Работа с торговыми площадками электронной коммерции моделей В2В и В2С: каталог, биржа, аукцион, электронный магазин
Цель работы: научиться находить торговые площадки, ознакомиться с их характеристиками, правилами работы, товарами, выставляемыми на продажу, научиться совершать покупки.
1.2.1.Работа с каталогом. Необходимо выбрать вид товаров/услуг электронной коммерции сектора B2B: компьютеры и ИТ; лесопромышленность; медицина и здравоохранение; продукты питания; рынок металлов; связь и телекоммуникации; сельское хозяйство; строительство; топливно-энергетический комплекс; химическая промышленность и др.
Пользуясь поисковыми системами и Internet-каталогами (Aport, Yandex, Rambler, Google и др.) найдите не менее 2 предприятий сектора B2B, торгующих выбранным товаром или услугой (например, http://www.b2b-center.ru/, http://russia-b2b.net/, http://ru.rusmarket.com/ и др).
После просмотра каждого из найденных предприятий занесите в отчет ответы на следующие вопросы:
- Оцените представленный каталог товаров, услуг, организаций.
- Оцените возможности поисковой системы по поиску товаров, услуг, организаций.
- Отметьте достоинства и недостатки пользовательского интерфейса.
- На каком этапе проводится регистрация посетителя? Каковы требования для регистрации?
- Предлагаются ли какие-либо дополнительные услуги для клиентов (документация, постановления, обзоры, статьи, новости, биржи труда и т.п.)?
- Присутствует ли возможность участия в тендерах? Можно ли просмотреть существующие заявки на покупку, продажу, экспорт, импорт? Доступна ли информация о ценах?
- Имеется ли on-line помощь?
- Каковы источники дохода каждой из площадок?
Далее необходимо проанализировать результаты п. 1-8 и сделать выводы об отличительных особенностях каждого из рассмотренных предприятий.
1.2.2.Работа с биржами. Найдите, например, сайт Московской фондовой биржи, биржи, торгующей зерном, металлом, лекарствами. Выберите для работы не менее 2 предприятий. Ознакомьтесь со спецификой функционирования данных торговых систем.
В отчете представьте сравнительное описание функционирования бирж:
- какими товарами торгует биржа;
- правила работы на бирже;
- регистрация;
- участники;
- справочная информация.
Данные позиции раскрываются относительно каждой анализируемой биржи.
1.2.3.Работа с аукционом. Найдите, например, Molotok.ru, newauction.ru/, e-bay.ru и др. Выберите для работы не менее 2 предприятий. Ознакомьтесь со спецификой функционирования данных торговых систем.
В отчете представьте описание функционирования аукционов согласно следующей схеме:
- вид аукциона, возможная схема проведения торгов;
- виды товаров (товарных групп), выставляемых на данном аукционе;
- количество одновременно выставляемых на торги предметов;
- установленная цена (начальная цена, блиц-цена, минимальная цена);
- условия победы в аукционных торгах;
- возможность нескольких ставок подряд от одного покупателя;
- обязанности (ответственность) покупателя, продавца;
- возможность просмотра списков участников аукциона, ставок;
- продолжительность аукциона и пр.
Данные позиции раскрываются относительно каждого анализируемого аукциона и используются для проведения многофакторного сравнительного анализа их функционирования по следующим вопросам:
1) Для какого «покупателя» выгоден данный вид аукциона?
2) Для какого «продавца» наиболее выгоден данный вид торгов?
3) Оценка интерфейса аукциона с учетом удобства взаимодействия, учета потребностей целевой аудитории, достаточности представленной информации о лотах, ходе торгов.
4) Уровень действующих платежных и логистических систем, поддерживающих данный аукцион.
5) «Популярность» аукциона с учетом количества участников, широты представленных групп товаров, ориентации на работу со специфичными товарами и пр.
1.2.4.Работа с электронным магазином. Выберите товар или услугу предприятий электронной коммерции сектора В2С: аудио, видео; книжная продукция; компьютерная техника; лекарственные препараты; мебель, предметы интерьеры; одежда, обувь; парфюмерия, косметика; программное обеспечение; продукты питания; спортивные товары; средства связи; ювелирные изделия и др.
Пользуясь средствами поиска сети Internet найдите 4 электронных магазина, торгующих выбранным товаром или услугой.
Для осуществления процесса покупки в большинстве электронных магазинов необходимо пройти регистрацию. При нежелании предоставлять реальные данные о себе (имя, адрес, e-mail) в процессе регистрации можно ввести данные, не соответствующие действительности. После регистрации смоделируйте процесс покупки.
Примечание. В процессе покупки подтверждения заказа НЕ ДЕЛАТЬ!
После завершения процесса моделирования покупки занесите в отчет ответы на указанные ниже вопросы по каждому из четырех электронных магазинов:
1) Оцените товарный ассортимент магазина (наличие разделов и подразделов).
2) Сколько шагов, потребовалось для поиска нужного товара (при использовании меню и поисковой системы)?
3) Оцените полноту представленного текстового описания выбранного товара/услуги.
4) Отметьте достоинства и недостатки пользовательского интерфейса.
5) Отметьте наличие/отсутствие графического и мультимедийного описания товара (видео, звук) и их влияние на скорость загрузки web-страниц.
6) Проводилась ли (и на каком этапе) регистрация посетителя. Какие сведения потребовались?
7) Предлагались ли какие-либо дополнительные услуги при формировании Корзины?
8) Перечислить предлагаемые электронным магазином системы оплаты.
9) Перечислить предлагаемые электронным магазином системы доставки.
Занесите результаты сравнения электронных магазинов в таблицу. Для пунктов 1-7 для оценки используйте 5-ти балльную шкалу.
Таблица. – Сравнение электронных магазинов
№ | Критерии оценки | Электронные магазины | |||
Скорость загрузки сайта | |||||
Полнота текстового описания | |||||
Степень дружественности интерфейса | |||||
Графическое и мультимедийное описание | |||||
Удобство системы регистрации | |||||
Дополнительные сервисные услуги | |||||
Полнота on-line помощи | |||||
Стоимость выбранного товара | |||||
Количество товарных разделов | |||||
Количество шагов при поиске | |||||
Количество систем оплаты | |||||
Количество систем доставки |
После проанализируйте результаты таблицы:
- расположите вышеперечисленные критерии по убыванию их важности для покупателя;
- расположите электронные магазины по степени удовлетворения вышеуказанным критериям. Определите «лучший» и «худший» магазин.