Занятость населения и ее виды
Знание рынка труда требует внимательного и тщательного изучения структурных сдвигов в трудовой деятельности, обусловленных тенденциями развития НТП и изменениями в общественном разделении труда. Данные процессы находят сове проявление в быстрой смене видов трудовой деятельности.
В настоящее время в индустриально развитых странах мира примерно 70% видов трудовой деятельности относятся к тем из них, которых вообще не существовало в начале века. Другими факторами, оказывающими существенное воздействие на рынок труда, является с одной стороны, удлинение периода трудовой деятельности человека примерно в два раза, с другой – более позднее вступление в трудовую деятельность (с 16, 18 и даже 21 года), обусловленное увеличившимися сроками обучения и профессиональной подготовки. При этом, если раньше человеку приобретенной специальности хватало на всю оставшуюся жизнь, то в настоящее время он вынужден будет переходить к новой специальности не менее 2-3 раз в течение своей трудовой деятельности.
Наконец, необходимо заметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно- просветительными и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходит как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.
С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.
Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально- демографических факторов. В России численность занятого в экономике населения за время реформ сократилась примерно на 10 млн. чел. (см. приложение 3).
В общем показателе с 1940 года наивысшим показателем стал
1990 год (75,3 млн. человек).Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.
В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.
Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:
1.Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
2.Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить.
Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в переходный период в России остро обозначилась проблема неформальной занятости, вызванная наличием трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Наряду со скрытой безработицей неформальная занятость легко может перейти в открытую безработицу, кроме того, она вызывает ухудшение трудовой морали, деквалификацию рабочей силы, расширение «теневой» экономики.
При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости (см. приложение 4).
Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым, которое для нее органично.
Благодаря принятию новых, значительно отличающихся от советских основ законодательства о занятости возникла правовая база изменения сложившихся принципов функционирования системы занятости. Но, как известно, от законов до реальной жизни – дистанция значительного размера. Свободно избранная занятость все еще воспринимается россиянами несколько неадекватно, так как противоречит выработанными годами традициям и установкам советской экономики.
Необходим коренной поворот в экономическом мышлении и социальных императивах. Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.
Несмотря на то что принятие подобных положений имеет самостоятельное значение, не находится в прямой, непосредственной связи с переходом к рыночной экономике, вне сомнения, что новая концепция занятости гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, чем к принципам административно- государственной экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности – работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.
В широком смысле слова речь идет о свободном выборе не только вида занятости, но и ее меры, то есть временного режима занятости и трудовой деятельности. Конечно, во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.
Принципиальное значение таких форм организация труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики. Не менее важно следствие свободно избранной занятости и режима труда: возрастающие возможности получения и использования свободного времени – одного из главных достояний человека и человечества. При этом свободное время как одно из вожделений человека может выполнять роль стимулятора эффективной работы, если будет воплощен в жизнь принцип: «Чем лучше и эффективнее работаешь на производстве, тем больше получаешь свободного времени и тем шире диапазон его использования».
Еще одна принципиальная сторона занятости состоит в возможности избрания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики вне зависимости от господствующей в нем формы собственности.
Допустима, не противоречит закону свободно избранная занятость на основе различных форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность приобретает статус так же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Не воспрещается трудовая деятельность российских граждан за рубежом по своему выбору.
Подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности. Принятие новой доктрины занятости со временем приведет к ощутимым переменам не только в воззрениях и в трудовой психологии людей, но и в реальных трудовых отношениях, непосредственно в сфере приложения трудовых усилий.
Представляется возможным и уже широко наблюдается смещение акцентов престижности отдельных форм, видов, областей труда. Стремление предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные привилегии и дающих возможность числиться на работе, не работая, по существу, должно смениться почитанием труда в любой области, где он приносит доход, предоставляет возможность самовыражения личности с учетом ее индивидуальных качеств и способностей. На людей перестают давить: примат труда в государственном секторе экономики, унизительность предпринимательской деятельности, непочитаемость работ, которые в государственной экономике с ее социальными стереотипами мышления воспринимаются как «второсортные» и «третьесортные».
Соответственно и молодежь, вступающая в трудовую жизнь, прекратит считать трагедией непопадание в клан артистов, дипломатов, космонавтов, ученых, политических и общественных деятелей, а удовлетворятся всеми почитаемой, хорошо оплачиваемой профессией станочника, хлебороба, дояра, водителя.
Хотя, увы, на первых этапах становления российского рынка притягательны иные профессии и виды деятельности.
Следует хорошо представлять и никак не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Наряду с личным волеизъявлением людей имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.
Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной экономике. Это никоим образом не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.
Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики – всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:
1)содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);
2)развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;
3)организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;
4)содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;
5)содействие занятости социально слабо защищенных групп населения(женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.
Проведение активной политики на рынке труда не только активизирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно- психологических затрат, связанных с поиском работы. Следовательно, активная политика на рынке труда способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряженности.
Приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшее в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости. Что же касается полной занятости, то с позиции рыночной экономики ее следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную. Иначе говоря, занятость следует считать полной, если каждый, изъявивший желание иметь оплачиваемую работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей.
Законодательство о занятости населения наряду с трудовым законодательством призвано гарантировать право на труд и меры по представлению людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная служба занятости.
Сейчас с определенной долей уверенности можно утверждать, что в России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частнокорпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируется по методике МОТ как безработные, причем уровень официально зарегистрированной безработицы достиг 3,6%.
Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность в которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. Россия по отраслевой структуре занятости все больше становится похожей на страны с экономикой, переходной к развитому рыночному хозяйству (Венгрия, Польша,
Республика Корея). По показателям доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала
Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.
Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно- принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента он становится способом существования экономически не зависимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.
Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление
(контроль). Почти ј занятых в частном секторе – лица не наемного труда. Они составили первооснову пока еще тонкого слоя хозяев из числа
«новоиспеченных» предпринимателей, фермеров, ремесленников, торговцев. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом.
Произошла историческая реабилитация ремесла в экономической структуре, особенно в обслуживании населения, зачастую на передовой технической базе, а также трансформация многих, прежде убыточных «народных» промыслов в рентабельные предприятия частно-кооперативного сектора.
В производственной сфере труд «классического» промышленного рабочего был в значительной мере потеснен реанимированным ремесленником. Это серьезно модифицировало, казалось бы, необратимую тенденцию разделения труда в индустриальном обществе социалистического типа.
Постепенно из государства заводов-гигантов
Россия превращается в страну мелких и средних предприятий, где люди работают не по плану, а по расчету, выживая вместе с ними в самых сложных ситуациях переходного периода.
Усиливающийся кризис обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении существенно подорвал гегемонию индустриальной занятости. В месте с сокращением работников на производстве при явном недостатке инвестиций старело и изнашивалось материально-техническая база, снижались сложность технологических операций и уровня квалификации работников, главным образом в связи с общей деградацией индустриальных систем и комплексов (см. приложение 4). В результате происходит консервация низко производительного труда, как бы знаменующая закат его нетоварной фазы.
Упадок производительности и хроническая недогрузка мощностей сопровождались ростом скрытой безработицы на предприятиях. Более того, растущие из года в год масштабы потерь рабочего времени из-за простоев и остановок в производстве, обусловленные тяжелым финансовым положением предприятий, в сочетании с ростом хронической задолженности по выплате заработной платы свидетельствует об экономической бесполезности поддержания формально полной
«трудовой» занятости на производстве в ущерб эффективности труда.
Фактическая неконкурентоспособность социалистической крупной промышленности является главной причиной распада системы псевдонаемного труда, в прежние времена организованного по «научно обоснованному плану» и оплаченного в соответствии с таким же квазинаучным принципом
«вознаграждение по труду». Освобождаясь от тоталитарной зависимости, труд вступает в новые отношения с разгосударствленным капиталом.
По мере расширения нового экономического пространства и под давлением системного кризиса начались необратимые процессы эрозии стационарных структур профессиональной занятости. Из априорно пожизненной она становится дискретной, зависимой не от плана набора кадров, а от реального спроса на квалифицированную рабочую силу.
Традиционная текучесть кадров на предприятиях, в организациях и учреждениях все чаще превращается в добровольную незанятость и субъективную безработицу, связанную с проблемой выбора новой альтернативы. Она приобретает вынужденную форму из-за несоответствия спроса и предложения на рынках труда, существующих ограничений трудовой мобильности и миграции работников. Именно поэтому временная незанятость и безработица реабилитированы по закону, а поиск оплачиваемой работы теперь рассматривается как элемент экономической активности населения.
Переходная экономика испытала бум маргинальной безработицы, когда десятки тысяч бомжей и других обитателей «дна» общества появились на официальном рынке труда. Регистрация безработных предоставила им возможность легализации, они впервые получили социальный статус, а также право на труд в соответствии с Законом о занятости, включая профессиональное обучение, трудоустройство на подходящую для них работу. Но самое главное – социальные гарантии (пособия, материальную помощь).
И, тем не менее, вялотекущая официальная безработица не оказала решающего внимания на обострение ситуации в сфере занятости. В числе наиболее уязвимых с точки зрения перспектив трудоустройства по специальности оказались лица, ранее занятые преимущественно умственным трудом, служащие среднего звена управления, инженерно-технические и научные сотрудники НИИ и
КБ при ВПК, представители редких профессий и специальностей бюджетной сферы. Они составили резерв невостребованной на трудовых рынках высококвалифицированной рабочей силы.
Узкоспециализированные работники научно-производственных комплексов
«развитого социализма» занялись малым бизнесом, торговлей и торговым посредничеством, бытовым обслуживанием. За счет них в немалой степени заполнилась сфера предложения новаторского труда, получила развитие «зона» инновационной, как правило, рисковой предпринимательской деятельности. Но, даже обретя познания в бизнесе и производственный опыт рыночной экономики, многие из них утратили возможность использовать свой профессионально образовательный потенциал, сформированный в условиях коллективного труда.
Очень часто содержание труда на новом месте работы было беднее, а переориентация занятий сопровождалась понижением в занимаемой должности, потерями заработка.
Одновременно с этим существенно обогатилось содержание и возрос престиж ранее «рутинной» занятости. Десятки тысяч наемных работников, прежде совместно занятых в так называемом общественном счетоводстве и делопроизводстве, работавших в ручную или при помощи архаичных, традиционных для этой деятельности «орудий труда», в течение короткого времени превратились в массовых пользователей персональных компьютеров, сложных информационных технологий и сетей, оперируя в работе дорогостоящими программами и оборудованием, системами принципиально новых коммуникаций, создали собственные предприятия аудита и консалтинга. В результате они переместились с периферии общественного производства в самый центр деловой активности. Резко увеличился приток квалифицированных кадров в привлекательные для профессиональной занятости инфраструктуры.
В условиях растущей коммерциализации мотивационная география частного труда определяется его доходностью. Поэтому новый производительный труд расширил свои границы далеко за пределы, определенные теориями трудовой стоимости. Выходя из материального производства, он проникает сферу неординарного интеллектуального, творческого труда, в ранее дотационную социальную и строго регламентированную бюджетную сферу.
Буквально на глазах возникло предельно коммерциолизированная и персонифицированная индустрия информации, культуры, спорта и развлечения, мутиплицирующая и ставящая на
«поток» занятость лиц «свободных» профессий. Вместе с этим расширяется пространство эффективного приложения труда. Однако все острее встает вопрос: формируется ли в условиях новой экономики человеческий капитал, обеспечивающий эффективность производства и свободу труда? Противоречивость преобразований в социально-трудовой сфере обуславливает необходимость выяснения характера изменений, происходящих на пути от государственной регламентации занятости к свободному высокопроизводительному труду.