Сдвиг кривой предложения

нического прогресса или, применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S1 смещается вправо (рис. 5.4). Величина предложе­ния при неизменной цене Р, возрастает с Q1 до Q2. К сдвигу кривой пред­ложения приводят также и изменения в налогообложении: повышение налогов, которые уплачивает производитель, приводит к сдвигу кривой предложения влево, а снижение налогов - к сдвигу кривой вправо.

Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что про­исходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения.

Если наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим гра­фик, показывающий одновременное поведение спроса и предложения

Р

Сдвиг кривой предложения - student2.ru

Рис.5.5 цена равновесия

Глава 5

Общая характеристика рыночной экономики



интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся (рис. 5.5). В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q,) и цена Р, выступает как уравновешивающая цена, или цена рав­новесия.

При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF) и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спро­са и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. Лишь в точке £ достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохра­няться в краткосрочном периоде, пока не изменятся какие-либо пара­метры, определяющие спрос и предложение.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается ра­венство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответство­вать тому количеству продукции, которое производители намерены про­должать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутство­вать тенденция к повышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количе­ство имеющегося в обществе данного товара распределено между воз­можными его потребителями. Но это лишь частичное равновесиена единственном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, на­против, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приво­дит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в опре­деленный момент и одновременно в ее совокупности. И в этом случае говорят об общем равновесии рынка(подробнее об этом см. в гл. 15).

Важно подчеркнуть, что равновесный метод анализа в микроэконо­мическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой эконо­мическая система находится в состоянии «идеального» покоя. В состо­янии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения; намерения потребителей купить определенное количество товара по данной цене совпадает с намерениями произво­дителей поставить на рынок такое же количество товара по той же цене. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствую­щий субъект - будь то отдельный производитель, фирма или покупатель - не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Вточке равновесия экономическое движение прекращается.Для того,

чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия - уро­вень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Конечно, равенство спроса и предложения - это теоре­тическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое со­впадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позво­ляет выявить наиболее важные закономерности функционирования ры­ночного механизма.

Анализ закономерностей изменения спроса и предложения и меха­низма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нор­мального функционирования рыночного механизма и достижения обще­го равновесия. Экономическая свобода подразумевает, во-первых, сво­боду предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т. е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения; в-четвертых, свободу ценооб­разования.

Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать на изменяющиеся условия и обеспечивать как частичное, так и общее равновесие.

§ 8. Эластичность спроса и предложения

Рассмотрев основы рыночного равновесия, мы пока еще не выяснили, почему кривая предложения выглядит таким, а не иным образом, и почему именно таким, а не иным образом выглядит кривая спроса. В свою очередь, если мы не выясним этого, то не поймем, отче­го кривая предложения пересекается с кривой спроса в данной, а не в другой точке. В связи с этим зависимость величины спроса и предложе­ния от соответствующей рыночной цены товара нуждается в более де­тальном рассмотрении.

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (рис. 5.6). Основным моментом, на который нужно обра­тить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Общая выручка, или валовый доход,продав­ца всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара, или произведению PxQ. На рис. 5.6а представлен случай, когда паде­ние цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. 5.66 снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. 5.6в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.






Глава 5

Общая характеристика рыночной экономики



Сдвиг кривой предложения - student2.ru

Эластичность спроса

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, ха­рактеризует степень эластичности спросав зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены (рР)

представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвав­шему его изменению цены:

D Q Р

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меня­ется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответству­ющим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неиз­менной (рис. 5.6а), мы говорим о единичной эластичности спроса (ED= 1). Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса (рис. 5.66), спрос неэластичен (£0< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса (рис. 5.6в), мы говорим об эластичном спросе (ED> 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как прави­ло, является отрицательной величиной;

однако в экономической теории принято

1 Например, повышение цен на яблоки на 10% вызвало умень­шение величины спроса на 5%. Коэффициент эластичности ра­вен: (-5%)/10% = -0,5. Но нас бу­дет интересовать абсолютное значение, которое равно 0,5.

пользоваться абсолютным значением этого показателя, не принимая во внима­ние знак «минус».1

На степень эластичности спроса вли­яет целый ряд факторов: наличие това­ров-субститутов (т. е. взаимозаменяе-

мых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, каче­ство товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, ожи­дания потребителя и т. д.

Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Здесь нужно отметить, что помимо товаров-субститутов, существуют и товары - комплементы (взаимодо­полняемые товары, например, фотоаппараты и фотопленка). Помимо этих групп товаров, существуют и независимые товары (например, ка­рандаши и молоко). Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью.Коэф­фициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отно­шение изменения спроса на товар / к вызвавшему его изменению цены на товар у.

9 Qi' Pi

При изменении цены на товар-субститут коэффициент перекрестной эластичности оказывается больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай); при изменении цены товара-комплемента перекрестный коэффициент эластичности оказывается меньше нуля (рост цены на фо­топленку ведет к уменьшению спроса на фотоаппараты). При измене­нии цены независимого товара перекрестный коэффициент эластичное-^ ти равен нулю (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

Следует также отметить, что колебания цен товаров с различной эластичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных товаров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном до­ходе приводит к сокращению спроса на другие товары, а следователь­но, и к снижению их цен.

Когда мы говорим о спросе, то подразумеваем, конечно, платежос пособный спрос. Поэтому, как уже было показано ранее, одним из важ нейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы говорим об эластичности спросав зависимости от дохода В частности, хорошо известно, что изменение доходов покупателей ока­зывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими сло­вами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бываеи больше.





Глава 5

Общая характеристика рыночной экономики



Сдвиг кривой предложения - student2.ru

Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:

£/=А£> А/ Q' I
Е,<1

D

где£' - коэффициент эластичности спроса в зависимости от до­хода, Q - величина спроса, а / - доход покупателей.

Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом прямая, т. е. с ростом доходов спрос увеличивается. Однако в некото­рых случаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается, как отмечалось в § 7, товаров низкого качества, с низкими потребитель­скими свойствами, которые потребляют наиболее бедные слои населе­ния. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку потребители получают воз­можность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов.

На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спро­сом на разные товары можно построить график «доход-расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неиз­менной). Такие графики называют кривыми Энгеля.1На рис. 5.7 пока­зан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая £,), предметов роскоши (кривая £2) и низкокачественных товаров (кривая Е3). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (/), а на оси ординат - расходы на потребление данного блага (С).

Рассуждения относительно эластичности спроса в целом могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение. Эластич­ность предложения- это показатель относительного изменения пред­лагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложе-

Сдвиг кривой предложения - student2.ru

о

1 Эрнст Энгель (1821-1896) -немецкий статистик, занимав­шийся анализом влияния изме­нения дохода на структуру потре­бительских расходов.

Кривые Энгеля

Рис. 5.7.

О

Наши рекомендации