IV. Графический анализ
- Для ответа на следующие вопросы используйте кривую производственных возможностей (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Кривая производственных возможностей
а) Сравните альтернативные издержки выпуска дополнительной единицы товара Х в точках B, C и D. Какой закон иллюстрирует данная закономерность?
б) В конце 1990-х годов добывающая промышленность России не работала в полную меру из-за забастовок. Какая точка на графике может соответствовать этому состоянию?
в) Почему данную кривую называют не только кривой производственных возможностей, но и кривой трансформации? Дайте экономическое объяснение конфигурации данной кривой.
- Изобразите на модели кривой производственных возможностей изменения в экономике нашей страны в некоторые переломные моменты ее социально-экономического развития (все товары разделить на две категории – продукция тяжелой промышленности и потребительские товары):
а) изменения в экономике СССР с 1940 по 1943 гг.;
б) изменения в экономике России по состоянию на 1995 г.;
в) изменения в экономике России, которых следует добиваться в ближайшие годы.
V. Задачи и ситуации
1. В экономике производятся сахар и мука. 1 кг сахара производится из 10 кг свеклы, а 1 кг муки – из 2 кг зерна. Имеется 600 кг свеклы и 40 кг сахара. 1. Найти границу производственных возможностей. 2. Найти производственную возможность, отвечающую полной занятости ресурсов.
2. Граница производственных возможностей задается формулой: у = 19 – х2. Найти вмененные издержки продукта при его выпуске = 10.
3. В экономике производится 200 тыс. т молока и 300 тыс. т пшеницы. Альтернативные издержки производства молока = 5. Найти максимально возможный выпуск пшеницы после увеличения выпуска молока на 10%.
4. В стране А максимально возможный выпуск кофе = 30, а пшеницы – 10. В стране В максимально возможный выпуск кофе = 25, а пшеницы – 5. множество производственных возможностей в обеих странах – треугольники. Найти сравнительные преимущества каждой страны, коэффициенты обмена и построить границы торговых возможностей.
5. Для каждого из трех вариантов производства указаны выпуски двух продуктов и расходы двух ресурсов. Найти оптимальные по Парето варианта производства.
Продукты | Ресурсы | |||
А | ||||
В | ||||
С |
6. Объясните в чем смысл фразы: «Завтрашнее изобилие требует сегодняшних жертв».
7. В 1996 г. поэт В. Малынщук написал следующие строки:
Везет соседу Колесову Ваньке.
А у меня уже пятнадцать лет
Проценты не растут в швейцарском банке.
Наверно, потому, что вкладов нет.
Чему равны альтернативные издержки в данной ситуации?
8. Объясните, как каждый из перечисленных факторов влияет на положение кривой производственных возможностей:
а) средние экзаменационные оценки студентов вузов и учеников старших классов школ снижаются;
б) доля безработных снизилась с 9 до 6% численности рабочей силы;
в) расходы на оборону сокращаются, что позволяет государству тратить больше средств на здравоохранение;
г) новая технология повышает эффективность извлечения меди из руды.
VI. Контрольные вопросы
1. Какие делаются допущения (абстракции) при построении модели кривой производственных возможностей (КПВ)?
2. Что показывает кривая производственных возможностей?
3. Сравните точки внутри и за пределами КПВ?
4. Почему КПВ называют еще кривой трансформации?
5. Всякие ли затраты, которые имеют место при производстве благ, являются альтернативными?
6. Дайте графическое и теоретическое объяснение роста альтернативных издержек.
7. Может ли общество выйти за пределы данной КПВ?
8. Если экономика эффективна, то действует ли закон убывающей отдачи (закон возрастающих альтернативных издержек)?
9. Какие факторы экономического роста могут сдвинуть КПВ вправо?
10. Может ли КПВ сдвинуться влево и что это означает?
11. Что означают принципы минимума и максимума по отношению к эффективному использованию ресурсов?
12. Что означает Парето-оптимальность по отношению к эффективному использованию ресурсов?
13. Что означает сравнительное преимущество?
14. Какие абсолютные преимущества имеет наша страна?
15. Какими относительными сравнительными преимуществами обладает наша страна?
16. Эффективно ли, на ваш взгляд, используются наши сравнительные преимущества?
VII. Рекомендуемая литература
1. Долан Э. Микроэкономика. – СПб., 1994. Гл. 3.
2. Емцов Р.Г. Микроэкономика. – М., 1997. Гл. 4.
3. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М., 1994. Гл. 4.4.
4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М., 1998. Гл. 4,5.
5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1994.
6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х тт. – М., 1992.
7. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Тема 3
Рынок как форма функционирования экономики
I. Основные вопросы темы
- Формирование рыночных механизмов координации экономического выбора. Разделение труда и кооперация, их значение для возникновения обмена.
- Экономическая обособленность субъектов как условие рыночного обмена. Собственность и рынок. Собственность и право собственности. Теорема Коуза.
- Рынок и типы экономических систем.
- Рынок: сущность, структура, преимущества и недостатки.
- Субъекты рыночных отношений.