Социально-потребительский комплекс

Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство.

Отрасли социально-потребительского комплекса тесно взаимосвязаны друг с другом и населением, что определяет их тер­риториальную организацию.

Опыт высокоразвитых стран мира показывает, что без успешного развития этих отраслей нельзя создать высокоэффективную рыночную экономику.

Торговля– одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. Торговля представляет собой обособившуюся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих товары народного потребления путем купли-продажи.

Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую и розничную торговлю. Именно розничная торговля завершает процесс товарного обращения, так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей.

Развитие и состояние розничной торговли анализируются с использованием ряда показателей. Важнейшим среди них является объем розничного товарооборота, который в значительной степени отражает и уровень жизни населения.

Рассматривая розничный товарооборот по формам собственности, можно проследить процесс становления в Беларуси многоукладной торговой системы. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора.

Розничная торговая сеть с учетом особенностей торгового обслуживания населения делится на стационарную, передвижную и посылочную. Ведущая роль принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть. Через магазины реализуется основная часть товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. Недостатками мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и быта – для торгового персонала.

Число магазинов в розничной торговле значительно расширяется, однако сокращается сеть магазинов потребительской кооперации на селе.

В условиях развития рыночных отношений численность предприятий розничной торговой сети определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента реализуемых товаров обусловит в дальнейшем расширение торговой сети и торговых площадей за счет различных источников финансирования. Это могут быть промышленные, совместные, коллективные, частные и иностранные предприятия розничной торговли. В городах, особенно в Минске, намечается строительство гипермаркетов, которые дают новые стимулы развитию торговли.

Увеличению объемов продажи отечественных товаров и созданию конкурентной среды предприятий будет способствовать расширение фирменной торговли и совершенствование ее функционирования.

Снабжение крупных городов и промышленных центров отечественными продовольственными товарами тесно связано с развитием регулируемых государством оптовых продовольственных рынков.

Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных мест, во многом определяется разви­тием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005–2010 годы. Главной целью программы является повышение качества обслуживания сельского населения путем создания условий для устойчивого экономического роста организаций потребкооперации.

Общественное питание – отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.). Кроме государственных и кооперативных, частных и иностранных предприятий она включает все формы общественно организованного питания населения в детских дошкольных учреждениях, больницах, домах отдыха, санаториях, на турбазах и т.д.

Общественно организованное питание в детских дошкольных учреждениях, больницах, санаториях, организуемое за счет общественных фондов потребления бесплатно или на льготных условиях.

Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий общественного питания. Они связаны с увеличением их финансовой самостоятельности, совершенствованием методов хозяйствования, появлением стимулов к повышению конкурентоспособности.

Кризис в общественном питании связан с резким ухудшением финансового состояния предприятий этой отрасли. Наряду с ростом сети престижных ресторанов и кафе с высоким уровнем обслуживания и дизайна наблюдалось сокращение столовых, где питаются рабочие.

Для повышения рентабельности отрасли предусматривается создание сети предприятий быстрого питания, для которых характерна высокая окупаемость.

Проблемы и перспективы развития общественного питания изложены в программных документах по внутренней торговле и потребительской кооперации. В них намечается восстановление и расширение сети предприятий при высших и средних учебных заведениях, промышленных предприятиях, организациях.

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.

Систему управления бытовым обслуживанием населения образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.

Сфера бытового обслуживания подразделяется на технологически различные производственные отраслевые группы. Это ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные, обрядовые и прочие виды услуг. Основную долю в бытовом обслуживании занимают производственные услуги. Они оказываются как в индивидуальном порядке, так и через специализированные организации.

Несмотря на важность и перспективность сферы бытового обслуживания населения, в Беларуси постоянно ощущается недостаточность предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности; нет соответствующей материально-технической базы; не хватает профессиональных кадров; качество и структура оказываемых услуг не всегда отвечают потребностям населения.

Экономическая эффективность предприятий бытового обслуживания населения зависит от многих факторов. Главными из них являются срок выполнения заказа и качество услуг.

В Республике Беларусь взят курс на развитие бытового обслуживания населения, которое имеет средние доходы. Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных и химчисток.

С целью создания конкурентной среды необходимо осуществить меры по развитию малого предпринимательства.

В государственном объединении «Белбыт» разработана Программа развития бытового обслуживания населения Республики Беларусь. В качестве главной задачи в программе выступает стабилизация сферы бытового обслуживания населения, насыщение рынка разнообразными видами бытовых услуг, в первую очередь социально значимых, повышение их качества на основе создания правовых, организационных и экономических условий.

Жилищно-коммунального хозяйство, создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Именно оно обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

В стране уровень развития жилищно-коммунального хозяйства не в полной мере соответствует предъявленным к нему требованиям. Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в Беларуси.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз и утилизацию мусора, канализацию).

Жилищная сфера – составная часть народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жи­лищным фондом, его содержание, ремонт.

В отличие от других отраслей социальной сферы объемы и качество жилищно-коммунальных услуг не подлежат сокращению ниже определенного минимума. От развития ЖКХ зависит функционирование и производственной сферы, и всего хозяйственного комплекса.

Жилищно-коммунальное хозяйство входят две крупнейшие подотрасли: жилищное строительство и содержание жилого фонда. Коммунальное хозяйство включает санитарно-технические службы и предприятия (водопровод, канализацию и т.д.), энергетическое и транспортное хозяйство, хозяйство внешнего благоустройства.

Уровень благоустройства жилищного фонда Республики Беларусь характеризуется резкими контрастами между городами и сельской местностью. Это оказывает определенное влияние на его использование (оно не всегда востребовано).

В ЖКХ остается актуальной проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

Основными направлениями реформы ЖКХ являются:

§ развитие системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от качества и местоположения;

§ совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;

§ совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных орга­низаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды;

§ передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья.

Наши рекомендации