Концепции регулирования рыночной экономики

На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы.

В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим уче­нием и экономической политикой периода раннего капи­тализма (XV-XVII вв.).

Представители школы меркантилизма выступали за ак­тивную государственную экономическую политику, отражаю­щую интересы торгового капитала и содействующую развитию торговли и промышленно­сти, работающей на экспорт.

Главной задачей меркантилистской политики было при­влечение в страну возможно большего количества золота и се­ребра: чем больше денег, тем богаче государство.

В развитии меркантилизма выделяют два этапа:

· ранний этап, для которого характерна политика денеж­ного баланса; ее цель - удержание денег в стране;

· поздний этап, направлен на увеличение запаса золота и серебра путем активного сальдо по торговому балансу.

Меркантилизм обосновал государственную политику протек­ционизма.

В XVIII в. пришли идеи либерализма. Основателями этих идей были А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систе­му как систему, способную к саморегулированию. Он считал, что механизм саморегулирования, построенный на личном ин­тересе и стремлении хозяйствующих субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффективное функционирование эко­номики. Развитие общества определяют экономические зако­ны, которые должны действовать подобно законам природы, а равновесие в экономике осуществляется стихийно, без вмеша­тельства государства. Государство должно придерживаться принципа нейтральности, оно должно ограничиваться функци­ей «ночного сторожа», поддерживая порядок и защищая част­ную собственность и конкуренцию [4, стр. 204].

Д. Рикардо также придерживался принципа невмешатель­ства государства в экономику, частнопредпринимательскую деятельность, торговлю. Он дал теоретическое обоснование пре­имуществ, какие может дать международное разделение труда, и целесообразности международной торговли.

А. Смит, Д. Рикардо и их последователи обосновали клас­сическую модель рыночной экономики, где безраздельным является господство частной собственности и свободной, «со­вершенной» конкуренции [4, стр. 208].

Ж.Сэй (начало XIX в.) сформулировал свой «закон рынка», согласно которому предложение само создает спрос. Но принцип был верен только для бартерной торговли.

Последователи Ж. Сэя, сторонники неоклассического на­правления, отстаивали традиционные ценности капиталисти­ческой экономики, также отдавая предпочтение экономичес­кой свободе, частной инициативе, частному предприниматель­ству и невмешательству государства в рыночную систему.

Революционный переворот в экономической те­ории в 30-е годы XX в. вызвала теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства.

Кейнс рассматривал государство не только как полити­ческий институт (орган власти), но и как экономический ин­ститут, на который возлагаются определенные экономические функции.

В качестве основополагающего принципа Д. Кейнс выдви­гал также принцип «эффективного спроса», т.е. платежеспо­собного спроса, ведущего к росту доходов и населения, и фирм, а главным инструментом развития спроса считал поощрение инвестиционной активности [4, стр. 208]. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в кото­рой установил функциональную зависимость между инвести­циями, занятостью, потреблением и доходом. В этой модели он важную роль отвел государству, которое должно делать все возможное, чтобы поднять предельную эффективность капи­тальных вложений. Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфля­ция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капитальных вложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости.

Эти новые кейнсианские принципы были использованы правительствами ведущих западных стран в своей социально-экономической политике после второй мировой войны. Они дали неплохие результаты, особенно в социальной сфере. В итоге сложился новый вариант рыночной экономики - социально ориентированная экономика.

Однако и этот вариант экономики имеет уязвимые места (стагфляция).

Все это вызвало появление новых антикейнсианских на­правлений в теории регулирования, предложенных неоконсер­ваторами. В итоге были выделены три школы неоконсервато­ров: монетаризм, экономическая теория предложения и тео­рия рациональных ожиданий.

Согласно взглядам монетаристов, государственное регули­рование должно было ограничиться контролем над денежным обращением: деньги - это главное, что определяет развитие производства. Экономическая теория предложения ориенти­рована на увеличение совокупного предложения как средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономичес­кого роста. Гипотеза, выдвигаемая теорией рациональных ожи­даний, была основана на ожидании, что принимаемые фирма­ми и домохозяйствами меры, связанные с их собственной выго­дой, сделают проводимую государством кредитно-денежную и бюджетную политику неэффективной.

Все три школы были основаны на необходимости возрож­дения рыночного саморегулирования и стимулирования част­ного предпринимательства.

В конца 70-х - начала 80-х годов появилась шко­ла П. Самуэльсона, школа «великого неоклассического син­теза», получившая название теории смешанной экономики. Эта теория соединяет государственное регулирование и рыночный механизм и позволяет решать вопросы удовлетворения обще­ственных потребностей и многообразных, быстро изменяющихся сложных запросов. Расширение государственного вмешатель­ства либо его ограничение зависит от экономической ситуации и состояния развития экономики. Объединение регулирующих сил рынка и государства обеспечивает сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, позволяет соче­тать эффективность хозяйствования, социальную справедли­вость и экономический рост. Оно позволяет сгладить отрица­тельные воздействия и рынка, и государства.

Концепции регулирования рыночной экономики - student2.ru заключение

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Все функции государства можно условно объединить в две группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и под­держивающие функционирование рыночной системы.

Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы.

Государственное регулирование в той или иной мере зат­рагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

В рамках макроэкономических процессов объектами регу­лирования могут выступать: экономический цижл, секториаль-ная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платеж­ный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулиро­вания на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные со­вокупный спрос, совокупное предложение и совокупное про­изводство.

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечиваю­щего достижение поставленных целей и задач.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры зап­рета, разрешения и предупреждения.

Административно-распорядительные методы государствен­ного регулирования эффективны в сфере контроля над мо­нопольными рынками, в области экологии, в разработке на­циональной системы стандартизации и сертификации, в оп­ределении и поддержании необходимых параметров жизни населения.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйствен­ное законодательство, финансовую, денежную, кредитную сис­тему.

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансиро­вание (централизованные инвестиции), финансовую поддерж­ку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, че­рез налоги, кредитование.

Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Бела­русь являются формы и методы их опережающего отображе­ния: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулиро­вание экономического развития и экономического роста осу­ществляется в рамках общей концепции стратегического раз­вития республики.

Концепции регулирования рыночной экономики - student2.ru Список литературы

1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Уч. пособие в 2-х ч. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 1999.

2. Антонова Н.Б., Завьялков А.Г., Кандаурова Г.А. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Под общ. ред. Н.Б.Антоновой. – Мн.: Изд-во БГЭУ: ООО "Мисанта", 1996.

3. Базылев Н. И., Гурко С. П. Макроэкономика: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ 1998.

4. Бартнев С.А. История экономических учений. - М.:Юрист, 2001.

5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономика, 2002.

6. К.Макконнелл, С.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1995.

7. Основы экономической теории: Учеб. пособие //под ред. А.А. Баканов, В.А. Воробьев и др. - Мн., 1995.

8. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399 с.

9. Проблемы социального развития Республики Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике. Сборник научных трудов под ред. А. М. Стронгиной, Т. И. Какшинской. – Мн., 1998.

10. Филатов А. Государство и рынок: кто кого // Национальная экономическая газета. №6, 2003.

Наши рекомендации