Преимущества кластеризации территориальной экономики
Ø Концентрация компаний в одном регионе (городе) дает им преимущество над более изолированными конкурентами.
Ø Кластеризация позволяет определить структуру, связи и значение кластера, а, следовательно, меры и действия, которые необходимо предпринять для прогрессивного развития данного кластера.
Ø Компании, исследовав структуру кластера и определив свое место в нем, могут получить доступ к более дешевым и квалифицированным трудовым ресурсам, новым поставщикам, образовательным учреждениям, бизнес технологиям (в том числе неизбежном обмену знаниями между компонентами кластера).
Ø Доступ к новым технологиям, трудовым ресурсам и обмен знаниями неизбежно приведет к повышению конкуренции в кластере, а, следовательно, к повышению производительности труда компаний, повышению качества продукции и понижению цен.
Ø Органы государственной власти и чиновники не имеют детализированной информации о развитии и структуре региональной промышленности. Следовательно, государственным органам кластеризация дает возможность более четкого и прогрессивного построения экономической политики (Специализированные программы, инвестиционные проекты и т.д.).
Ø Политика, основанная на кластерном понимании экономики региона, увеличивает эффективность деятельности власти. В реальных изменчивых рыночных условиях успешным компаниям необходимо непрерывно эволюционировать, чтобы выжить, поэтому им необходимо понимание данных условий и содействие со стороны местной власти.
Ø Поддержка не отраслей, а кластеров приводят к автоматическому росту экономики территории. Это происходит, потому что кластер представляет собой систему взаимосвязанных организаций и, следовательно, развитие одной из частей кластера приводит к развитию другой.
Необходимо отметить, что кластеры как любой живой организм имеют свои циклы развития. Они появляются, развиваются и стареют. Жизнеспособность кластера напрямую зависит от действий власти и конкурентной среды.
Местная власть может как усилить позиции кластера так и ослабить их.
Приведем пример. В городе Сходня Химкинского района Московской области на базе мебельного производства существовавшего ранее в 90 е годы начал бурно формироваться кластер, связанный с глубокой переработкой древесины и производством мебели. Этому способствовало наличие на территории производства древесностружечных плит, научного центра и опытного производства техники для заготовки древесины.
Очень быстрое оформление кластера дало хорошие результаты, и мебельное производство оказалось наиболее эффективным для данной территории. В конце 90-х годов руководство Химкинского района дало разрешение на строительство в непосредственной близости гипермаркетов по торговле мебелью (ИКЕА и ГРАНД) специализирующихся на торговле импортной мебелью.
Производители мебели оказались не готовы к этой конкуренции и уже сегодня формирование и развитие кластера сильно затруднено. Безусловно, обострение конкуренции является положительным фактором для повышения эффективности производства, но органы власти обязаны были подумать о стимулировании установления связей в рамках кластера, что усилило бы участников (сбытовую сеть, производителей и др.).
Характерной ошибкой органа местного самоуправления явилось то, что они не включили представителей торгового кластера в мебельный в существующий мебельный кластер (что безусловно усилило бы конкуренцию внутри кластера), а пустили на свою территорию соседний московский торговый кластер. Поскольку все торговые предприятия по своей сути уже являлись сетевым бизнесом, они ослабили позиции мебельного кластера в Химках.
Поэтому кластерный анализ экономики муниципального образования позволяет понять как, каким образом орган власти воздействуя на связи внутри кластера может усиливать или ослаблять конкурентные преимущества действующих на его территории производителей товаров и услуг
Применение кластерного подхода к планированию развития территории позволяет учитывать сильные и слабые стороны других подходов к планированию. При этом не стоит путать кластерный подход, по сути, и по форме. Поскольку, строго говоря, кластерный анализ, как форма, применим лишь в отраслевом разрезе и на определенных этапах планирования. Кластерный же подход предлагает рассматривать территорию не как совокупность экономических кластеров, а как конкурентную единицу, соперничающую с себе подобными на различных рынках капитала, товаров, услуг и стаявшую перед собой, социальные цели и задачи. Поэтому, далее при планировании развития территории мы будем опираться на кластерный подход.
Основные этапы стратегического планирования
Стратегическое планирование развития территории, является управленческим процессом и может быть представлено в виде цепочки последовательных, целенаправленных действий органов власти и управления. Разделение процесса на этапы позволяет соблюсти иерархию целей и задач, а так же четко определить участников процесса на каждой его фазе.
Необходимо выделять следующие этапы стратегического планирования:
1. Стратегический анализ. Включающий в себя анализ текущего состояния территории и основных тенденций развития. Он позволяет выделить цели развития и основные критерии оценки предлагаемых на последующих этапах возможных направлений развития.
2. Кластерный анализ. На этом этапе исследуются действующие и зарождающиеся кластеры данной территории, с точки зрения их зрелости, ширины, глубины и т.д.
3. Оценка конкурентных преимуществ территории. На этом этапе проводится анализ основных конкурентных преимуществ, способность данных направлений решить основные проблемы территории, с применением разработанных на этапе 1 критериев.
4. Формирование стратегического выбора или стратегии развития территории. На этом этапе осуществляется расстановка основных приоритетов развития территории и согласование их с основными субъектами хозяйственной деятельности и населением. Другими словами происходит легитимизация стратегии и ее формальное утверждение.
5. Отраслевой кластерный анализ. На этом этапе исследуются отраслевые кластеры определенные в качестве приоритетов развития и разрабатываются программы содействия отраслевым кластерам. На этой основе корректируются планы деятельности отраслевых подразделений администрации территории. Происходит согласование этих планов с иными уровнями управления.
6. Формирование стратегического плана развития территории. На этом этапе формируется сводный план развития территории, определяются сроки реализации основных мероприятий плана, балансируются ресурсы, используемые для его реализации.
7. Институциональное обеспечение реализации стратегического плана развития. На этом этапе происходит «подстройка» административной структуры управления на реализацию плана развития, формирование недостающих звеньев институциональной инфраструктуры, а так же определение основных регламентов взаимодействия в рамках деятельности по реализации стратегии.
8. Принятие и реализация годовых планов по реализации стратегии и их исполнение.
9. Ежегодная корректировка планов развития
Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных выше этапов, уделяя ообое внимание действиям органов власти и управления:
Стратегический анализ
Исходя из того что целью любого органа местного самоуправления является достижение такой ситуации, при которой повышение благосостояния проживающего на территории населения должно быть устойчивым и непрерывным, анализ социально-экономической ситуации должен отвечать следующим требованиям:
Ø Исследуемые параметры должны быть рассмотрены в динамике за несколько лет.
Ø Основные показатели должны быть сравнимы с аналогичными показателями по другим территориям близким в отраслевом или территориальном плане.
Ø Анализ должен быть достоверным с точки зрения сравнимости основных параметров во времени (поправки на инфляцию и иные условия).
Ø Анализ должен показывать причинно-следственные связи тех или иных социально-экономических условий.
При соблюдении вышеназванных требований, анализ позволяет сделать последующую экспертную оценку достаточно объективной.
При своих исследованиях проводимых в городах мы используем оригинальную систему анализа, разработанную Панайотовым А.Ф. (Тольятти) и Ворониным А.А. (Москва).
Суть ее достаточно проста. Основные показатели социально экономического развития анализируются через индексы позволяющие сопоставлять рассматривать их в привязке к прожиточному минимуму и по душевым характеристикам исследуемых величин:
индекс тип 1 – характеризует количество прожиточных минимумов, содержащееся в исследуемой величине
Z – исследуемая величина,
P – величина прожиточного минимума на данном периоде
1) индекс тип 2 – характеризует количество прожиточных минимумов, содержащееся в исследуемой величине на душу населения
Z – исследуемая величина,
P – величина прожиточного минимума на данном периоде
N – численность населения
Применение данной методики анализа:
Ø позволяют сравнивать исследуемые величины на разных промежутках времени
Ø позволяют сравнивать исследуемые величины для разных регионов
Ø позволяют избавиться от влияния инфляции
Ø рост во времени данных индексов свидетельствует о реальном росте соответствующих исследуемых величин.
Исследованию подвергаются основные характеристики позволяющие судить о благосостоянии населения проживающего на территории и состоянии основных отраслей экономики. При этом этот анализ позволяет сопоставить основные тенденции в развитии территории и выяснить основные причины происходящих изменений.
Совмещение его с данными официальной статистики и данными по развитию муниципального хозяйства дает экспертам достаточные основания для выводов о состоянии муниципального образования и основных тенденциях его развития.
Рассмотрим, как проводится анализ на примере некоторых данных по городу Кинешма [2]. Приведенные ниже диаграммы позволяют эксперту сделать несколько выводов об некоторых тенденциях в развитии социально-экономической ситуации в городе.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграммы 1 и 2 показывают реальное увеличение доходов населения и источники этого увеличения – рост социальных трансфертов и объемов заработной платы. Диаграмма 3 и 4 показывают за счет каких источников это произошло.
Благополучная на первый взгляд ситуация, при экспертном рассмотрении оказывается тревожной с точки зрения перспектив развития. Поскольку рост доходов произошел за счет практически полной занятости населения на низкооплачиваемых рабочих местах. При этом заработная плата на предприятиях «съела» и без того скудные инвестиции в основные фонды предприятий.
Из этого следует, что задачей городских властей является не просто создание рабочих мест, а создание высокооплачиваемых рабочих мест, а так же разработка специальных мероприятий по развитию технологий и инноваций на предприятиях.
Данный пример показывает, насколько важен грамотный мониторинг текущей социально-экономической ситуации для разработки стратегии развития территории не только с точки зрения понимания процессов происходящих в экономике и социальной сфере муниципального образования, но и с точки зрения формулирования требований, которым должна соответствовать разрабатываемая стратегия.