Выгода – основание рыночной экономики и механизма ее регулирования
Строя модель механизма социально-оптимального регулирования рыночной экономики, современная экономическая теория исходит из необходимости максимального использования заложенных в самой рыночной экономике возможностей для такого регулирования, а не из привычной для нас посылки ее насильственной ломки. Превратить разрушительные тенденции в созидательные силы – такова методологическая установка современной экономической теории. Таким созидательным потенциалом обладает естественное стремление каждого участника рыночной экономики к собственной экономической выгоде.
Люди, как правило, совершают те действия, которые, по их мнению, должны принести им наибольшую выгоду. Участники же рыночной экономики рассчитывают уже на «чистую» выгоду, т.е. выгоду, превышающую затраты на ее достижение.
Стремление к своей выгоде – неотчуждаемое право любого участника рыночной экономики: на то оно и «рыночное», только тогда оно «рыночное».
Нормальный участник рыночного производства всегда действует к своей экономической выгоде (мы сейчас не касаемся вопроса, правильно ли он действует и достигает ли цели). Но одно, несомненно, - стремлению действовать в интересах своей выгоды никого обучать не надо (речь, понятно, не идет о профессиональных знаниях): это естественный мотив экономического поведения человека. Индивид, действующий вопреки своей экономической выгоде, для рыночной экономики, конечно же, аномалия.
Рыночная экономика построена – на всех уровнях и во всех сферах – на принципе экономической заинтересованности, выгодности экономических поступков. Там, где нет стремления к личной экономической выгоде, там нет и рыночной экономики.
Следует обратить внимание на то, что экономическая наука – единственная из всех наук, которая специально изучает проблемы достижения индивидом чистой экономической выгоды.
Но тогда возникает вопрос: а можно ли регулировать рыночные процессы, если каждый преследует только свой экономический интерес? Может ли экономическая теория исходить из подобной предпосылки? Ведь эти интересы должны бороться друг с другом. Не является ли в таком случае подобная предпосылка скорее теоретическим оправданием как раз таки экономического хаоса, а не координации?
Такое соображение всегда выдвигалось против рыночной экономики. Однако практика социально-регулируемой рыночной экономики показала, что сегодня уже возник механизм согласования индивидуальных стремлений к личной экономической выгоде и интересов общества, не требующий, однако, разрушения рыночных стимулов.
У каждого индивида имеется одновременно множество целей и, стало быть, множество экономических интересов. Если бы у индивида был только один экономический интерес, то это означало бы безальтернативную заданность его экономического поведения, аналогичную поведению, например, запрограммированного робота.
К счастью, это не так: каждый индивид стремится одновременно к достижению множества экономических интересов. И только поэтому он обладает свободой, которая для участника рыночной экономики всегда есть свобода самостоятельного выбора выгоды. Именно свобода выбора выгоды вносит постоянные перемены, изменения, жизнь в рыночную экономику.
Свобода выбора означает, что индивид все время находится в состоянии выбора. Постоянная возможность выбора расширяет диапазон его действий. Для всего же сообщества участников рыночной экономики это означает наличие астрономического числа вариантов действий.
Множество индивидуальных экономических интересов возводило бы непреодолимую преграду для экономического анализа, если бы не одно обстоятельство: в рыночном обществе, в котором все измеряется деньгами и обменивается на деньги, для всех участников производства есть один всеобщий побудительный мотив, один всеобщий интерес и стимул поведения – это желание иметь побольше денег. Рыночная экономика только тогда является действительно рыночной, когда каждый ее участник стремиться и имеет возможность зарабатывать как можно больше денег. В центре рыночной экономики находится обыкновенный человек с его земным желанием иметь много денег. И современная рыночная теория исходит из признания и уважения такого интереса.
Могут ли быть исключения? Могут. Не унижаем ли мы этим человека? Нет, - мы унижаем его, когда не позволяем много и самостоятельно зарабатывать. К тому же речь идет вовсе не о примитивном стяжательстве: для основной массы участников рыночного производства увеличение денежных средств – условие улучшения своей жизни, расширение круга удовлетворяемых потребностей.
Всеобщность денежного интереса очень важна. Во – первых, она дает «ключ» к объяснению поведения экономических субъектов в любой производственной ситуации, нам становится понятной логика их рыночных действий. Мы изменение их действий при изменении рыночной конъюнктуры.
Во – вторых, благодаря всеобщности денежного интереса экономическая наука располагает объективным инструментом измерения степени его реализации.
Но самое главное, в – третьих, состоит в том, что всеобщность денежного интереса превращает его в универсальное средство регулирования экономического поведения участников рыночного производства. Не вопреки, а с помощью экономического интереса, - вот смысл концепции социально-регулируемой рыночной экономики.
Действуя в интересах собственной выгоды, а, также выбирая очередность и способ ее достижения, участник рыночного производства расширяет поле выбора для других участников, которые реагируют на его выбор, и сам учитывает действия других. Поэтому рыночную экономику можно определить как непрерывный процесс совместного достижения ее участниками индивидуальной и общественной чистой выгоды. Тем самым рыночная экономика обеспечивает главное – непрерывность стремления ее участников к чистой выгоде и постоянное изменение их поведения в соответствии с изменениями условий ее достижения. Короче, рыночная экономика – это бесконечное освоение каждым ее участником собственной и чужой выгоды.
Однако изменения в поведении экономических субъектов будут совершаться только до тех пор, пока они в состоянии обеспечить достижение выгоды. Отсутствие возможностей для извлечения дополнительной чистой выгоды означает переход данной сферы рыночной экономики в равновесное состояние, стабилизацию поведения экономических субъектов.
Итак, участники рыночной экономики предпринимают только такие действия, которые, как они ожидают, принесут им чистую выгоду. При удаче эти действия, хотя бы на короткое время, увеличивают выгоду у данного участника по сравнению с другими участниками. Эта временная выгода – одна из главных целей участников рыночной экономики.
Стремление к «упреждающей», «обгоняющей» выгоде имеет четыре важных последствия.
«Своя» выгода» – действия, которые в самом деле приносят данному участнику выгоду, совершаются им все чаще и чаще и, в конце концов, перерастают в новую модель его экономического поведения. А поскольку никто из участников рыночного производства не упустит своей выгоды, то и к переходу на новую модель никого побуждать не надо. Таким образом, стремление к собственной выгоде - это постоянно и эффективно действующий мотив экономического поведения. Для экономической же науки важно то, что это - непрерывный регулятор индивидуального экономического поведения, «автоматически» встроенный в механизм функционирования рыночной экономики.
«Чужая» выгода - для другого же участника рыночной экономики выгода данного индивида есть «чужая» выгода, а значит и упущенная: в рыночной экономике чужая выгода всегда расценивается как собственный убыток. Именно поэтому «чужой» способ достижения выгоды рано или поздно становится общей «добычей», так как побуждает и других участников к аналогичным действиям, и они не успокоятся до тех пор, пока не освоят «чужой» способ достижения выгоды. И можно не беспокоится, - так же, как никто из участников рыночной экономики не упустит своей выгоды, точно так же он не упустит и чужой выгоды. Таким образом, вслед за индивидуальным обновлением способа действий происходит уже массовое обновление модели экономического поведения. К этому также никого побуждать не надо, это также «автоматически» действующий регулятор рыночной экономики.
«Общая» выгода – изменения в экономическом поведении участников рыночного производства будут происходить до тех пор, пока новый способ достижения чистой выгоды не будет освоен всеми участниками, и, следовательно, пока дополнительная выгода не распределится равномерно между ними. Такое равномерное распределение означает наступление момента экономического равновесия, но, конечно, относительного и кратковременного, ибо стоит найти новый способ достижения выгоды, как равновесие нарушается, и все вновь приходит в движение.
«Качественная однородность выгоды» – для экономической теории и практики важное достоинство рыночной экономики состоит в том, что по экономической форме конечный результат любой чистой выгоды качественно однороден – получение большего денежного дохода. Благодаря этому и все рыночные процессы – в любой сфере, в каждой отрасли, на всех ее уровнях, - приобретают однородные денежные показатели, что и позволяет замерять, изучать и моделировать рыночные процессы.
И вот теперь, составив самое общее представление о сущности рыночной экономики - 1) стремление каждого ее участника к собственной выгоде, 2) стремление к заимствованию чужой выгоды, 3) равномерное распределение «чужой» выгоды и превращение ее, тем самым, в общественную выгоду, 4) однородность денежного выражения выгоды, - нам становится понятнее характеристика рыночной экономики как процесса совместного достижения ее участниками индивидуальной и общественной чистой выгоды с учетом изменений в способах ее достижения.
Вот почему и экономическая теория стремится максимально использовать в механизме регулирования интерес участников рыночной экономики к извлечению индивидуальной чистой выгоды. Такой механизм соответствует природе рыночной экономики и потому эффективен, ибо делает ставку на саморегулирование. Это предъявляет особые требования к методам внеэкономического вмешательства в рыночные процессы. Социальное регулирование, но предстающее в виде экономического саморегулирования, - такова сверхзадача и критерий оптимума механизма социально-оптимального регулирования рыночной экономики.