Классический подход к макроэкономическому равновесию
Классическое направление связано с исследованием объективного механизма, формирующего равновесное состояние экономической системы. Классики полагали, что действующие на рынке силы поддерживают разумный и мудрый порядок, и эти силы решают все проблемы. По их мнению, царицей и судьей на рынке является цена (встроенный стабилизатор). Система гибких цен регулирует не только распределение ресурсов, объемы производства, конкретных товаров и поток услуг, но и справляется с возникающими осложнениями в экономике. В результате установления равновесия на каждом из рынков есть результат действия саморегулирующего механизма, а любое отклонение от равновесного состояния рассматривается как явление временное. Поскольку экономика сама справляется со своими проблемами, то государственное вмешательство в хозяйственные процессы в классической теории сведено к минимуму. Система встроенных стабилизаторов позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства государства, восстановить нарушенное равновесие.
Вывод о саморегулирующемся характере экономики в силу действия автоматических стабилизаторов рассматривается как один из основных постулатов классического подхода к макроэкономическому равновесию.
В основу классической модели положен закон Сэя. Этот закон сводится к положению о том, что «предложение товаров создает собственный спрос». Согласно закону Сэя, в целом, не может быть разрыва между спросом на товары и их предложением, хотя, очевидно, могут существовать расхождения между ними в пределах того или иного сектора. Но в этом последнем случае для сектора, в котором спрос превышает предложение, всегда найдется соответствующий другой сектор, где предложение превышает спрос, и, таким образом, равновесие в отдельных секторах достигается в результате движения относительных цен. Из этого следует, что каждый участник процесса производства действует не просто ради удовольствия проявлять активность. Но с целью приобрести те блага, которые могут способствовать удовлетворению его нужд; таким образом, каждый производитель в определенном смысле является покупателем собственного продукта. Это гарантирует, что расходы на потребление будут достаточны для полной реализации всей произведенной продукции на рынке.
С целью конкретизации понятия равновесия выделяются три рынка: рынок труда, рынок товаров и денежный рынок. Общее равновесие означает равенство спроса и предложения на каждом из трех рынков. Именно такое понимание экономического равновесия сложилось в классической теории, т. е. когда не равновесие хотя бы на одном из рынков невозможно.
Определяющим в классической модели является рынок труда, поскольку установление равновесия на данном рынке автоматически приводит к равновесию и на всех других рынках. Для анализа функционирования рынка в модель вводится агрегированная производственная функция. Упрощенная форма этой функции учитывает три группы факторов: земля, труд, капитал.
Земля включает все естественные ресурсы данной территории (обрабатываемые площади, метеорологические факторы и т. д.); труд – всех лиц, занятых в производстве и связанных с ними; капитал – любой материальный ресурс, являющийся результатом процесса производства и вновь используемый для производственных целей.
В формализованном виде агрегированная производственная функция имеет следующий вид:
,
где Y – национальный продукт;
L – труд;
T – земля;
К – капитал.
В краткосрочных макроэкономических моделях в производственной функции единственным переменным фактором считается труд, поскольку, согласно определению Маршалла, короткий период – это такой промежуток времени, в течение которого изменение объема капитала настолько незначительно, что им можно пренебречь.
С учетом вышеизложенного, производственная функция примет следующий вид: Y = Y(L), т. е. является функцией одного лишь переменного фактора – труда. Поскольку в функции данного вида существует однозначная связь между объемом применяемого труда и уровнем производства, то определение равновесного уровня занятости дает информацию и о национальном объеме производства.
В классической теории занятости анализируются агрегированные функции спроса и предложения труда. Предприниматели в условиях совершенной конкуренции предъявляют спрос на труд исходя из теории равенства предельного продукта труда реальной заработной плате. Отсюда, условие равновесия для предпринимателя выражено следующей формулой:
,
где W – номинальная заработная плата;
Р – общий уровень цен.
Если реальная заработная плата растет, предприниматель сокращает спрос на рабочую силу, если же реальная заработная плата снижается, спрос на рабочую силу возрастает, поскольку в силу принципа убывающей доходности предприниматель только таким образом может сохранить равновесие.
В сущности, спрос на рабочую силу есть убывающая функция реальной заработной платы:
при .
|
Что касается функции предложения труда, то она выражает прямую зависимость между уровнем реальной заработной платы и предложением труда.
Предложение труда рассматривается как возрастающая функция реальной заработной платы.
при .
На графике наклон функции предложения труда положителен.
На графике, показанном на рис. 3.1, наклон функции предложения труда положителен.
Рис. 3.1. График функции предложения труда
Объединение этих двух графиков характеризует состояние рынка труда (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Рынок труда
При заработной плате (W/P)F на рынке труда создается равновесие в том смысле, что все, кто ищет работу при данной величине заработной платы, ее находят и что, с другой стороны, все предприниматели оказываются в состоянии найти именно то количество рабочей силы, которое они намерены использовать (опять-таки при данной ставке заработной платы). Следует отметить, что положение, определяемое точкой Е, называется также положением полной занятости, потому что в этом случае не оказывается таких рабочих, которые хотели бы работать, но не находили себе рабочего места.
Отклонение заработной платы от равновесного уровня вверх или вниз выводит рынок труда из состояния равновесия. Предположим, что реальная заработная плата возросла до уровня (W/P)1. В том случае предложение труда превышает спрос на труд. Появление безработных воздействуют на уровень заработной платы в сторону ее снижения, что увеличивает занятость, и сокращает разрыв между спросом и предложением труда. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто состояние равновесия при полной занятости. Если же реальная заработная плата находится на уровне (W/P)2, то под воздействием рыночного механизма развитие процесса идет в противоположном направлении. При реальной заработной плате (W/P)2, как мы видели, создается избыток спроса над предложением труда. Многие из предпринимателей, которые не смогли удовлетворить свой спрос на рабочую силу, готовы предложить трудящимся более высокую, чем существующая на рынке, реальную заработную плату. Естественно, рабочие предпочитают получать более высокую заработную плату, так что предприниматели, не желающие потерять рабочих, вынуждены повышать ее. При повышении реальной заработной платы уменьшается разрыв между спросом и предложением труда, и процесс сближения продолжается до тех пор, пока не остается ни одного предпринимателя, который был бы согласен платить рабочим реальную заработную плату более высокую, чем существующая на рынке. Таким образом, и в этом случае происходит движение рынка к состоянию полной занятости.
Наличие безработицы и избыточных рабочих мест в условиях современной конкуренции не может быть устойчивым, поскольку под влиянием ценного механизма происходит движение к положению равновесия при полной занятости. В этих условиях вынужденная безработица обусловлена действием внеконкурентных элементов.
К этим внеконкурентным элементам относятся, в частности, государственное вмешательство, устанавливающее минимальный уровень заработной платы, и деятельность профсоюзов трудящихся, выступающих против снижения уровня заработной платы.
Равновесие на рынке труда означает, что производители реализовали свои планы относительно объемов выпуска, а домохозяйства – относительно уровня дохода. Поскольку экономика постоянно функционирует в режиме полной занятости, то кривая совокупного предложения труда (LS) вертикальна на уровне LF – величины рабочей силы (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Рынок труда
Из графика следует, что падение спроса на труд сместит кривую Ld1 в положение Ld2.
Если совокупное предложение туда (LS) неизменно, то это приведет к сокращению занятости до уровня L1 и появлению безработицы в размере (LF – L1) . Безработные, очевидно, согласятся работать по более низким ставкам зарплаты, чем вообще ничего не получать. Да и предпринимателям выгоднее нанимать рабочих, когда их зарплата окажется ниже уровня W1. В результате произойдет снижение номинальной ставки зарплаты до уровня W2, определяемого пересечением кривых Ld2 и Ls . Падение цены труда вызовет уменьшение издержек производства и, далее, снижение цен на товарном рынке. В итоге реальная заработная плата рабочих не изменится (хотя номинальная и понизится), и, главное, экономика снова функционирует в режиме полной занятости.
При полной занятости национальный объем производства фиксируется на уровне естественного выпуска и кривая совокупного предложения принимает вертикальный вид (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Рынок благ
Из данного графика следует, что равновесие на товарном рынке достигается при равенстве АД = АS.
Из системы национальных счетов вытекает взаимосвязь между национальным объемом производства, национальным доходом и национальными расходами. Совокупное предложение выражается в национальном доходе, который распределяется на потребление и сбережение (NI = C + S).
Совокупный спрос представляет собой сумму потребительских и инвестиционных расходов (NI = C + I). Равенство между национальным доходом и объемом национальных расходов характеризует условие равновесие на товарном рынке: C + S = C + I.
Исключив общую для обеих частей равенства величину, получим: S =I.
Таким образом, для того чтобы осуществить равновесие между совокупным спросом и предложением товаров, достаточно, чтобы объем инвестиции был равен объему сбережений.
Если плановые инвестиции не будут соответствовать запланированным сбережениям (I ¹ S), на рынке благ может возникнуть дисбаланс, но он будет устранен посредством рынка капитала. Так лица, делающие сбережения, не станут держать их в ликвидной форме, если можно использовать их таким образом, чтобы они приносили ему процент (путем покупки акций или облигаций, банковских вкладов и т. д.), то при росте нормы процента люди получают стимул сберегать больше, и, напротив, если норма процента понижается, они, как правило, сберегают меньше. Отсюда следует, что объем сбережений является возрастающей функцией нормы процента.
S = S(i) ; S`(i) > 0.
Со своей стороны предприниматели, предъявляя спрос на заемные средства, исходят из сопоставления ожидаемой нормы прибыли с издержками заимствования, в качестве которых выступает процентная ставка.
Если процентная ставка меньше нормы прибыли, получаемой от инвестиций, то предприниматель сочтет выгодным для себя взять эти деньги взаймы и осуществить вложения. Напротив, если «цена» денег превышает норму прибыли, которую предполагается получить от вложения капитала, то предприниматель не возьмет эти деньги взаймы и не станет вкладывать свои средства. Наконец, в случае, если норма процента равна норме прибыли, то предпринимателю будет безразлично, брать ли в долг или нет и соответственно делать вложения или отказаться от них.
Отсюда следует, что инвестиции есть убывающая функция нормы процента:
I = I(i) и I¢(i) < 0.
Рынок капитала можно представить графиком, показанном на рис. 3.5.
Рис. 3.5. Рынок капитала
При норме процента выше i*, объем сбережений превышает объем инвестиций, и в том случае те, кто намерен сберегать, не всегда могут найти себе «партнера», готового платить им принятую в данный момент норму процента. Но поскольку значительная часть лиц, которые не находят себе «партнера», склонны предлагать свои сбережения даже при более низком проценте, а предприниматели, очевидно, предпочитают брать взаймы больше при таком проценте, то норма процента на рынке снижается, сокращая разрыв между объемом сбережений и инвестиций. Этот процесс продолжается вплоть до тех пор, пока объем сбережений и объем капиталовложений полностью не совпадут.
С другой стороны, если норма процента ниже нормы, соответствующей равновесию, то инвестиции превышают объем сбережений, и в этом случае не все предприниматели, способные платить такой процент, смогли бы подыскать себе владельцев сбережений, которые были бы готовы предложить им деньги взаймы. Однако значительная часть предпринимателей, оказавшихся не в состоянии изыскать необходимые им средства, готова платить более высокий процент за взятые в заем средства, а с другой стороны, владельцы сбережений предпочитают получить более высокий процент. В результате норма процента повышается, вызывая сокращение разрыва между объемами сбережений и инвестиций. Рост нормы процента продолжается до тех пор, пока не будет достигнута такая ее величина, которая обеспечивает равенство объема сбережений и инвестиций.
Таким образом, движение нормы процента в условиях рынка свободной конкуренции может обеспечить равенство между сбережениями и инвестициями и, следовательно, равенство между совокупным спросом и предложением.
Таким образом, если на рынке благ возникает дисбаланс, то он находит свое отражение на рынке капитала, а так как последний имеет встроенный стабилизатор, автоматически восстанавливающий равновесие, то установление равновесия на рынке капитала приводит к восстановлению равновесия на рынке благ.
Классическая модель макроэкономического равновесия характеризует принцип классической дихотомии реальной и денежной сфер экономики. Суть данного принципа состоит в том, что деньги существуют лишь для того, чтобы облегчить развитие реальных процессов, но не воздействуют на их результат.
Рассмотрим денежный рынок. Классичесая трактовка денег основана на так называемой количественной теории денег, основное положение которой может быть сформулировано следующим образом: «Общий уровень цен изменяется пропорционально количеству находящихся в обращении денег».
Выделяют два варианта количественной теории денег. Первому из них положил начало И. Фишер. Сформулированное им уравнение обмена имеет вид:
,
где М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег;
P – общий уровень цен;
Y – объем национального производства в натуральном выражении.
Смысл этого уравнения заключается в том, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени равна произведению количества денег в обращении на скорость их обращения (или количество уплаченных во всех сделках денег равно сумме цен всех проданных благ).
В уравнении обмена скорость обращения денег и уровень производства не зависят от количества находящихся в обращении денег и являются величинами постоянными. Следовательно, общий уровень цен должен измениться в том же направлении, что и количество денег.
,
где – const,
Кембриджский вариант количественной теории денег отличается от уравнения Фишера тем, что в нем вместо скорости обращения денег вводится понятие предпочтения ликвидности.
Если обозначить через К ту долю дохода, которую общество в целом считает целесообразным хранить в денежной форме, то получим следующее условие равновесия на денежном рынке:
,
где М – предложение денег;
КPУ– спрос на деньги.
Таким образом, и для Кембриджской школы также оставалось в силе основное положение количественной теории денег, а именно что общий уровень цен изменяется в том же направлении, что и количество находящихся в обращении денег. Они считали, что ни К ни Y не зависят ни от количества обращающихся денег, ни от общего уровня цен.
Соотношение между количеством денег в обращении и доходом можно выразить графически (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Рынок денег