Раздел 2. Микроэкономический анализ деятельности предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа относится к одному из важнейших видов обязательной самостоятельной работы студентов, выполняемой в процессе обучения. Курсовая работа по экономической дисциплине представляет собой комплексное учебно-научное исследование, ставящее целью развитие навыков ведения самостоятельной работы студентами и овладение методикой микроэкономического анализа и исследования конкретных ситуаций экономической практики. В соответствии с поставленными целями студенты в процессе выполнения курсовой работы должны решить следующие задачи:
1) изучить и обобщить теоретический материал из разных литературных источников и показать практическое приложение теоретического материала;
2) провести анализ исходных данных и дополнительно собранных материалов, используя современные методы обработки и анализа информации;
3) на основе проведенного анализа сделать выводы и разработать рекомендации по перспективному регулированию объемов производства и ценовой политике предприятия;
4) оформить курсовую работу в соответствии с нормативными требованиями.
Курсовая работа выполняется по вариантам, номера которых соответствуют начальной букве фамилии студента (табл. 1).
Таблица 1
Начальные буквы фамилии студентов | Номер варианта курсовой работы |
А, Ж, Н, Э | |
Б, З, М, О, Ю | |
В, И, П, Ш | |
Г, Р, Ц, Ч, Я | |
Д, Е, Л, С, У | |
К, Т, Щ, Ф, Х |
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
Курсовая работа по микроэкономике включает в себя два раздела. В первом разделе должны быть решены задачи по основным темам курса. Во втором разделе курсовой работы необходимо сделать микроэкономический анализ конкретной ситуации.
Вариант 1
Раздел 1. Основные концепции микроэкономики
Задача 1. Основы теории спроса и предложения
На рынке с прямолинейными функциями спроса и предложения установилось равновесие РE = 36 руб./шт., QE = 120 шт., при этом эластичность спроса составила 0,75, а эластичность предложения – 1,5.
Определите величину дефицита, если правительство установит верхний предел цены на уровне 30 ден. ед.
Какова будет цена на «черном» рынке, если известно, что каждая единица продукции, продаваемая на «черном» рынке, обходится продавцу на 2 ден. ед. дороже?
Задача 2. Теория потребительского поведения
Функция полезности TU = XY, доход потребителя – 24 ден. ед., цены продуктов X и Y равны 2 ден. ед./шт. и 3 ден. ед./шт. соответственно. Найдите равновесный набор.
Задача 3. Теория производства и издержек
Производственная функция ТР = LK, где L – затраты труда, K – затраты капитала. Цена труда равна 5 ден. ед./шт., цена капитала 2 ден. ед./шт. Найдите уравнение линии оптимального роста.
Задача 4. Теория рыночных структур
Фирма А является наиболее эффективной в отрасли по производству жести для консервных банок. Она меняет цены, а все другие фирмы следуют за ней. Спрос на жесть описывается формулой P = 400 – 2Q, где Р – цена жести, в ден. ед.; Q – ее количество в тыс. рулонах. Остальные фирмы могут поставить на данный рынок следующее количество жести Q = 1,5P. Какое количество жести поставит на рынок фирма А, если ее предельные издержки описываются функцией MCA = 0,2Q – 20? Какую цену установит фирма А на продукцию? Сколько тыс. рулонов жести поставят на данный рынок остальные фирмы?
Раздел 2. Микроэкономический анализ деятельности предприятия
Предприятие «Химия» решает освоить выпуск стирального порошка с использованием своего технологического оборудования. Экономистами завода было установлено, что издержки предприятия, включающие нормальную прибыль, будут колебаться в зависимости от объема производства следующим образом (табл. 2):
Таблица 2
Исходные данные для анализа
Показатели | Значения | ||||||
Объем производства, тыс. контейнеров/год | 17,5 | 22,5 | 27,5 | 33,5 | |||
Общие издержки, млн руб./год |
Постройте кривую общих валовых издержек производства стирального порошка предприятием «Химия» в зависимости от годового объема производства, отложив на горизонтальной оси объем, а на вертикальной – издержки. На базе имеющихся данных на этом же рисунке постройте кривые общих постоянных и общих переменных издержек производства (всего на рисунке 1 должны быть три кривые).
На основе информации, полученной из первого рисунка, постройте второй рисунок, отражающий связь издержек производства одного контейнера стирального порошка с объемами его производства и включающий кривые общих средних, постоянных средних и переменных средних издержек производства, а также предельных издержек производства (всего на втором рисунке должны быть четыре кривые; откладывайте на нем объем на горизонтальной оси в том же масштабе, что и на первом рисунке, издержки – на вертикальной оси).
С помощью построенных рисунков ответьте на вопросы.
1. При каком объеме производства общие издержки производства одного контейнера стирального порошка снижались, а при каком они стали расти? С какими явлениями это может быть связано?
2. При каком объеме производства фирма «Химия» будет производить стиральный порошок с наименьшими издержками?
3. Выгодно ли предприятию «Химия» увеличивать производство до 30 тыс. контейнеров в год, продавая их по 1400 руб.?
4. До какого уровня может упасть рыночная цена контейнера стирального порошка, чтобы предприятие «Химия» не оказалось сразу банкротом (при условии, что в это время оборудование не потребует срочного обновления)? Сколько контейнеров стирального порошка будет производить предприятие «Химия» в этих критических условиях?
5. На втором рисунке постройте кривую индивидуального предложения стирального порошка предприятием «Химия» (в условиях свободной конкуренции) и объясните ее расположение. На каком уровне установится цена одного контейнера стирального порошка при условии, что этот рынок является совершенно конкурентным?
6. Какое влияние на предприятие «Химия» и на рынок стирального порошка окажет тот факт, что этому предприятию одному из всех производителей удастся вдвое сократить постоянные издержки, установив современное оборудование? Проиллюстрируйте это соответствующими новыми рисунками. Что произойдет, если в условиях свободной конкуренции эту технологию внедрят все остальные предприятия-производители?
7. Ответьте на вопросы 5, 6 при условии, что предприятие «Химия» является одним из лидеров на рынке стирального порошка, который, представляет олигополию.
8. Ответьте на вопросы 5, 6 при условии, что рынок стирального порошка представляет монополистическую конкуренцию.
9. Ответьте на вопросы 5, 6 при условии, что предприятие «Химия» является монополистом в производстве стирального порошка.
Вариант 2