Требования к оформлению выпускной квалификационной работы
ВКР должна включать в себя:
1) Отзыв руководителя ВКР; | эти 2 бланка в работу не вшиваются, но прикладываются к ней | |
2) Рецензию на работу; |
3) Титульный лист;
4) Задание на выпускную квалификационную работу;
5) Содержание;
6) Введение;
7) Содержательную часть;
8) Список использованных источников;
9) Приложения (в конце на отдельных листах);
10) Перечень принятых сокращений (если они имеются в работе).
Текст дипломной работы печатается через 1,5 интервала на одной стороне листа белой бумаги (формата А4). Размер шрифта – 14 или 12, тип – Times New Roman. Параметры страницы:
- поле сверху и снизу - 2 см;
- поле слева - 3 см;
- поле справа - 1,5 см.
Абзацный отступ (красная строка) - 1,0 см. Выравнивание абзацев производится по ширине страницы. Сокращения слов допускаются только общепринятые (РФ, ЦБР, СНГ, др.).
Текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.
Если в документе принята особая система сокращений слов или наименований, то должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают в конце дипломной работы после приложений.
Нумерация страниц – сквозная по порядку. Порядковый номер страницы печатается в середине верхнего поля страницы. Первой страницей считается титульный лист. Вторым листом является задание на выполнение ВКР. Третьим – содержание, далее следуют остальные части работы. Обратите внимание, что на первых трех листах нумерация не проставляется. Таким образом, нумерация в ВКР начинается с четвертой страницы – введения.
Для того чтобы этого добиться, перед 4 страницей необходимо вставить «разрыв раздела»: «Вставка» «Разрыв» «Новый раздел» – «Со следующей страницы» или «На текущей странице». Далее следует поставить нумерацию страниц: «Вставка» «Номера страниц» «Положение» - «Вверху страницы» «Выравнивание» - «От центра» «ОК». Далее перейдите в верхний колонтитул 4 страницы и отщелкните опцию «Как в предыдущем». После этого перейдите в колонтитул третьей страницы и удалите там ее номер. Выйдите из колонтитула.
Обратите внимание, что отзыв, рецензия в число страниц не включаются, к ВКР не подшиваются, а просто прикладываются. Рисунки, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию. Номера страниц ставятся также на листах приложений и списках сокращений.
Слово «Содержание» записывают в виде заголовка по центру с прописной буквы жирным шрифтом. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы за исключением названий глав, которые можно писать заглавными буквами.
Текст работы разбивается на главы и параграфы, имеющие порядковые номера и заголовки, записанные с абзацного отступа.
Главы, как и параграфы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Заголовки глав и параграфов следует печатать с прописной буквы. Точка в конце заголовков не ставится. Точка в конце номеров глав ставится, а в конце номеров параграфов не ставится (см. оформление настоящих указаний). Переносы в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Если заголовок не умещается на строке, его переносят на следующую строку, выравнивая текст по первой букве предыдущей строки (см. пример).
Пример: 1.1 Понятие затрат, расходов и издержек обращения торговых предприятий. Классификация издержек обращения торгового предприятия |
Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав, параграфов.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 1 строчному интервалу (1 пустая строка). Расстояние между заголовками главы и параграфа - 1 строчный интервал (1 пустая строка).
Каждую главу (но не параграф) следует писать с новой страницы.
Заголовки и номера глав располагаются слева с абзацного отступа и пишутся прописными (заглавными) буквами жирным шрифтом.
Порядковый номер главы формируется в пределах всего документа и обозначается арабскими цифрами без точки.
Названия глав не должны повторяться. Ни одна из глав не может быть названа так же, как работа в целом.
Если сразу за названием главы идет название параграфа, то между ними выдерживается 1 пустая строка.
Пример: 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ ОБРАЩЕНИЯ В ООО «УНИВЕРСАЛ» 2.1 Краткая характеристика ООО «Универсал» |
Названия и номера параграфов пишутся жирным шрифтом, строчными буквами, размещаются слева страницы с абзацного отступа. Первая буква названий - прописная (заглавная).
Порядковый номер параграфа формируется в пределах главы и состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа точка не ставится. Если заголовок не умещается на строке, его переносят на следующую строку.
Послеи перед названием параграфа выдерживается 1 пустая строка.
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка, как показано в примерах.
Пример: По подвидам деятельности можно выделить издержки обращения: - розничных торговых предприятий; - оптовых торговых предприятий; - предприятий внедомашнего питания. или По подвидам деятельности можно выделить издержки обращения: а) розничных торговых предприятий; б) оптовых торговых предприятий; в) предприятий внедомашнего питания. |
Каждое перечисление записывают с абзацного отступа.
Для глубокой детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, строчные буквы и дефисы как показано в примере.
Пример: Состав издержек обращения торговых предприятий определяется по видам затрат постатейно. 1) На статью «Транспортные расходы» относятся: - оплата услуг сторонних организаций за перевозку товаров (плата за перевозку, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.); - стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и утепление ... |
или 1) На статью «Транспортные расходы» относятся: а) оплата услуг сторонних организаций за перевозку товаров (плата за перевозку, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.); б) стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и утепление … |
Обратите внимание, что при использовании многоуровневых списков «-» или буквы, показывающие наличие списка второго уровня, ставятся под первой буквой фразы первого уровня.
К иллюстрациям относятся графики, диаграммы, все рисунки (кроме таблиц).
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа, так и в его конце.
Иллюстрации располагаются по центру страницы.
Подписи располагаются под иллюстрацией также по центру страницы.
Подпись под иллюстрацией содержит слово «Рисунок», номер, дефис и название. После номера рисунка точка не ставится.
Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах каждой главы. В этом случае номер состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации в пределах главы (но не параграфа), разделенного точкой. Тип нумерации должен быть одинаковый по всему тексту работы. Перед каждым рисунком в тексте должна быть на него ссылка (см. рис. 2.1).
Обратите внимание, что рисунки не должны содержать рамок, для чего необходимо либо сделать их обрезку, либо, если рисунок был создан в Excel, при построении диаграммы во вкладке «Вид» окна «Формат области построения диаграммы» выбрать «Рамка» «Невидимая» «ОК».
В ВКР студенты часто при описании предприятия представляют его организационную структуру управления. Для ее построения удобно пользоваться шаблоном организационных диаграмм MS Word. Для этого в меню «Вставка» нужно выбрать пункт «Рисунок» «Организационная диаграмма» и внести необходимые изменения (см. рис. 2.1).
Рисунок 2.1 – Организационная структура управления ООО «Универсал»
Подписи рисунка, как правило, располагаются либо под углом 900, либо под углом 00. Для этого, щелкнув правой кнопкой мыши на оси, в выпадающем меню выбрать «Формат оси» «Выравнивание» «Ориентация» – 90 или 0 градусов «ОК».
Область построения диаграммы рекомендуется окрашивать в белый цвет. Для этого, щелкнув правой кнопкой мыши по области построения диаграммы, в выпадающем меню выбрать «Формат области построения» «Вид» «Заливка» выбрать белый цвет «ОК».
Неинформативные легенды рекомендуется удалять. Например, в следующем примере (см. рис. 2.2) легенда может быть удалена, поскольку диаграмма содержит подписи имен категорий, а легенда их дублирует.
Рисунок 2.2 – Структура продаж по товарным группам в 2010 г.
Таким образом, этот рисунок может быть оформлен так, как представлено на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Структура продаж по товарным группам в 2010 г.
Как правило, данные представляемые на рисунке, имеют одинаковые единицы измерения, поэтому их можно указать только в названии рисунка через запятую. В этом случае оси могут не иметь подписей (см. рис. 2.4).
Рисунок 2.4 – Динамика товарооборота ООО «Универсал» по месяцам за 2006 – 2008 гг., тыс.руб.
Для большей информативности рисунка, если это не затрудняет его восприятие, столбцы и сегменты диаграмм могут иметь числовые подписи. В этом случае рекомендуется округлять значения до 1 или 2 знаков после запятой (см. рис. 2.5).
Рисунок 2.5 – Динамика уровня издержек обращения, %
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.
Таблица располагается по центру страницы.
Название таблицы пишется над таблицей в ее левом верхнем углу без абзацного отступа.
Названиетаблицы содержит слово «Таблица», номер, дефис, само название. Название таблицы может быть размещено на двух строках (но не более). При этом продолжение названия на следующей строке должно начинаться на уровне первой буквы первой строки названия (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Динамика основных показателей текущей деятельности ООО «Универсал»
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Товарооборот, тыс. руб. | 44467,12 | 68458,18 | 94240,52 | 81807,17 |
Себестоимость проданных товаров, тыс.руб. | 42131,56 | 64848,95 | 88059,31 | 73662,52 |
Валовая прибыль, тыс.руб. | 2335,56 | 3609,23 | 6181,21 | 8144,65 |
Издержки обращения, тыс.руб. | 2100,00 | 3379,28 | 5730,63 | 7185,30 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. | 235,56 | 229,95 | 450,58 | 959,35 |
Цепной темп прироста товарооборота, % | - | 53,95 | 37,66 | -13,19 |
Цепной темп прироста себестоимости проданных товаров, % | - | 53,92 | 35,79 | -16,35 |
Продолжение табл. 2.1 | ||||
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Цепной темп прироста валовой прибыли, % | - | 54,53 | 71,26 | 31,76 |
Цепной темп прироста издержек обращения, % | - | 60,92 | 69,58 | 25,38 |
Цепной темп прироста прибыли от продаж, % | - | -2,38 | 95,95 | 112,91 |
При переносе таблицы на следующую страницу шапку таблицы следует повторить, а сверху должно быть написано «Продолжение табл.» с номером (выравнивается по правому краю).
Если шапка таблицы громоздкая, разрешается в начале таблицы после шапки добавить строку с указанием номеров столбцов по порядку, а при переносе таблицы на следующую страницу не повторять шапку, а указать нумерацию столбцов (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Структура и динамика издержек обращения ООО «Универсал» по статьям
Наименование статьи | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение | Темп прироста, % | ||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |||
Транспортные расходы | 1081,56 | 18,87 | 1310,81 | 18,24 | 229,25 | -0,63 | 21,20 | |
Расходы на оплату труда | 1058,74 | 18,48 | 1629,76 | 22,68 | 571,02 | 4,21 | 53,93 | |
Отчисления на социальные нужды | 275,27 | 4,80 | 423,74 | 5,90 | 148,47 | 1,09 | 53,93 | |
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря | 2751,15 | 48,01 | 2639,51 | 36,73 | -111,64 | -11,27 | -4,06 | |
Амортизация основных средств | 179,92 | 3,14 | 398,09 | 5,54 | 218,17 | 2,40 | 121,26 | |
Расходы на ремонт основных средств | 85,13 | 1,49 | 140,59 | 1,96 | 55,46 | 0,47 | 65,14 | |
Продолжение табл. 2.2 | ||||||||
Расходы на санитарную и специальную одежду | 3,51 | 0,06 | 13,59 | 0,19 | 10,08 | 0,13 | 286,93 | |
Расходы на топливо, газ, электроэнергию | 72,63 | 1,27 | 312,20 | 4,35 | 239,58 | 3,08 | 329,89 | |
Расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров | 5,55 | 0,10 | 5,44 | 0,08 | -0,11 | -0,02 | -1,96 | |
Расходы на рекламу | 3,53 | 0,06 | 6,84 | 0,10 | 3,31 | 0,03 | 93,76 | |
Прочие расходы | 213,63 | 3,73 | 304,73 | 4,24 | 91,10 | 0,51 | 42,64 | |
Итого | 5730,63 | 100,00 | 7185,30 | 100,00 | 1454,68 | 0,00 | 25,38 | |
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер состоит из номера главы и порядкового номера таблицы в пределах главы (но не параграфа), разделенного точкой. Стиль нумерации должен быть одинаковым во всем документе.
На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера (например, см. табл. 2.1 или см. табл. 1).
Цифры, имеющиеся в таблице, выравнивают по правому краю, текст – по левому. Шапка таблицы выравнивается по центру.
Включать в таблицу малоинформативные столбцы (например, номер по порядку) не следует.
Если номер по порядку необходим (на него делаются ссылки в тексте работы или самой таблицы), соответствующий столбец можно добавить.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, то ставится «-» или слово «нет».
Обратите внимание, что все рисунки и таблицы должны сопровождаться пояснениями и выводами.
Пример: Рост издержек обращения не должен быть больше роста товарооборота, в противном случае эффективность функционирования предприятия будет снижаться. Как видно из таблицы 2.1, темпы роста издержек превышают темпы роста товарооборота, что негативно сказалось на прибыли от продаж. Однако, поскольку издержки обращения составляют небольшую долю в структуре полной себестоимости продаж, это влияние оказалось сглажено удовлетворительной динамикой себестоимости проданных товаров. |
ВКР, как и прочие студенческие работы, не должна содержать сканированных рисунков и таблиц.
Если все данные, представленные в таблице, имеют одну и ту же единицу измерения, то ее целесообразно указывать только в названии таблицы через запятую (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3 – Данные об издержках обращения ООО «Универсал» по товарным группам, тыс. руб.
Группа товаров | 2009 г. | 2010 г. | Абсолютное изменение |
Антипригарная посуда | 1232,77 | 1548,52 | 315,75 |
Алюминиевая посуда | 2402,30 | 3040,76 | 638,46 |
Эмалированная посуда | 1779,93 | 2106,05 | 326,12 |
Прочие товары | 315,62 | 489,97 | 174,35 |
Итого | 5730,63 | 7185,30 | 1454,67 |
В том случае, если единицы измерения содержащихся в таблице показателей различны, их указывают в колонке с наименованием показателя через запятую (см. табл. 2.4). Введение дополнительного столбца «Единица измерения» нецелесообразно.
Таблица 2.4 – Расходы на содержание основных средств
Наименование показателя | 2009 г. | 2010 г. | Абсолютное отклонение |
Амортизация основных средств, тыс.руб. | 179,92 | 398,09 | 218,17 |
Расходы на ремонт основных средств, тыс.руб. | 85,13 | 140,59 | 55,46 |
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений и оборудования, тыс.руб. | 2751,15 | 2639,51 | -111,64 |
Расходы на топливо, газ, электроэнергию, тыс.руб. | 72,63 | 312,20 | 239,57 |
Итого издержек обращения по содержанию основных средств, тыс.руб. | 3088,83 | 3490,39 | 401,56 |
Товарооборот, тыс.руб. | 94240,52 | 81807,17 | -12433,35 |
Уровень издержек обращения по содержанию основных средств, % | 3,28 | 4,27 | 0,99 |
До названия таблицы и после нее, а также до рисунка и после его названия необходимо выдерживать одну пустую строку. Между рисунком или таблицей и их названиями пропускать строку не нужно.
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами.
Пояснения символов формулы могут быть даны либо в тексте, либо сразу за формулой. Пояснения каждого символа дается с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Пояснение начинается со слова «где».
Формулы нумеруются арабскими цифрами. Допускается нумеровать формулы в пределах главы. В этом случае номер состоит из номера главы и порядкового номера формулы в пределах раздела (но не параграфа), разделенного точкой.
Ссылка в тексте на формулу содержит номер формулы в скобках. Например, отражено в формуле (2.1).
Формулы располагаются по левому краю страницы с абзацного отступа.
Номер формулы записывается в круглых скобках и помещается на уровне строки формулы (если формула на нескольких строках, то на уровне последней сроки) около правого края страницы.
Далее следует запятая и со следующей строки слева после слова «где» идет расшифровка всех входящих в формулу показателей. Каждый показатель описывается с новой строки и выравнивается по предыдущему показателю.
Пример: Размер максимального текущего запаса определяется по формуле:
где Qmax - максимальный текущий запас соответствующего материала; QT - объем среднесуточного календарного потребления; Tп - величина интервала поставок данного вида материалов. |
При написании формул рекомендуется использовать редактор формул («Вставка» «Объект» «Microsoft Equation»). Для удобства использования его рекомендуется вывести на панель инструментов («Сервис» «Настройка» «Вставка» «Редактор формул» (перетащить мышью, удерживая нажатой ее левую кнопку, на нужное место панели инструментов)).
Список использованных источников включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. Все приведенные цитаты, цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылку на источники. Ссылки даются внутри текста. После упоминания источника в квадратных скобкахставят порядковый номер, под которым этот источник значится в списке использованных источников. Например, [1].
Все источники должны быть перечислены в алфавитном порядке и пронумерованы. Первыми в списке приводятся официальные нормативно-правовые документы (сначала – Кодексы и федеральные законы, затем – указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д.), затем - монографии, учебники, учебные пособия, журнальные и газетные публикации, справочники, статистические сборники, после них - Интернет-источники. Список использованных источников должен содержать не менее 20 наименований.
В Библиографическое описание книги включаются:
- фамилия и инициалы автора (если таковой имеется);
- полное название книги;
- после косой черты – данные о редакторе (если есть, то пишется слова «Под ред.», инициалы и фамилия редактора) и точка;
- после тире – название города, в котором издана книга и точка;
- после двоеточия – название издательства (без кавычек);
- после запятой – год издания и точка;
- после тире - количество страниц или диапазон страниц (можно не указывать).
Пример: Книга имеет одного или несколько авторов: 1) Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2004. 2) Пелих А.С., Терехов Л.Л., Кизилов А.Н. Методы анализа, планирования и управления. - Ростов н/Д: РГЭА, 2007. Описание книги под заглавием: 1) Экономика торгового предприятия / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2007. 2) Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001. |
При использовании статьи из книги или издания необходимо указать:
- фамилию и инициалы автора;
- название статьи;
- после двух косых линий – название издания, где она помещена и точка;
- после тире – год издания и точка;
- после тире – номер и точка.
Пример: 1) Чернов В.А. Использование электронных таблиц «MS Excel» // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - №3. 2) Чернов В.А. О калькулировании затрат в сфере обращения // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. - №1. |
При использовании Интернет-источников необходимо указать автора (если есть), название статьи, поставить точку, после которой указать страницу сайта, откуда позаимствован материл.
Пример: 1) Волков Ю.В. Коммерческая деятельность: принципы управления в производственной организации. http://www.klubok.net/topic20.html. 2) Характеристики финансового риска. http://www.risk24.ru/finriski.htm. |
Варианты оформления списка использованных источников представлены в приложении Е.
Приложения целесообразно создавать для размещения громоздких таблиц, статистического материала, описания методики расчета, исторических справок, отчетов исследований, анкет и т.п. Такой материал, помещенный непосредственно в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение.
Следует подчеркнуть, что любые таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.п., приводимые в основной части или выносимые в приложения, должны активно «работать», т.е. на них надо ссылаться для облегчения понимания идей автора, его аргументации.
Приложения оформляются как продолжение дипломной работы, включаются в нумерацию всей работы и размещается после списка литературы.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы.
Сверху по центру страницы проставляется номер страницы.
Обозначениеприложения начинается со слова «Приложение» и буквы русского алфавита (выравнивание – по правому краю).
Обозначают приложение заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ.
Заголовок приложения размещается сверху в центре страницы под обозначением. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в работе.
Рисунки и таблицы каждого приложения имеют отдельную для каждого приложения нумерацию арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например – Рисунок А.1 или Таблица А.1.
Оформление рисунков и таблиц приложений аналогично их оформлению в основной части ВКР (см. прил. Ж).
Пример: Приложение А Возрастные параметры потребительской аудитории |
При оформлении элементов текста следует учесть, что точка не ставится в обозначениях системы мер (мм, кВ, мА), в условных сокращенных обозначениях (б/у, х/б). Если общепринятого сокращения не существует, то точка в сокращении ставится (кв.м, эл. прибор). Точка ставится в сокращениях и т.д., и т.п. Точки также не ставятся в конце заголовков и отделенных от текста подзаголовков, колонтитулах, заголовках и строках таблиц, подписях под рисунками, схемами и диаграммами.
Для написания текста не применяйте эффектов подчеркивания (Underline) и курсива (Italic). Однако курсив может использоваться при написании формул.
Если надо выделить текст, используйте эффект выделения жирным шрифтом (Bold).
Имена переменных, пишущиеся латиницей, выделяют курсивом (курсивом не выделяют греческие символы, а также формулы химических соединений, хотя при их написании используются символы латиницы).
Отдельно дадим несколько рекомендаций по оформлению содержания.
В текстовом редакторе MS Word реализована возможность автоматической вставки оглавления, которой желательно воспользоваться, поскольку выполнение и исправление содержания вручную занимает много времени, кроме того, не позволяет быстро переходить на нужные страницы.
Для этого надо понять, что «единицей оформления текста» в MS Word является абзац. К абзацам применяются так называемые стили. Это означает, что можно однажды создать «стиль» оформления текста: например, заголовок главы – прописными буквами, по центру, начинается с новой страницы, переносы слов запрещены; подзаголовок – строчными буквами, но выделен жирным, с отступом после него, обычный текст - с абзацным отступом, выравниванием по ширине, с переносом слов, и так далее (Меню «Формат» «Стили и форматирование» «Создать» или «Изменить», далее по пунктам меню). И к любому абзацу можно «применить» один из стилей, что автоматически сделает его оформленным по заданному образцу. В дальнейшем, изменив стиль, можно автоматически изменить все абзацы текста, которые им помечены. Это сильно экономит время при оформлении работы согласно требованиям нормоконтроля. В текстовом редакторе MS Word есть целый комплект уже готовых стилей, можно воспользоваться ими, а если не подходит их внешний вид – изменить.
Оглавление текстовый редактор MS Word прекрасно умеет вставлять и сам. Для этого нужно в тексте пометить все заголовки и подзаголовки стилями соответствующего уровня: названия глав, а также заголовки «Введение», «Заключение», «Приложения», «Список использованных источников» - стилем «Заголовок 1», названия параграфов – стилем «Заголовок 2», подпараграфов – «Заголовок 3» и так далее. Когда работа закончена, в начале работы пишется слово «Содержание» и, поставив курсор в следующий абзац, осуществляется переход в меню «Вставка» «Ссылка» «Оглавление и указатели». В появившемся меню выбирается закладка «Оглавление» и настраивается, как должно выглядеть содержание работы: нужны номера страниц или нет (как правило, нужны), количество уровней, которое будет показано (1 уровень – будут только заглавия глав, 2 уровня – наиболее распространенный вариант – главы и параграфы, 3 уровня - будут видны и подпараграфы). В оформление, как и в другие меню, создателями программы заложены разные нюансы, но обычно они не нужны. После нажатия клавиши «ОК», программа «пробегает» по всему тексту и «собирает» все абзацы, помеченные стилями «Заголовок», номера страниц, на которых они расположены, и, создав из них оглавление, вставляет его в то место, где был поставлен курсор. После этого следует внимательно посмотреть на получившееся оглавление: все ли главы и параграфы в него вошли, не забыли ли пометить какой-нибудь заголовок нужным стилем?
Теперь, если в тексте произошли серьезные изменения, отобразить их в содержании очень просто. Для этого нужно поставить курсор на оглавление и в меню, выпадающим после щелчка правой кнопкой мыши, выбрать пункт «Обновить поле», а далее - один из режимов обновления – «Обновить только номера страниц», если просто сместился текст, или «Обновить целиком», если были внесены изменения в структуру работы (убраны или добавлены разделы с заголовками, изменены формулировки названий пунктов).
При работе с содержанием следует учитывать, что оно не является таким же куском текста, как любой другой, а представляет собой набор «полей». Поэтому, если нужно внести изменения формулировки глав и других заголовков, необходимо делать это в самом тексте и обновлять содержание, поскольку, если править в оглавлении, в тексте все останется, как было.