ценная бумага, дающая их владельцу право на получение дивиденда в качестве фиксированного процента, на долю собственности при ликвидации общества, но не дающая права голоса в управлении обществом.
Облигация – ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).
Фондовая биржа – это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.
Профессиональная деятельность по ценным бумагам – проведение операций с финансовыми активами, признанными ценными бумагами или их производными, третьих лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также осуществление работ и услуг, связанных с такими операциями, с целью получения дохода (за исключением дохода в виде процента или дивиденда).
Известные мировой практике ценные бумаги условно делятся на три большие группы: основные, производные и прочие ценные бумаги. К основным ценным бумагам относятся акции и облигации, к производным – фьючерсы, опционы, права ордера, варранты и др. К прочим ценным бумагам относятся векселя, депозитные сертификаты банка, чеки, ценные бумаги, относящиеся к недвижимости, и некоторые другие.
Существуют долевые и долговые ценные бумаги. К первым относятся акции, ко вторым – облигации, векселя, депозитные сертификаты банка и др. По срочности выделяют краткосрочные (выпущенные на срок до 1 года), среднесрочные (от 1 до 3 лет), долгосрочные (свыше 3 лет) и бессрочные (без срока погашения) ценные бумаги. Различают также государственные и частные (корпоративные) ценные бумаги.
В настоящее время в Беларуси фондовый рынок включает такие сегменты: рынок государственных ценных бумаг (правительства и местных органов управления); рынок корпоративных ценных бумаг (ценных бумаг субъектов хозяйствования); рынок ценных бумаг, выпущенных банками республики; рынок ценных бумаг нерезидентов, приобретенных банками страны.
Развитие товарно-денежных отношений в рамках современных рыночных институтов глубоко затрагивает и сферу обращения, поскольку торговля, процессы купли-продажи составляют существо рынка, рыночного механизма.
Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-продажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки. Их основными структурными элементами являются рынки потребительских товаров, услуг и продукции производственно-технического назначения.
Основными целями развития товарных рынков являются:
§ удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в товарах народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
§ создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства собственным производителям;
§ обеспечение положительного внешнеторгового баланса.
Инфраструктура рынка товаров народного потребления представлена прежде всего сетью различных торговых предприятий, а также товарных бирж, ярмарок, выставок, аукционов, торговых представительств, дилерских и дистрибьюторских организаций, оптово-посреднических фирм, сервисных служб.
По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида:
§ производственные, или технологические;
§ коммерческие (или чисто торговые).
Технологические процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирования, хранения, упаковки, фасовки, подсортировки и т.д.).
Коммерческие процессы – это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров.
Промежуточное положение между этими двумя видами процессов, выполняемых в торговле, занимают так называемые дополнительные торговые услуги, оказываемые покупателям при продаже товаров (доставки товаров на дом, установки купленных технически сложных товаров на дому у покупателей, приема заказов у покупателей и др.).
Основой коммерческой деятельности в торговле является закупочная работа. По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях все больше базируется на принципах современного маркетинга.
В обобщенном виде всех поставщиков товара можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным продавцам и т.д.).
Поставщиками-посредниками могут быть оптовые предприятия различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).
Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной (оптовой) деятельности.
Дистрибьютор – фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм – производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.
Брокерская фирма – предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, белорусским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) – торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже – действует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаграждение.
Дилер – юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценами товара, валют и ценных бумаг.
Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота – товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Все большее распространение в Беларуси получают и аукционные торги.
Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, т.е. физическим лицам, применяя свои специфические способы и методы розничной продажи. Розничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, измельченностью, и ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса.
Важным элементом инфраструктуры товарных рынков является сеть торговых предприятий.
Главной целью развития инфраструктуры товарных рынков является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающих эффективное товародвижение, непрерывность процесса воспроизводства продукции, взаимосвязи между структурными элементами рынков. Достижение указанной цели предусматривалось реализовать в два этапа.
На первом этапе (1999–2000 гг.) осуществлялись меры по созданию правовых и организационных условий функционирования товарных рынков, эффективному использованию торговых и складских площадей, развитию материально-технической базы рыночной инфраструктуры.
На втором этапе (2001–2005 гг.) принимались меры по обеспечению торговыми площадями и складскими помещениями в соответствии с рациональными нормами, по созданию материально-технических условий для эффективного функционирования товарных рынков, осуществление основных инвестиционных проектов.
Одним из приоритетных направлений развития товарных рынков является рост объемов реализации новых видов услуг, которые образуют инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, информационные, консалтинговые). Важным направлением развития товаропроводящей сети является создание системы электронной торговли.
Таким образом, в республике ведется целенаправленная работа по развитию институтов товарных рынков, рыночной инфраструктуры, созданию маркетинговых и коммерческих служб торговых, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, предприятий сервисного обслуживания, товарных бирж, торговых домов и других коммерческих структур как во внутриэкономической, так и внешнеэкономической сферах деятельности.