Фискальная политика: цели и инструменты. Типы фискальной политики
Фискальная политика осоставная часть эконом политики гос-ва, направл на регулир экономики. Гос расходы и налоги оказывают прямое влияние на уровень совок расходов, на объём нац пр-ва и занятости.
Фискальная политика-инструмент регулирования спроса и предложения, циклич колебаний, инфляции.
Позитивная фискальная политика-процесс установления гос налогооблажения и гос расходов с такими расчетами, чтобы они:
1. гасили колебания экономич циккла
2. вели в поддержанию растущей экономики
Фискальная политика подразделяется на:
Стимулирующаяпредполагает рост гос расходов и уменьшение налогов, что формирует дифицит гос бюджета, кот в условиях неполной занятости оказывает стимулирующее действие.
Сдерживающая(рестракционная) предусматривает уменьш гос расходов и увеличение налогов, в рез-те чего возникает положительное сальдо гос бюджета.
В зависимости от механизма реагирования на изменение ситуации различают
дискреционную политику-целенаправленное изменение величин гос расходов, налогов в результате действий правит-ва, направленных на изменение объёмов пр-ва и темпов инфляции.
Недискреционную политику-изменение величин за счет встроенных стабилизаторов(система налогооблажения, гос трансферты)
Дискреционной политике свойственны 3 лага:
1 распознавания (время между появлением безраб или инфляц и моментом их фиксации)
2.время между фикс и принятием соотв мер
3 функцион лаг-время между принят реш и получ рез-та
Проблемы реализации фискальной политики.
Фискальная политика – инструмент регулирования спроса и предложения, циклич колебаний, инфляции..
К полит проблемамреализации фискальной политики относят:
Наличие других целей, приоритет стимулирующих целей, политич деловой цикл, обусловленный сроками избрания.
Недостатком стимулир фиск политики выступает инфляционный потенциал при стимулировании совокупного спроса: возможность перераспределения компонентов совок спроса, а не его роста.
Механизм дискреционной фискальной политики:
deltaG=G2-G1
Понятие, структура и функции финансовой системы.
Финансы –система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств через особые фонды и учреждения. Различают финансы гос и хозяйствующих субъектов. Реализация фунцкий осущ через финанс систему-система форм и методов образования, распределения и использования фондов денеж средств в экономике; взаимосвязь всех сфер финанс отношений.
Функции финансов:
1. Распределительная, цель – обеспечить каждого хоз субъекта необходимыми финанс ресурсами.
2. Контрольная – состояние финансов должно сигнализировать о течении рапределит и поизводс процессов.
Гос финансы – все денежные отношения по поводу распределения ВВП.
Субъекты: правительство(гос-во), субъекты федерации (области, муницп органы управления)…
Гос финансы принято рассматривать следующей терминологией:
Консолидирующий бюджет-бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местного бюджета
Расширенный бюджет-сумма федерального бюджета и бюджета внебюджетных фондов. Создается для помощи внебюджетным фондам
Государственный бюджет: понятие и структура.
Гос бюджет-ведущее звено финанс системы, через него осущ-ся постоянная мобилизация рсурсов и их распределение. Гос бюджет-основной финансовый план гос-ва на текущий год, имеющий силу закона.
Функции гос бюджета:
1. перераспределит (до 40%)
2. гос регулирование и стимулирование экономики
3. финансирование соц политики
4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда.
Состояние гос бюджета опред-ся 3 факторами:
1. долгосрочной динамикой гос расходов
2. текущей стадией эк цикла
3. текущей политикой в области бюджетных доходов и расходов.
К гос бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды, кот имеют целевое направление и не вкл в гос бюджет. Гос бюджет состоит из доходной и расходной частей.
Расходы: военные(до 40%), вмешательство в экономику (до25%), содержание гос аппарата, соц цели, кредиты другим странам.
Доходы: налог (до 85%), доходы от гос собств-ти, земли..), операции с капиталом…