Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Успешность усвоения дисциплины характеризуется качественной оценкой на основе листа оценки сформированности компетенций, включающего совокупность критериев их освоения.
Качественная оценка может быть выражена: в процентном отношении качества усвоения программы, в уровневом отношении, оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» неудовлетворительно» и т.д. Преподаватель ведёт письменный учёт (в электронном виде) образовательных достижений студента в соответствии с листом оценки по дисциплинам учебного плана.
Все виды контрольно-оценочных средств по учебным дисциплинам оцениваются следующим образом: в процентном отношении качества усвоения программы, в уровневом отношении, в виде отметки. Перевод в балльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме:
Шкалы оценки результатов
Таблица 5
Качество освоения дисциплины | Уровневая шкала | Процентная шкала | Отметка | Средняя итоговая оценка |
100 - 90% | высокий | 81-100 % | отлично | 4,6-5 |
89 - 66% | средний | 61-80 % | хорошо | 3,6-4,5 |
65 - 50% | средний | 61-80 % | удовлетворительно | 2,6-3,5 |
меньше 50% | ниже среднего | 0-40 % | неудовлетворительно | 2-2,5 |
Показатели и критерии оценивания формирования компетенций, описание шкал оценивания.
Таблица 6
Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства | Шкала оценки |
Проверочная работа или опрос | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу | Комплект проверочных заданий | Отметка в системе «зачтено-незачтено» |
Доклад- сообщение | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы | Темы докладов, сообщений | Отметка в системе «зачтено-незачтено» |
Дискуссия | Оценивается способность самостоятельной подготовки к дискуссии на заданную тему, способность работать в команде, аргументировать свою точку зрения, вести диалог, отвечать на вопросы | Оценка модератора | Процентная шкала |
Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
5.3.1.Проверочные работы:
Номер темы | Вопросы проверочной работы |
1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной экономике? 2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным? 3. Что такое предельная полезность? 4. В чем выражается взаимодействие между общей полезностью и предельной полезностью? 5. Что означает ситуация потребительского равновесия в количественном подходе? 6. Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям? 7. Объясните правило максимизации полезности в условиях ограниченного бюджета потребителя. 8. Как соотносится эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена. | |
1. Дайте четкое определение шкалы или кривой спроса. Расскажите о законе отрицательного наклона кривой спроса. Проиллюстрируйте этот закон двумя случаями из вашего личного опыта. 2. Дайте определение шкалы или кривой предложения. Покажите, что возрастание предложения означает сдвиг кривой предложения вправо и вниз. Сравните это со сдвигом кривой спроса вправо и вниз, вызванным повышением спроса. Объясните в чем разница. 3. Что может увеличить спрос па гамбургеры? Что увеличит предложение? Какое влияние может оказать дорогая замороженная пицца на рыночное равновесие гамбургеров? На зарплату подростков, работающих в «Макдональдсе»? 4. Объясните, почему цена на конкурентных рынках лежит в точке равновесия — на пересечении кривых предложения и спроса. Объясните, что произойдет, если рыночная цена окажется слишком высокой или, наоборот, слишком низкой. 5.«Хороший урожай в целом понизит доходы фермеров». Докажите это утверждение с помощью модели спроса и предложения. 6. Для каждой пары товаров укажите товар, спрос на который, по вашему мнению, более эластичен и объясните, почему вы так считаете: парфюмерные товары и соль: пенициллин и мороженое; автомобили и автомобильные шины; сливочное мороженое и шоколадное мороженое. 7. «Цена падает на 1 процент, вызывая рост величины спроса на 2 процента. Следовательно, спрос эластичен, ed > I». Если вы заменитеЗ на 1/2 в первом предложении, то какие две дополнительные замены потребуется сделать в цитате? 8. Рассмотрим конкурентный рынок меблированных комнат. Какое влияние окажут на равновесный выпуск и цену при прочих равных условиях следующие события? В каждом случае поясните ваш ответ с помощью модели спроса и предложения. а) Рост доходов потребителей. б) Введение налога на рентные доходы величиной 1000 руб. в месяц. в) Издание правительственного закона; гласящего, что квартирная плата не должна превышать 20000 руб. в месяц. г) Появление новых методов строительства, снижающих вдвое затраты на строительство жилых домов. | |
1. Объясните понятие производственной функции. Опишите производственные функции для производства электроэнергии, блинов, организации парикмахерских и образования в школе и в вузе (любых двух) 2. начертите кривую производственной функции (зависимость объема выпуска от мощности насосов). На этом же графике начертите кривые среднего и предельного продуктов. (по данным) 3. Рассмотрим фирму, которая производит пшеницу с использованием земельных и трудовых ресурсов. Объясните, почему возможна ситуация, в которой наблюдается убывающая отдача для одного фактора и постоянная отдача от масштаба для обоих факторов. 4. Задание: найдите TC, VC, FC, AVC, AC, MC постройте кривые (по заданным данным) | |
1. В чем проявляется несостоятельность рынка? 2. В чем проявляется государственное регулирование внешних эффектов? 3. Приведите пример отрицательного и положительного внешнего эффекта. 4. К чему приводят внешние эффекты, как они отражаются на рыночном механизме ценообразования? 5. Дайте определение понятию «общественные блага». 6. Может ли общественное благо предоставляться частным рынком? 7. Что понимается под рациональностью индивида в общественном выборе? 8. В чем проявляется «несостоятельность государства»? | |
1. Чем монополистическая конкуренция отличается от совершенной конкуренции? 2. К чему приводит дифференциация продукта? 3. Как реклама, которая не имеет явной информации, влияет на выбор потребителя? 4. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция. Почему? 5. Как фирма в условиях монополистической конкуренции максимизирует прибыль в коротком и длительном периодах? 6. Что отличает олигополию от монополистической конкуренции? 7. Объясните понятие «олигополистическая взаимосвязь». 8. Что такое модель Курно? 9. Объясните модель «ломаной кривой спроса». 10. В каких отраслях возможны дуополия и монопсония. | |
1. Почему ценообразование на рынке ресурсов выделяется в отдельную проблему микроэкономического анализа? 2. От чего зависит поведение (спрос) фирмы, при наличии на рынке единственного переменного фактора производства? 3. Каким будет условие минимизации издержек фирмы на ресурсном рынке? 4. Что такое «эффект дохода» и «эффект замены» при изменении оплаты труда? 5. Чем определяется предложение труда? 6. Какая зависимость существует между структурой рынка труда, объемом занятости и платой за труд? 7. Что понимается под инвестициями в человеческий капитал? 8. Какова основная функция процентной ставки? | |
1. Может ли быть эффективная экономика справедливой? 2. Как следует распределять НД (национальный доход) между членами общества? 3. Назовите различные трактовки причин неравенства доходов и благосостояния. 4. Какое влияние на коэффициент Джини оказывает подоходный налог? | |
1. В чем проявляется государственная поддержка уровня доходов? 2. С помощью каких коэффициентов можно определить неравенство доходов? 3. Что показывает кривая Лоренца? 4. Как происходит перераспределение доходов в современной рыночной экономике (смешанной)? |
5.3.2. Дискуссия на тему монополий: они полезны или вредны?
Группа должна быть поделена на четыре команды - две за монополии, две против.
Формат:
Ведущий - изображает человека из прошлого, которые не знает, что такое монополии. Задача команд: склонить его к одной из двух точек зрения - либо монополи это зло, которое надо бороть, либо это неизбежность, или позитивное явление.
Каждая из команд должна прочитать доклады на примерные темы:
За монополии:
Понятие естественных монополий
Примеры естественных монополий и способы регулирования естественных монополий
История монополий и их эффективные результаты
Резюме: в поддержку монополий
Против:
Понятие монополии, олигополии, картелей и т.д.
История становления монополистической экономики и провалов монополий
Антитрестовое законодательство: его преимущества и недостатки.
Резюме: против монополий
Далее, ведущий задаёт некоторые вопросы.
Всем членам команды следует ознакомиться с содержанием докладов, как своей команды, так и чужой. (Читать доклады могут как все члены команды, так и некоторые, но за выступление полагается дополнительный балл)