Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства

Основополагающей категорией товарного производства является "товар". Однако исторически и логически этой ка­тегории предшествовала категория "благо".

Благо — все то, что способно удовлетворять человече­ские потребности, например, дары природы, веществен­ные продукты труда, услуги, которые отвечают его ин­тересам, целям и стремлениям.

Блага разделяют на неэкономические и экономические.

Неэкономические блага предоставляются человеку при­родой, т. е. без затрат его труда и существуют в неограничен­ном количестве (например, воздух, морская вода, солнечное тепло и др.).

Экономические блага — это блага хозяйственной (трудо­вой) деятельности человека, которые существуют в ограни­ченном количестве.

экономические блага весьма разнообразны. В зависимо-сти от критериев их можно классифицировать на следую­щие виды (рис. 5.14).

экономическое благо в условиях товарного производства пРиобретает форму товара.


Глава 5

Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства - student2.ru

Товар — это экономическое благо, которое удовлетво­ряет какую-либо потребность человека и используется для обмена, купли-продажи на рынке.

Согласно классической теории важнейшими свойствами товара являются его потребительная стоимость и стои­мость.

Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека.

Поскольку товар удовлетворяет потребности не самого производителя, а другого лица, то он имеет не просто потре­бительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, т. е. является потребительной стоимостью для других.

Стоимость товара — это овеществленный в товаре об­щественный труд производителя.

формы организации общественного производства и их эволюция

Стоимость товара проявляется через внешнюю форму ее выражения — меновую стоимость.

Меновая стоимость представляет собой количествен­ное соотношение (пропорцию), в которой товары одного рода обменивается на товары другого рода.

Приведенная выше концепция товара и его свойств в эко­номической науке известна как теория трудовой стоимо­сти. Эта теория была основана еще классиками политиче­ской экономии — Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Со временем ее продолжили К. Маркс и его приверженцы.

Однако в современной неоклассической экономической науке существуют несколько иные подходы к характери­стике товара и его свойств. В частности, введены в научное обращение такие понятия, как полезность, ценность и ред­кость товара.

Если сравнить категории "потребительная стоимость" и "полезность", то на первый взгляд они являются как бы си­нонимами, между ними нет разницы. Они будто бы выража­ют одно и то же — способность экономических благ удовлет­ворять потребности человека, быть полезными для него. Но это не совсем так. У классиков потребительная стои­мость — объективное, абстрактное свойство любого товара, который производится для того, чтобы удовлетворять чело­веческие нужды. Потребительная стоимость для них — это естественная полезность товара вообще, безотносительно к потребностям конкретного человека.

Полезность у неоклассиков, в отличие от потребитель­ной стоимости, понятие чисто субъективное, индивидуаль­ное для каждого конкретного человека. Она показывает сте­пень удовлетворения или приятности, которые получает конкретный человек от потребления того или иного товара или услуги.

Один и тот же товар с одинаковой потребительской стои­мостью может иметь совсем разную степень полезности для Различных потребителей. Например, полезность хлеба раз-ная для сытого и голодного человека, сигареты — для чело­века, который курит, и того, который не курит, и т. д. Но все эти товары, независимо от разной полезности для различ-




Глава 5

ных людей, не теряют своей объективной основы — потре-бительной стоимости.

Ценность. Люди, покупая те или иные товары, тем са­мым как бы оценивают степень их полезности конкретно для себя. Неоклассики оценку степени полезности блага ин­дивидом рассматривают как ценность. Поэтому ценность для них категория субъективная. Ценность имеет лишь то, что является ценным в глазах покупателя, чьи субъектив­ные оценки и являются основой для определения произве­денного блага как стоимости.

Люди оценивают товары и услуги не только потому, что на их производство израсходован общественно необходимый труд, а и потому, что они имеют полезность. С их точки зре­ния, лишь полезность экономических благ может придавать затратам труда общественно-необходимый характер. Цен­ность у них выполняет функцию выражения полезности то­вара и затрат труда (стоимости товара).

Соединение стоимости и ценности и их общественное признание выражается в цене. Цену можно считать фор­мой денежного выражения стоимости и ценности товара.

Цена предопределяет возможность одновременного про­явления интересов производителей и потребителей. Только стоимость является движущим мотивом для товаропроизво­дителя, равно как ценность — движущий мотив для потре­бителя.

С позиций неоклассических взглядов, ценность благ за­висит также и от их редкости, т. е. от запаса (количества) благ, которые способны удовлетворить нужды человека.

Редкость — характеристика экономических благ, кото­рая отражает ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Большую ценность имеют те блага, которые ограничены, сравнительно с потребностями в них людей. Например, вода имеет большую полезность для человека, чем бриллианты. Но воды достаточно, а бриллиантов мало. Поэтому брилли­анты, полезность которых намного меньше для удовлетво­рения жизненных потребностей людей (без них можно во­обще обойтись), оцениваются ими дороже, чем вода.

формы организации общественного производства и их эволюция

5.6. Альтернативные теории стоимости

Стоимость относится к фундаментальным категориям экономической науки, от нее, как на генеалогическом дре­ве ответвляются другие категории, в том числе цена, при­быль, спрос и предложение и др. Она пронизывает весь ком­плекс экономических отношений, которые возникают в процессе общественного воспроизводства материальных и духовных благ. Охватывая все клеточки экономики, стои­мость определяет мотивы и цели деятельности экономиче­ских субъектов, оказывает содействие эффективному рас­пределению и использованию ресурсов и доходов, стабиль­ному росту производства, его сбалансированности.

Вместе с тем стоимость выполняет и важную учетно-информационную функцию. Вся статистика, коммерческая и производственная информация относительно процессов, которые происходят в экономике, фиксируется через стои­мостные показатели в их денежном выражении. В конце концов, современная интернационализация производства и экономических отношений предопределяет и соответствую­щую интернационализацию категории стоимости.

Поэтому анализ теорий стоимости, оценка их содержа­ния и определение перспектив имеют важное значение не только для совершенствования системы экономических зна­нии, но и для решения многих современных практических общественно-хозяйственных проблем нашей страны.

В экономической науке существуют разные теории стои­мости, в том числе: факторов (издержек) производства, спроса и предложения, теория трудовой стоимости, тео­рия предельной полезности и другие (рис. 5.15).

Однако, несмотря на многообразие концепций стоимо-сти понимание ее сущности формировалось под влиянием

двух наиболее распространенных теорий: классической те-ории трудовой стоимости и маржиналистской теории пределъной полезности. Представители трудовой теории


Глава 5

Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства - student2.ru

Рис. 5.15. Основные теории стоимости

стоимости определяли стоимость товара затратами обще­ственно необходимого труда, теории предельной полезно­сти — степенью полезности товара для потребителя.

Трудовая теория стоимости была разработана представи­телями английской классической политической экономии У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо.

Со временем она была дополнена и завершена К. Марк­сом. Согласно этой концепции единственным источником стоимости является труд, который представляет субстан­цию или внутреннее ее содержание. Разделив труд на кон­кретный и абстрактный, К. Маркс показал, что конкрет­ный труд создает в товаре потребительную стоимость, а абстрактный — стоимость.

Лишь затраты живого абстрактного труда наемного ра­ботника создают в товаре прибавочную стоимость. Стои­мость же распадается на затраты прошлого (овеществленно­го в средствах производства) труда и вновь созданную стои­мость

формы организации общественного производства и их эволюция

w = с + (v + т),

где с-затраты прошлого труда; (v + т) — затраты живого

труда.

На основе монофакторнои концепции источника приба-

очной стоимости К. Маркс стремился теоретически обосно­вать сущность и причины эксплуатации наемных работни­ков. В этом заключается определенная односторонность и идеологическая целенаправленность Марксовой теории сто­имости, которая помешала ему более полно учесть достиже­ния как своих предшественников, так и современников, а также отразить разнообразие и противоречивость реальной действительности.

Нисколько не умаляя заслуг К. Маркса в развитии тео­рии стоимости, следует отметить, что она не лишена ряда существенных недостатков и не может рассматриваться как всеобъемлющая и исчерпывающая концепция в экономиче­ской науке.

Так, основной постулат К. Маркса о том, что труд наемно­го работника является единственным источником приба­вочной стоимости, не разделяют многие современные эконо­мисты, считая, что в создании стоимости принимают уча­стие все факторы производства, в том числе труд, капитал, земля, предпринимательские способности.

В трудовой теории стоимости недостаточное внимание Уделено и взаимосвязи стоимости и потребительной стоимо­сти, прежде всего влиянию последней на величину стоимо­сти товара. К. Маркс писал в своем главном труде "Капи-, что потребительные стоимости товаров являются пред­метом особой дисциплины — товароведения. И вдобавок К. Маркс отождествлял потребительную стоимость и полез­ность, что усложняло анализ роли полезности в теории стои­мости.

Кроме того, согласно трудовой теории стоимость создает-

ся трудом рабочих лишь в сфере материального производ-

ства. Такой подход обусловил размежевание экономики на

производственную и непроизводственную сферы и, соответ-

Глава 5

ственно, разделение труда на производительный и непроиз­водительный, который не создает ни стоимости, ни приба­вочной стоимости. Это послужило в командно-администра­тивной экономике теоретическим обоснованием отношения к непроизводственной сфере как ко второстепенной и мало­значимой, что, в свою очередь, обусловило остаточный принцип финансирования ее отраслей (образования, здра­воохранения, науки, культуры), которое подкреплялось концепцией непроизводительности занятого там труда. От­сюда гипертрофированное внимание к развитию в советской экономике сферы материального производства и прежде всего производства средств производства.

Указанные обстоятельства дали возможность интерпре­тировать трудовую теорию стоимости как производственно-затратную теорию, которая на практике порождает диктат производителя над потребителем.

Во второй половине XIX вв. наряду с трудовой теорией стоимости возникла и получила широкое распространение принципиально новая концепция стоимости — маржина-листская теория предельной полезности. Основатели этой теории К. Менгер, Л. Вальрас, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк, Г. Гессен, В. Парето и их приверженцы считали, что в осно­ве ценности товара лежит не труд, а субъективно-психоло­гическая оценка потребителем полезности блага.

Согласно маржиналистским взглядам ценность блага за­висит от двух факторов: редкости, т. е. имеющегося запаса, и степени насыщенности потребности в них.

Человек нуждается не в абстрактных благах, а в их опре­деленном количестве. Степень полезности каждой новой единицы блага зависит от уже имеющегося запаса подобных единиц. Поэтому по мере увеличения потребления каждой новой единицы блага степень насыщенности увеличивает­ся, а полезность каждой следующей дополнительной едини­цы блага уменьшается. Последняя единица товара, который потребляется субъектом, имеет для него наименьшую по­лезность. Таким образом, ценность блага известного вида определяется полезностью предельного (последнего) экзем­пляра, который удовлетворяет наименьпіую потребность

формы организации общественного производства и их эволюция

субъекта. Эта устойчивая взаимосвязь между указанными экономическими явлениями получила у маржиналистов на-знание "закона убывающей предельной полезности".

Предельная полезность — это дополнительная по­лезность, которую получает потребитель от дополни­тельной единицы экономического блага.

Теория предельной полезности и идеи маржинализма оказали существенное влияние на развитие теории стоимо­сти и мировой экономической науки в целом. Прежде всего они исходили из того, что анализ экономических процессов нужно начинать не с производства, а с изучения потребно­стей людей, с поиска критерия оценивания степени полез­ности благ. Тем самым экономические исследования были повернуты лицом к отдельному человеку, его потребностям, спросу, мотивам хозяйственного поведения.

Наряду с этим созданный категориально-понятийный аппарат, математические методы исследований и другие концептуальные положения маржинализма стали неотъем­лемыми элементами методологии современного неокласси­ческого направления в экономической науке и прежде всего ее важного раздела — микроэкономики.

Вместе с тем маржиналистская теория предельной полез­ности, построенная, как и теория трудовой стоимости, на монистическом подходе к изучению сущности стоимости, также не стала всеобщей и завершенной.

Если сопоставить теорию трудовой стоимости с теорией предельной полезности, то они якобы противоречат друг другу: первая определяет стоимость товара лишь затратами труда, вторая — лишь степенью его полезности для потреби­теля. Это придавало обеим теориям (в том виде, в каком они были сформулированы основателями) односторонний ха­рактер, и они, таким образом, не учитывали реалий эконо­мики.

Поэтому на рубеже XIX и XX вв. некоторыми экономи-

стами были сделаны попытки синтезировать обе эти теории.

первым такую попытку сделал известный английский эко-

номист А. Маршалл, который считал, что в формировании

Глава 5

стоимости товара нужно учитывать в равной мере как затра. ты производства, так и полезность товара. С его точки зре­ния, мы могли бы на равных основаниях спорить о том, по­лезность ли или затраты производства регулируют стои­мость, как и о том, верхнее или нижнее лезвие ножниц разрезает лист бумаги. Отойдя от поиска единого источника создания стоимости и соединив теорию затрат с теорией пре­дельной полезности, А. Маршалл тем самым положил нача­ло неоклассическому синтезу в экономической науке. Он вводит в оборот две категории: "цена продавца" (производи­теля), которая детерминируется издержками производства, и "цена покупателя", определяемая полезностью экономи­ческого блага.

Выдающийся украинский экономист М.И. Туган-Бара-новский также считал теории трудовой стоимости и пре­дельной полезности не взаимно исключающими, а такими, что дополняют друг друга. Труд и предельную полезность он считал как объективный и субъективный факторы, которые формируют стоимость. Любой хозяйственный процесс не исключает ни объективную, ни субъективную стороны, он соединяет обе стороны. Трудовая теория стоимости выявля­ет объективные, а теория предельной полезности — субъек­тивные факторы стоимости, и реальная теория стоимости должна объединять и то, и другое.

В украинской экономической науке того времени наряду с М.И. Туган-Барановским проблему стоимости исследова­ли и другие известные экономисты, которых условно можно разделить на определенные группы. Приверженцами трудо­вой теории стоимости были Н. Зибер, Л. Федорович, И. Ми­клашевский; субъективно-психологической теории ценно­сти — Е. Слуцкий, Н. Бунге, Р. Орженецкий, А. Билимо-вич, Д. Пихно; синтеза этих двух подходов — А. Антонович.

Объективный анализ дает основания для вывода, что сто­имость выступает результатом соединения в товаре двух факторов — затрат труда и его полезности. Она одновремен­но является категорией производства и категорией обмена. Поскольку на создание товара нужны материальные и тру довые затраты, то стоимость, заложенная в нем, является категорией производства. Но поскольку на рынке стоимость

формы организации общественного производства и их эволюция

Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства - student2.ru

не только проявляет себя, но и окончательно определяется ее величина (соответственно степени полезности товара и спроса на него), она является также и категорией обмена. Рыночная стоимость (цена), по которой реализуются това-ы как бы синтезирует производственные и рыночные си­стемообразующие факторы, с помощью которых она окон­чательно формируется.

И сегодня поиск путей синтеза этих теорий является од­ним из приоритетных научных направлений дальнейшего развития теории стоимости.

5.7. Закон стоимости, его сущность и функции

Закон стоимости является законом функционирования и развития товарного производства. Этот закон регулирует связи между товаропроизводителями, а также распределяет и стимулирует общественный труд в условиях товарного производства.

Закон стоимости — это закон, согласно которому про­изводство и обмен товаров должны осуществляться на основе их стоимости, т. е. как обмен эквивалентов.

Закон стоимости соответствует как теории трудовой сто­имости, так и теории предельной полезности. Если стои­мость товара должна детерминировать два фактора — затра­ты труда и степень полезности его для потребителя, то экви­валентность обмена, согласно закону стоимости, допускает равнозначность обоих факторов. Закон стоимости действует через отклонение цен от стоимости. Колебание цен является механизмом действия закона стоимости.

В рыночной экономике закон стоимости выполняет такие функции:

стихийно регулирует общественное производство; стимулирует развитие экономических ресурсов; обусловливает экономическую и социальную диффе ренциацию товаропроизводителей (рис. 5.16).


Глава 5

Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства - student2.ru

Регулирующая роль закона стоимости проявляется в том, что через механизм колебания цен вокруг стоимости происходит распределение рабочей силы и капитала между разными отраслями производства, вследствие чего стихий­но достигается определенная пропорциональность, сбалан­сированность между сферами общественного производства. Отклонение цен от стоимости сигнализирует товаропроиз­водителям об изменении конъюнктуры рынка, о том, каких товаров производится недостаточно, а каких — чрезмерно много. Если того или иного товара производится недоста­точно, то спрос на него превышает предложение, соответ­ственно цена на него и прибыль возрастают. Это привлекает в данную отрасль капитал и рабочую силу из других отрас­лей, где прибыли ниже. Наоборот, когда производство това­ра превышает спрос, то цена, а вместе с ней и прибыли, сни­жаются. Вследствие этого производственные ресурсы пере­ливаются в те отрасли, где прибыли выше.

Таким образом, закон стоимости через рыночный меха­низм цен регулирует пропорции общественного произ­водства.

формы организации общественного производства и их эволюция

закон стоимости стимулирует развитие экономиче-ских ресурсов. Каждый товаропроизводитель в условиях

конкуренции и угрозы разорения стремится получить наи-большую прибыль. Этого можно достичь, если индивидуаль­на стоимость его товара будет ниже, чем общественная, рыночная стоимость. А это возможно при условии уменьше­ния индивидуальных затрат на производство товара на осно­ве внедрения новой более производительной техники, улуч­шения технологии и организации производства и т. д. Но поскольку к этому стремятся все товаропроизводители, то это предопределяет общий технический прогресс, рост эко­номических ресурсов общества. Таким образом, закон стои­мости выступает движущим мотивом развития экономи­ческих ресурсов.

Закон стоимости служит причиной дифференциации, расслоения товаропроизводителей. В условиях конкурен­ции закон стоимости экономически стимулирует тех това­ропроизводителей, которые добились снижения индивиду­альной стоимости своих товаров сравнительно с обществен­ной. И, наоборот, наказывает тех товаропроизводителей, у которых индивидуальная стоимость товара выше, чем обще­ственная. Первые получают дополнительные прибыли, обо­гащаются, процветают, укрепляют свое экономическое по­ложение, вторые — не могут покрыть своих затрат, несут убытки и со временем обанкротятся. Таким образом, на основе действия закона стоимости общество освобождается от экономически неэффективных хозяйств.

В классическом виде закон стоимости действовал в усло­виях капиталистической рыночной экономики свободной конкуренции. Однако основные его черты присущи и совре­менной рыночной экономике, в которой существенно воз-Росла роль государства в регулировании рыночных процес­сов. Именно в дополнении и взаимодействии рынка и госу­дарства создается оптимальный хозяйственный механизм,

регулирующий современную смешанную рыночную эконо­мику.

-

Глава 5

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Основные термины и понятия

Общественное производство. Материальное производство. Нематериальное производство. Факторы (экономические ре­сурсы) производства. Эффективность производства. Эконо­мический рост. Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство. Общественное разделение труда. Экономическое обособле­ние производителей. Простое товарное производство. Разви­тое товарное производство. Товар. Стоимость. Потребитель­ная стоимость. Меновая стоимость. Полезность. Ценность. Общественно-необходимый труд. Производительность тру­да. Предельная полезность. Закон стоимости.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение и покажите отличия между материальным и нематериальным производством. Что та­кое "духовное производство"?

2. Дайте характеристику основных черт натурального и товарного производства.

3. Каковы условия возникновения товарного производ­ства?

4. Как вы понимаете экономическую обособленность то­варопроизводителей ?

5. Каковы общие черты и отличия простого и развитого товарного производства?

6. Назовите основные факторы производства и раскрой­те их взаимосвязь.

7. Разграничьте понятие "экономический рост" и "эффективность производства".

формы организации общественного производства и их эволюция

8. Назовите экономические и социальные показатели

эффективности производства и способы их расчета. 9. В чем заключается специфика понятия "товар-

услуга"?

10 Сопоставьте теорию трудовой стоимости с теорией

елельной полезности и обоснуйте, почему их необходимо синтезировать.

11. В чем заключаются сущность и функции закона стои­мости?

Литература

1. АленР.Г. Пересмотр теорий ценности // Ален Р.Г., Хикс Дж. Теория потребительского поведения и спроса. — СПб.: Экон. шк., 1993.

2. Бем-Баверк Э. Основы теорий ценности хозяйствен­ных благ/Э. Бем-Баверк.— М., 1992.

3. Винер Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики / Дж. Винер // Теория потребительского пове­дения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. — СПб. : Экон. шк., 1993.

4. Злупко С. Новаторські теорії українських економіс­тів: роль в розвитку світової економічної науки / С. Злупко // Економіка України. — 2002. — № 9—10.

5. Маркс К. Капитал /К.Маркс. — М., 1951. —Т. 1. — Гл. 1: Товар.

6. Маршалл А. Принципы политической экономии / А. Маршалл. — М. : Экономика, 1992.

'. МенгерК. Основания политической экономии. Ав­стрийская школа в политической экономии / К. Менгер. — М.,1992.

°- Рикардо Д. Начала политэкономии и налогообложе-Ния / Д. Рикардо // Соч. — М., 1991. — Т. 1. — Гл. 1: О сто­имости.

9- Самуэльсон П. Экономика / П. Самуэльсон. — М. : НП0"Алкон",1994.


 

10. Туган Барановский М.И. Учение о предельной поле ности хозяйственных благ как причина их ценности / М.И. Туган-Барановский // Юрид. вестн. — X., 1890. -_ Т. 6.—Кн. 2.

11. Туган-Барановсъкий M.I. Політична економія /
M.I. Туган-Барановский. — К. : Наук, думка, 1994.

12. ХиксДж. Стоимость и капитал / Дж. Хикс ; пер. с
англ. ; под ред. P.M. Энтова. — М. : Прогресс : Универс
1993.

Наши рекомендации